Традиционные способы обработки кожи у народов Дагестана (XIX - начало ХХ в.): технологические особенности и основные центры промысла
Автор: Гимбатова Мадина Багавутдиновна
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Региональные исследования истории и культуры
Статья в выпуске: 1 (33), 2023 года.
Бесплатный доступ
Целью обзора является анализ технологического процесса обработки кожи в Дагестане в XIX - начале ХХ вв., автором использованы труды по этнографии народов Дагестана. Рассмотрены технологические этапы обработки кожи, получение из нее сафьяна, описаны инструменты для снятия мездры и мягчения кожи, способы получения цветовой гаммы для окрашивания кожевенных изделий, определены центры по производству и сбыту кожевенной продукции. Анализ показал, что традиционная технология выделки кожи предусматривала несколько этапов обработки сырья: засаливание, просушивание, проветривание, очищение от жира, промывание, замачивание в растворе, расчистка от мездры, мягчение, отбеливание, окрашивание. Для обезжиривания и отбеливания использовали муку, соль, птичий помет, известь, сыворотку, квасцы, уксус. При окрашивании употреблялись железный купорос, кора и корни деревьев, произраставших в данной местности.
Дагестан, народы дагестана, нематериальное наследие, натуральное хозяйство, кожевенный промысел, кожа, сафьян, выделка кожи, обработка кожи, окрашивание кожи
Короткий адрес: https://sciup.org/170198221
IDR: 170198221 | DOI: 10.36343/SB.2023.33.1.008
Текст научной статьи Традиционные способы обработки кожи у народов Дагестана (XIX - начало ХХ в.): технологические особенности и основные центры промысла
Промыслы и ремесла в традиционном хозяйстве народов Дагестана издавна занимали особое место. Наличие сырьевой базы и свободных рабочих рук в условиях господства натуральных и полунатуральных форм хозяйства, малоземелья, разбросанности и удаленности пахотных и сенокосных участков от постоянного места жительства, экстенсивного характера производства, примитивности орудий труда, натуральности и многоотраслевой направленности хозяйства создавали благоприятные условия для их развития в регионе.
В XIX — начале ХХ вв. в Дагестане насчитывалось свыше десяти видов промыслов и ремесел, большинство из которых в настоящее время находятся на грани исчезновения. Исследование традиционных промыслов и ремесел, составляющих нематериальное наследие народов Дагестана, весьма актуально в условиях глобализационных процессов, нивелирующих самобытные национальные культуры, возрождение и сохранение которых — одна из приоритетных задач государства, общества и ученых. Роль последних в этом вопросе заключается в проведении научных изысканий в области изучения исконных хозяйственных занятий народов Дагестана, что, безусловно, будет способствовать возрождению традиционных промыслов и ремесел, отчасти решит вопрос трудоустройства взрослого населения в горах, где всегда наблюдался переизбыток трудовых ресурсов, а также вызовет интерес у молодежи к хозяйственным занятиям своих предков, создаст условия для организации этнодомов и развития въездного и внутреннего туризма.
Актуальность работы заключается еще и в том, что, несмотря на достаточную изученность традиционных промыслов и ремесел народов Дагестана, в трудах этнографов-кавказоведов развитие кожевенного дела освещено довольно фрагментарно [2] [3] [5], и, по существу, отсутствует специальная монография, посвященная традиционным ремеслам Дагестана, в которой этот промысел был бы всесторонне изучен. Некоторым исключением является коллективная монография, посвященная материальной культуре аварцев, в которой отведено значительное место выделке кожи, рассмотрены некоторые нюансы в ее выборе и обработке для изготовления верхней одежды и обуви, инструменты для выделки кожи, способы ее окрашивания [8], что нельзя сказать о других работах, в которых кожевенный промысел представлен слабо [1] [9]. Кроме того, обозначенная проблема не становилась предметом исследования больше сорока лет, а наиболее значимые работы по этой теме вышли в свет еще в прошлом столетии. Данный научный обзор призван помочь будущим исследователям при рассмотрении вопроса становления и развития кожевенного производства в Дагестане в прошлом и определить перспективы его возрождения. С этой целью проанализирована традиционная технология обработки кожи у народов Дагестана и выявлены этапы ее выделки, способы окрашивания, обозначены центры кожевенного производства в регионе в XIX — начале ХХ вв. Отмеченный хронологический период избран не случайно: именно в это время в горах шел процесс интенсивного развития кожевенного производства, а в равнинную часть Дагестана начала поступать кожевенная продукция из российских городов. Несмотря на это, кожа и кожаные изделия, произведенные местными мастерами, выдерживали конкуренцию на рынке и продолжали пользоваться спросом у населения. Обзор создан на основе изданных историкоэтнографических трудов, посвященных народам Дагестана и включающих в числе других компонентов нематериального культурного наследия и исследование традиционных промыслов и ремесел, к которым относится и кожевенное дело.
Методологической и теоретической основой работы послужили функциональный подход, дополненный историко-генетическим и сравнительно-историческим методами и различными приемами, применяемыми при научной реконструкции нематериального наследия. Избранные методы помогут проанализировать непосредственно технологический процесс обработки кожи крупного и мелкого рогатого скота, сравнить способы выделки кож и проследить развитие кожевенного дела у народов Дагестана. В рамках данной работы автор впервые предпринял попытку сравнить и обобщить имеющиеся сведения о кожевен- ном деле в Дагестане и представить наиболее полную картину развития кожевенного производства в регионе в прошлом.
Путешественники, чиновники, офицеры, оставившие свои записки о Дагестане, а также исследователи, изучавшие проблемы традиционного хозяйства горного края, указывали на высокое развитие художественного ремесла у горцев. По опубликованным данным, в начале XX в. промыслами занимались 132,5 тыс. человек (вместе с женщинами, обрабатывающими шерсть) — 40% трудоспособного производительного населения, и их доход составлял 6392,5 тыс. руб. (для сравнения: все поголовье скота Дагестанской области стоило лишь вдвое больше — 23 млн. руб.) [10, с. 105]. Из этих 132,5 тыс. человек наибольшее количество было занято сукноделием — 68 тыс. человек, ковроткачеством — 40 тыс. человек, бурочным промыслом — 5 тыс. человек, ювелирным — 3,3 тыс. человек и т.д. [6, с. 182]. Как видно, наибольшее и значительное развитие получили промыслы и ремесла, связанные с обработкой шерсти, особенно сукноделие.
Большое распространение получило и кожевенное дело, так как обработкой овчин и выделкой кожи занимались почти в каждой семье. Для обуви выбирали козьи и бычьи шкуры, для шуб и головных уборов — овечьи. Изготовление папах и обуви являлось мужским ремеслом, шитье шуб — женским.
Народы Дагестана, проживавшие на равнине и в предгорьях, обработкой кожи занимались лишь для удовлетворения внутренних потребностей, а для большинства горцев в виду ограниченных возможностей в развитии земледельческого и скотоводческого хозяйства, вынуждавших искать другие подсобные источники существования, выделка кожи носила специализированный характер и являлось существенным материальным подспорьем.
Овчина для шуб, папах и прочих изделий обрабатывалась следующим образом. Снятую шкуру тут же посыпали солью со стороны мездры и просушивали в тени. Непосредственно перед дальнейшей выделкой ее в одних случаях промывали в воде (аварцы, даргинцы) [8, с. 68] [9, с. 200], в других — оставляли в тазах («чанахили») на несколько дней (лез гины) [1, с. 24], иногда в течение 2-3 дней обрабатывали землей, которая впитывала в себя жир (лакцы) [2, с. 142]. Кумыки в течение 7–10 дней держали овчину в закваске «эрик», приготовленной из смеси просяной или ячменной муки (или отрубей), соли, уксуса и сыворотки [3, с. 81]. «Эрик» знали и ногайцы, называя так состав, приготовленный из остатков кисломолочных продуктов [4, с. 87]. Во всех случаях операция завершалась промывкой и проветриванием.
Для дальнейшей подготовки овчины к снятию мездры и мягчению со стороны мездры ее покрывали специально приготовленным кашицеобразным составом: у аварцев — это смесь из ячменной муки и соли, разведенных в воде [8, с. 68]; у лакцев — из солода, толокна и соли [2, с. 142-143]; у лезгин — из ячменной муки, соли и квасцов [1, с. 24]; у кумыков — из муки и уксуса [3, с. 81]; у ногайцев — из подсоленного кислого молока, ячменной муки или отрубей [4, с. 87] и т. д. В таком состоянии овчину держали от 2 до 8 дней либо в свернутом виде, либо ворсом вниз на подстилке.
Несколько иной обработки требовали козлиные кожи. Начальные (подготовительные) этапы были те же, что и при обработке овчин, шедших на шубы и папахи. Шкуры просаливали, просушивали, промывали в чистой воде. Затем на 2–3 дня они помещались в известковый раствор, счищались от шерсти, промывались, на некоторое время (1–2 дня) выдерживались в растворе куриного помета и на столько же в перебродившем растворе муки (ячменной, иногда пшеничной). В этом растворе козлиную шкуру оставляли до тех пор, пока через корни волос в ней не проходил воздух. Определялось это следующим образом: кусок шкуры сжимали в кулаке так, чтобы образовался пузырь, если через корни волос проходил воздух, то шкуру вынимали и клали в листья желтинника ( «г1убалагъ» ) скумпии. При этом шкуру сшивали в виде мешка, а одну лапку оставляли не зашитой, через нее наполняли листьями и наливали воду. Если вода протекала через корни волос, козлиную шкуру считали готовой [8, с. 68].
Кожу для обуви обрабатывали несколько другим способом. Сырую шкуру (в том чис- ле и шкуру крупного рогатого скота, лошади) подвергали квашению вышеописанными способами с той разницей, что процесс был более длительным. После этого острым орудием (куском серпа, косы, остро сточенной пластиной, насаженной на деревянную ручку и др.) снималась шерсть, в сыром же виде обрабатывали деревянной колотушкой на камне и высушивали.
Иногда сырую шкуру держали в известковом растворе до 10 дней и более, время от времени переворачивая ее. Шерсть счищалась вышеуказанным способом, и шкура снова на 2-3 дня оставалась в известковом растворе, потом на такое же время она помещалась в перебродивший мучной раствор, квас, затем счищалась от мездры и после просушки шла на изделия [4, с. 88].
Для очищения овчины от мездры и одновременного мягчения использовали специальные инструменты и приспособления. Это « т1ахъал халебис » (деревянный крюк с железной скобой и кожаной петлей) и « квархьи » (маленькая железная лопаточка с деревянной ручкой) у аварцев [8, с. 67], « гулби хъябшдиран » (металлическая пластинка с зубами, вставленная между палкой и ее отростком; конец палки снабжен стременем, петлей для ноги) — у даргинцев [9, с. 201],« ч1ат1а дуккаву »(лопатка) — у лакцев [2, с. 143],« хамун чук1ул » (инструмент с железной скобой) — у лезгин [1, с. 24], « тал-къын » (длинные деревянные щипцы с тупыми зубьями) — у кумыков [1, с. 81] и др.
У кубачинцев были следующие виды инструментов и приспособлений для мягчения кож: желобчатый камень с деревянным зубчатым рычагом, надетым на ось, прикрепленную к камню; общественные мялки — каменные плиты с дырой; большой камень с углублением и деревянный пест; каменная плита и деревянное било; деревянный крюк с железной скобой и ножевой петлей; палка с щелевидным расщепом для мягчения узких полос кожи путем их продергивания сквозь щель.
Мягчение овчины руками производили двое мужчин, скручивая ее в разные стороны и натягивая при этом изо всех сил. Иногда, при отсутствии помощника, эту операцию производил один мужчина, придерживая коленями и ступнями и растягивая руками. Распростра- ненным способом мягчения овчины было ее неоднократное проталкивание или «прокручивание» через узкое отверстие каменного столба, плиты, устанавливаемых чаще всего в местах, где собираются мужчины: у годека-нов, на площадях, у мечети и т. д. Овчина либо проталкивалась шестом, палкой в отверстие, либо протаскивалась двумя мужчинами с помощью двух недлинных палок.
У кумыков центрального Дагестана для мягчения и растягивания овечьих шкур даже организовывались специальные мужские помочи — « теритартыв булкъа » (букв. «помощь в растягивании кожи»). Взрослые мужчины руководили работами, вначале овечью шкуру пропускали через специальный станок наподобие пресса — « талкы », затем молодые ребята растягивали ее вручную. У кумыков есть выражение: « Черинг булан тери тарт » («С равным по силе шкуру тяни») [5, с. 341].
Последний процесс — отбеливание — производился тоже с помощью специальных инструментов и приемов. Аварцы отбеливали, посыпая овчину мукой и обрабатывая ее поверхность острым инструментом с деревянной ручкой [7, с. 118]. У даргинцев в этих случаях применялся инструмент « гулби ц1уб-диран » — дугообразная остро отточенная пластина на деревянной ручке [9, с. 202]. Лакцы отбеливали овчину смолотым речным камнем « чевгъа », растирая порошок по овчине каменной плитой [1, с. 143]. Кумыки скребли деревянным гребнем или железной косой, посыпая время от времени ячменной мукой [3, с. 81].
Подавляющее большинство операций по обработке кожи выполняли женщины, мужчины принимали участие лишь в тех процессах, где требовалась большая физическая сила, в основном это был процесс мягчения.
Заключительным этапом было окрашивание кожи. Красили в основном высокие сорта кожи и чаще всего в черный, иногда в коричневый и редко в красный цвет.
Для окрашивания шкуры помещали в раствор березовой или липовой коры. Кору березы « махил макъар » или липы « гьац макъар » сушили несколько дней, измельчали и опускали в деревянную бочку, затем поливали кипяченой водой и оставляли бродить [8, с. 68].
Березовая кора давала темнокоричневый цвет. При этом шкуру не мочили, как мездру у овчины, а целиком клали в этот раствор. Для получения черного цвета сторону, где была мездра, несколько раз смазывали раствором железного купороса. Светлокоричневый и коричневый цвет получали с помощь ореховой кожуры. А если кожаному изделию хотели придать желтый цвет, то для окрашивания использовали водный раствор из корней барбариса. Окончательная доработка включала в себя хорошую промывку, просушку, мягчение руками, полирование каменным бруском [9, с. 202].
Кожевенный промысел в Дагестане не имел товарного значения, в основном обработкой кожи занимались для удовлетворения собственных нужд. Лишь в горных селениях Дагестана в виду малоземелья и избытка незанятых в сельском хозяйстве рабочих рук, занятие кожевенным промыслом переросло в ремесленное производство и составило значительную часть производственной деятельности населения, направленной на обеспечение жизненного прожиточного минимума семьи.
Высококачественная кожа, выделанная в горах, пользовалась большим спросом, ее изготавливали как на заказ, так и для продажи на базарах. Сафьян и хорошо обработанная бычья шкура шли на сапоги и подошву и стоили довольно дорого.
Шубы, шапки, чувяки и башмаки, различного рода сумки, ремни и пояса изготавливались из овчинной кожи и сафьяна почти в каждом горном селении, но особо эти изделия славились, если они были выполнены мастерами из Салта, Чоха, Согратля, Короды, Го-ноды, Гочоба Гунибского округа, где кожевенный промысел был наиболее развит [8, с. 68].
В Аварском округе общепризнанными мастерами-кожевниками и мастерами-сапожниками считались выходцы из селений Хунзах, Батлаич и Гонох. Они также изготовляли изделия из кожи на заказ и на продажу, в особенности обувь, которая раскупалась как на местных рынках, так и в соседних с Аварией округах [8, с. 68].
Торговали кожей на самых многолюдных ежедневных базарах Аварии в Хунзахе,
Унцукуле, Гунибе, Короде, Гергебиле, Чохе, Согратле. Большей частью здесь кожу приобретали аварские и лакские сапожники. Почти в каждом аварском селении, занимающемся кожевенным промыслом, имелись скупщики, закупавшие у производителей кожу и сбывавшие ее на стороне. Основными скупщиками были горские евреи, хорошо разбиравшиеся в коже, так как и сами считались лучшими специалистами по обработке этого материала для обуви. Они также производили кожу и доставляли ее из Баку, Нухи, Шемахи. Этот промысел у евреев в XIX в. носил товарный характер. Закупая сырье у других народов Дагестана, евреи выделывали из него несколько сортов цветного сафьяна и вели им бойкую торговлю на рынках Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа. Кожу у евреев закупали в основном лезгинские мастера-сапожники [8, с. 69].
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что наиболее качественная кожа в Дагестане производилась горцами. В горах в виду обилия сырьевой базы, малоземелья, наличия свободных рабочих рук, отдаленности от крупных промышленных центров, отсутствия фабричной продукции и многого другого сложились благоприятные условия для развития промыслов и ремесел, в том числе и кожевенного. Именно поэтому практически все крупные ремесленные центры были в основном сосредоточены в горной Аварии.
Шкура животного проходила несколько этапов обработки: засаливание, просушивание, проветривание, очищение от жира, промывание, замачивание в специальном растворе, расчистку от мездры, мягчение, отбеливание, окрашивание. В горах для обезжиривания и отбеливания кожи использовали ячменную муку, соль, птичий помет, известь, на равнине применяли сыворотку, муку, квасцы, уксус. Для придания цвета кожу мочили в растворе, приготовленном из коры и корней деревьев, произраставших в данной местности, и в железном купоросе. Все технологические этапы обработки кожи выполнялись с помощью специальных инструментов и приспособлений в виде крючков, железных кос, ножей, деревянных щипцов, скребков, каменных плит.
Таким образом, высокое качество кожи дагестанскими мастерами достигалось благодаря тонкостям технологического процесса, использованию природных компонентов по очистке, отбеливанию и окрашиванию кожи, что делало ее конкурентоспособной как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Возрождение традиций кожевенного дела в Дагестане имеет большие перспективы, так как регион располагает богатой сырьевой базой и трудовыми ресурсами для развития у себя кожевенного производства.
Madina B. GIMBATOVA
Traditional Methods of Leather Processing among the Peoples of Dagestan (19th – Early 20th Centuries):
Technological Features and Main Centers of Industry
Список литературы Традиционные способы обработки кожи у народов Дагестана (XIX - начало ХХ в.): технологические особенности и основные центры промысла
- Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX - начало XX в. М.: Наука, 1978.
- Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX вв. Махачкала: Изд-во Дагестанского научного центра Рос. акад. наук, 2000.
- Гаджиева С.Ш. Кумыки: историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
- Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1976.
- Гимбатова М.Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX - начало ХХ в.). Махачкала: Эпоха, 2014.
- Дагестанская промышленность за 5 лет: Общий обзор ко дню пятилетнего юбилея Дагестанского центрального совнархоза. Буйнакск: Дагнаркомпрос, 1925.
- Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование. XVIII - нач. XX в. Махачкала: Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Рос. акад. наук, 2002.
- Материальная культура аварцев / Отв. ред. М.М. Ихилов. Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала Акад. наук СССР, 1967.
- Материальная культура даргинцев / С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов, А.Г. Пашаева. Махачкала: б.и., 1967.
- Нахшунов И.Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России (Дооктябрьский период). Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1956.