Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Часть 2: зооморфный комплекс

Бесплатный доступ

Статья посвящена зооморфному комплексу верований тунгусо-маньчжурских народов, который нашел проявление в мифологии, ритуальной практике, шаманизме, декоративно-прикладном искусстве. Эти верования рассмотрены в системе культуры как взаимосвязанная целостность. Типология зооморфного комплекса показала, что наиболее важными символами культуры тунгусо-маньчжурских народов являются образы змеедракона, оленя, медведя и тигра. Они раскрывают ментальные особенности традиционного мировоззрения и ритуалов, связанные с космогонией, культом предков, промысловым культом, лечебным и инициационным шаманскими комплексами. Семантика зооморфных образов определяется их местом в системе культуры, коммуникативным взаимодействием в различных областях верований, ритуалов и искусства. Сравнительный анализ позволил выявить как этнокультурные особенности, так и универсальные архетипические характеристики этих образов. Прослежена связь с древними верованиями региональных культур. Показано, что формирование зооморфного комплекса верований тунгусо-маньчжурских народов проходило в рамках восточно-азиатских традиций. Отмечено влияние культур древних китайцев, корейцев и чжурчжэней.

Еще

Зооморфный комплекс, верования, ритуалы, фольклор, шаманизм, тунгусо-маньчжурские народы, символика и семантика образов

Короткий адрес: https://sciup.org/145146492

IDR: 145146492   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2021.49.4.120-126

Список литературы Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Часть 2: зооморфный комплекс

  • Алексеев А.А. Забытый мир предков: (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья). – Якутск: Ситим, 1993. – 94 с.
  • Алкин С.В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: Неолит Южной Маньчжурии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. – 167 с.
  • Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблема происхождения первобытных верований. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 235 с.
  • Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 486 с.
  • Бестиарий V: Рядом с людьми / отв. ред. М.А. Родионов, О.М. Меренкова. – СПб.: МАЭ РАН, 2019. – 187 с.
  • Бурыкин А.А. Мифологические рассказы о медведе у народов Северо-Восточной Азии и Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки: Духовная культура / отв. ред. Е.А. Окладникова. – СПб.: МАЭ РАН, 1996. – Вып. 4. – С. 60–89.
  • Варламова (Кэптуке) Г.И. Новые фольклорные материалы по эвенкийскому шаманизму // Гуманитарные науки в Сибири. – 1994. – № 4. – С. 48–53.
  • Василевич Г.М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1936. – 290 с.
  • Василевич Г.М. Культ медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. – Л.: Наука, 1971. – С. 150–169. – (Сб. МАЭ; т. XXVII).
  • Васильев С.А., Березкин Ю.Е., Козинцев А.Г., Пейрос И.И., Слободина С.Б., Табарев А.В. Заселение человеком Нового Света: Опыт комплексного исследования. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 680 с.
  • Гимм М. Маньчжурская мифология // Мифы народов мира: энцикл. – М.: Сов. энцикл., 1992. – Т. 2. – С. 107–109.
  • Давыдов В.Н. Исследование отношений человека и оленя в Южной Якутии // Материалы полевых исследований МАЭ РАН / отв. ред. Е.Г. Федорова. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – Вып. 14. – С. 95–117.
  • Джарылгасинова Р.Ш. Древние когуресцы: (К этнической истории корейцев). – М.: Наука, 1972. – 202 с.
  • Ермолова Н.В. Олень в традиционных представлениях эвенков // Традиционные верования в современной культуре этносов. – СПб.: Рос. этногр. музей, 1993. – С. 152–166.
  • Жонггуо шаша минзу венву тудян: Жонггуо минус бовугуан донгбейя хунлу минзу венхуанюан (Иллюстрированный словарь памятников материальной культуры китайских малых народов: Музей национальностей оленеводов Северо-Восточной Азии). – Шэньянь: Ляонин миньцзу чубаньшэ, 2016. – 221 с. (на кит.яз.).
  • Золотарев А.М. Родовой строй и религия ульчей. – Хабаровск: Дальгиз, 1939. – 206 с.
  • Книга о шаманке Нисань / факс. рукописи, изд. текста, транслитерация, пер. на рус. яз., предисл., примеч. К.С. Яхонтова. – СПб.: Петербург. Востоковедение; Водолей, 1992. – 147 с.
  • Кубанова Т.А. Ритуальная скульптура нанайцев (из собрания Музея советского изобразительного искусства): каталог. – Комсомольск-на-Амуре: [б. и.], 1992. – 178 с.
  • Липская А.Н. О загробном мире. 1932. 34 л. // Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 5. Д. 6.
  • Липские А.Н. и Н.А. Материалы экспедиции: Полевые записи по теме Большие Поминки, 1936–1937. 155 л. // Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 62.
  • Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало ХХ века). – Новосибирск: Наука, 1984. – 200 с.
  • Медведев В.Е. Неолитические культовые центры в долине Амура // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 4. – С. 40–67.
  • На грани миров: Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея. СПб.). – М.: Художник и книга, 2006. – 296 с.
  • Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. – Л.: Наука, 1971. – 336 с.
  • Переверзева О.В. Мифопоэтическое пространство нанайцев долины реки Девятки в XIX–XX веках // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 1. – С. 97–111.
  • Попова У.Г. О пережитках культа медведя (уркаак) среди эвенов Магаданской области // Тр. Сев.-Вост. комплекс. науч.-исслед. ин-та СО АН СССР. – 1967. – Вып. 17. – С. 174–181.
  • Рычков К.М. Енисейские тунгусы // Землеведение. – 1923. – Т. XXV, кн. 3/4. – С. 107–149.
  • Садко С.А. Эвенкийские сказки. – Новосибирск: Зап.- Сиб. кн. изд-во, 1971. – 134 с.
  • Сем Л.И., Сем Ю.А. Мифы, сказки, легенды нанайцев. – СПб.: Рос. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 2020. – 667 с.
  • Сем Т.Ю. Модель мира // История и культура нанайцев: ист.-этногр. очерки. – СПб.: Наука, 2003. – С. 162–167.
  • Сем Т.Ю. Отражение присваивающей и производящей экономики в культах и обрядах народов Приамурья и Приморья XI–XIV вв. // Россия и АТР. – 2013. – № 2. – С. 140–148.
  • Сем Т.Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи): ист.-этногр. очерки. – СПб.: С.-Петербург. гос. ун-т, 2015. – 640 с.
  • Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. – 2-е изд. – СПб.: Гуманитарная академия, 2017. – 302 с.
  • Сем Т.Ю. Коммуникация с природой в удэгейском орнаменте на берестяных коробках из коллекции Российского этнографического музея: символика образов // Homo Eurasicus в системах социальных и культурных коммуникаций: коллективная монография по материалам Х Международной научной конференции 24 октября 2019 г. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2020. – С. 56–70.
  • Сем Ю.А. Нанайцы: Материальная культура. Вторая половина XIX – середина XX в. – Владивосток: Дальневост. фил. СО АН СССР, 1973. – 314 с.
  • Сем Ю.А. Пэрхи // Северные просторы. – 1992. – № 2/3. – С. 35–36.
  • Сем Ю.А. Голос хозяина Вселенной // Северные просторы. – 1993. – № 5/6. – С. 17–18.
  • Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972. – 214 с.
  • Соколовский С.В. Материальная семиотика и этнография материальной культуры // Этногр. обозрение. – 2016. – № 5. – С. 103–115.
  • Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. – Владивосток: Дальнаука, 2017. – 231 с.
  • Титорева Г.Т. Орнаментика свадебного костюма нанайцев // Орнаментика в артефактах традиционных культур: мат-лы XV Междунар. С.-Петербург. этногр. чтений. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та пром. технологий и дизайна, 2016. – С. 217–220.
  • Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М.: Наука, 1964. – 399 с.
  • Трусов Д. Отчет о состоянии камчатской миссииза 1883 г. // Иркут. епарх. ведомости. – 1884. – № 40. – С. 438–468.
  • Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / сост. М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга, М.М. Хасанова. – Новосибирск: Наука, 1998. – 560 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 18).
  • Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. – М.: Наука, 1990. – 282 с.
  • Шаньшина Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов Дальнего Востока России (опыт мифологической реконструкции и общего анализа). – Владивосток: Дальнаука, 2000. – 156 с.
  • Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. – Хабаровск: [Тип. Канцелярии Приамур. генерал-губернаторства], 1896. – 133 с. – (Зап. Приамур. отд. ИРГО; т. 2, вып. 1).
  • Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. – СПб.: [Тип. Имп. Акад. наук], 1899. – Т. 2. – 314 с.
  • Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.: Наука, 1965. – 496 с.
  • Юрченко А.Г. Тигрица и грифон: Сакральные символы животного мира. – СПб.: Азбука-классика; Петербург. Востоковедение, 2002. – 400 с.
  • Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – М.: Наука, 1984. – 248 с.
  • Bulgakova T. Tiger rituals and beliefs in shamanic Tungus-Manchu cultures // Human-Environment Relationships in Siberia and Northeast China: Skills, Rituals, Mobility and Politics among the Tungus Peoples / eds. A. Lavrillier, A. Dumont, D. Brandišauskas. – P.: Centre dʹ Études Mongoles et Sibériennes, 2018. – Р. 1–22. – (Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines; vol. 49).
  • Munro N.G. Ainu creed and cult. – N. Y.: Columbia University press; L.: Routledge and Kegan Paul, 1963. – 171 p.
  • Shirokogoroff S.M. Psychomental complex of the Tungus. – Peking: Catholic University Press, 1935. – 469 p.
Еще
Статья научная