Трансформация идей А. С. Хомякова в творчестве Вяч. Иванова

Бесплатный доступ

В автобиографическом мифе, созданном поэтом и философом Вячеславом Ивановым, А. С. Хомякову было отведено видное место. Теоретик символизма упоминал его имя, чтобы подчеркнуть свою близость славянофильской традиции. Нарочито он использовал и термин «соборность» в статьях, посвященных «театру будущего». Но здание своей метафизики Иванов возводил на фундаменте, в основе которого лежал миф о растерзании Диониса титанами. Теоретик символизма полагал, что люди уже по природе своей являются богочеловечеством. Подобные воззрения привели к тому, что идеи А. С. Хомякова претерпели в творчестве Иванова радикальные трансформации. От термина «соборность» осталась только словесная оболочка, тогда как смысловое наполнение оказалось совершенно иным. Следуя логике дионисийского мифа, Иванов понимал соборность как «вселенскость». Она также приобрела у него определенные черты демократии парламентского типа благодаря тому, что на первый план поэт ставил не Христа, а художника-теурга. В финале статьи делается вывод, что причисление Иванова к «эпигонам славянофильства» оказалось не таким уж безосновательным.

Еще

Соборность, церковь, хор, театр, миф, славянофильство, символизм, дионис, титаны, богочеловечество

Короткий адрес: https://sciup.org/140294772

IDR: 140294772   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2021_1_90

Список литературы Трансформация идей А. С. Хомякова в творчестве Вяч. Иванова

  • Aверuнцев С. С. Поэты. M.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  • AверuнцевС.С. Предварительные замечания // ИвановВ.И. Человек: Приложение: Статьи и материалы. M.: Прогресс-Плеяда, 2006. С. 51-72.
  • Бердяев Н. A. MY^bre лики (Типы религиозной мысли в России). M: Канон+, 2004.
  • БuтюцкaяA.A. «Соборный театр» Серебряного века // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 4. С. 49-53.
  • Брагинская Н. В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. M.: Наука, 1988. С. 294-329.
  • Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. M.: Новое литературное обозрение, 2012.
  • Демехина Д. О. Раскрытие личности в концепции соборного театра Вячеслава Иванова // Философский журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 90-103.
  • Иванов В.И. Дионис и прадионисийство // Символ. Париж — Mосква. 2015. №. 65.
  • Иванов. В. И. Собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт; с введ. и примеч. О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971-1987. Т. 1-4.
  • КумпанК^. Комментарии [к статье «О веселом ремесле и умном веселии] // Иванов В. И. По звездам. Опыты философские, эстетические и критические: статьи и афоризмы. Кн. 2. СПб.: Пушкинский Дом, 2018. С. 307-338.
  • Лёвит К. Ницшевская философия вечного возвращения того же / Пер. с нем. В. Ба-кусева. M.: Культурная революция, 2016.
  • Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. M.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2000.
  • Лурье В.М. «Соборность»: появление термина и понятия в трудах Псевдо-Хомякова // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2020. № 1. С. 72-88.
  • Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. M.: Mысль, 1997.
  • СвасьянК.А. Примечания // НицшеФ. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1997. С. 769-827.
  • Созина Е.К., Маштакова Л.В. Книга Вяч. Иванова «По звездам»: принципы «единого миросозерцания» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. Вып. 1. С. 102-112.
  • Соловьев. В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.
  • Соловьев. В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989.
  • Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.
  • Титаренко С.Д. Об одном незавершенном замысле Вячеслава Иванова (поэма «Ars Mystica» в контексте ранних творческих исканий) // Русская литература. 2009. № 1. С. 162-177.
  • Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.
  • Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Медиум, 1994.
Еще
Статья научная