Трансформация этнографических мотивов в искусстве Сибири на примере знака "Олень"

Бесплатный доступ

В статье рассматривается понятие «этнографический мотив» в изобразительном искусстве и особенности его трансформации на примере визуального знака «олень». Основной акцент делается на особенностях воплощения визуального знака при его тесной связи с этнографическим мотивом как в творчестве отдельных художников, так и в этапах развития изобразительного искусства в Красноярском крае. Этнографический мотив рассматривается здесь как знак или синтез знаков, отражающих уникальность и специфику определенного региона. На примере наскальной живописи, а также произведений Д. Т. Каратанова, А. П. Лекаренко, Н. И. Рыбакова и А. А. Осиповой прослеживаются не только изменения в трактовке визуального знака «олень», но и специфика этнографического мотива в изобразительном искусстве Сибири. Трансформация этнографического мотива с течением времени способна показать не только изменения в художественном процессе, но и новые аспекты региональной идентичности, транслируемой через произведения регионального искусства.

Еще

Этнографический мотив, визуальный знак, искусство сибири, региональная идентичность, олень в живописи

Короткий адрес: https://sciup.org/147233458

IDR: 147233458   |   DOI: 10.14529/ssh210207

Список литературы Трансформация этнографических мотивов в искусстве Сибири на примере знака "Олень"

  • Бармина Е.В. Образ оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири / Е.В Бармина // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ – 2019. – №. 2 (12). – С. 202-213.
  • Булак К.А. Формирование и развитие северной темы в творчестве художников Красноярского края /К.А. Булак // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии – 2014. – №. 33-2. – С. 45-52.
  • Butler S. Performance, art and ethnography //Forum Qualitative Sozialforschung/Forum: Qualitative Social Research. – 2008. – Т. 9. – №. 2.
  • Грищенко А. П. Этнографический мотив: проблема дефиниции / А.П. Грищенко // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска). – 2019. – С. 84-87.
  • Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С.М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
  • Копцева Н. П., Пименова Н. Н. Культурные трансформации: возможности изучения /Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова //Сибирский антропологический журнал. – 2020. – Т. 4. – №. 3. – С. 36-44. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43839564
  • Кубарев В.Д. Образ оленя в петроглифах Алтая / В.Д. Кубарев // Степи Евразии в древности и средневековье – 2003. – С. 70-76.
  • Лебедева А.В. Олень в изобразительном искусстве хантов и манси / А.В. Лебедев // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2016. -Т.15. -C. 1786-1790.
  • Ломанова Т.М. Этнография народов севера в творчестве А.П. Лекаренко (по материалам поездки художника с Туруханской приполярной переписью) / Т.М. Ломанова // Туруханская экспедиция Приполярной переписи. – 2005. – С. 57-64.
  • Нехвядович Л.И. Этноискусствознание как метод изучения этнокультурных традиций в изобразительном искусстве / Л.И. Нехвядович //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 6 (43), С. 417-419.
  • Павлов Е.В. Семантическая корреляция мифологических образов и орнаментальных символов (на примере интерпретации западнобурятского свастического символа-узора арбагай). [Текст] / Е.В. Павлов, С.В. Павлова // Вестник МГУКИ – 2008. - № 6. - С. 55-59.
  • Покровская Н. В. Образ Сибири в современной художественной практике //Художественные традиции Сибири. – 2019. – С. 14-17.
  • Rutten K., Dienderen A., Soetaert R. The rhetorical turn in contemporary art and ethnography //Critical Arts. – 2013. – Т. 27. – №. 6. – С. 627-640.
  • Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии / Я.А. Шер //М.: Наука – 1980. — C. 328
  • Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис // Якутск : Бичик – 2008. – C.400
Еще
Статья научная