Трансформация лесов на юго-восточной части Большого Кавказа
Автор: Исмаилова Назакет Агамамед
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 5 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
Обследовано 3 опытных участка буково-грабово-дубовых смешанных лесов юго-восточной части Большого Кавказа в течение 2015-2018 гг. Проводились биометрические и фитоценологические наблюдения, видовой состав и полнота лесов, рост, диаметр и высота деревьев. Проанализирован отчет лесничества юго-восточной части Большого Кавказа. Трансформация грабовых лесов на юго-восточной части Большого Кавказа произошли в результате уничтожения буковых лесов и восстановительных лесных работ. За последние 50-60, а в некоторых местах юго-восточной части Большого Кавказа за 100 лет на месте вырубленных ценных буковых лесов, сформировались грабовые, грабово-липовые и грабово-дубовые леса . Физиологические и экологические параметры граба и других деревьев и кустарников позволяют им успешно произрастать на месте вырубленных буковых лесов и заполнять искусственно образованные оголенные пространства. Трансформация доминирующих растений искусственным или же естественным путем в соответствии с законами биогеоценологии, в свою очередь способствует изменению всей структуры и облика среды.
Короткий адрес: https://sciup.org/14116156
IDR: 14116156 | DOI: 10.33619/2414-2948/54/07
Текст краткого сообщения Трансформация лесов на юго-восточной части Большого Кавказа
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 581.5
Леса, несмотря на временную трансформацию, обладают уникальной способностью к восстановлению. Но стадии восстановления и изменения в видовом составе очевидны. Замена видов происходит на более устойчивые. Примером может быть смена продуктивных дубовых лесов на грабенники.
В результате беспощадного антропогенного воздействия площади лесов с каждом годом сокращаются, постепенно исчезают и грабенники, которые заменяются ксерофитными кустарниками.
Но как показывает практика, если ограничить антропогенное воздействие на определенный период (до 50–100 лет), воспроизведенные грабенники могут быть заменены лесами, в составе которых дуб. А бук трансформируется в мезофильные грабовые леса. Бук, дуб, тополь, парротия являются ценными эдификаторами лесов Азербайджана.
Объект и методика исследований
Объектом исследования стала юго-восточная часть Большого Кавказа. Исследования проводились по общепринятой методике Г. Ш. Мамедова и М. Я. Халилова. В процессе работы были отмечены биометрические и фитоценологические данные, определялся видовой состав и полнота лесов, рост, диаметр и высота деревьев. Проанализированы отчеты лесничества юго–восточной части Большого Кавказа за несколько лет.
Восточная граница лесной растительности, в том числе бука, на южном склоне Большого Кавказа, относительно к северному склону проходит в 25 км западнее. Сокращение восточных границ бука, вероятно, связано с засушливостью климата на южном микросклоне, а также с хозяйственной деятельностью человека.
Относительно более широкие ареалы распространения бука на южном склоне Большого Кавказа, приходится на северные склоны Пиркулинского заповедника. К востоку от заповедника можно встретить бук на правом берегу р. Пирсаат, в местности «Гонагкендские леса», которую можно считать восточной оконечностью лесов на Большом Кавказе. Далее к востоку бассейн р. Гозлу в целом является безлесной.
Анализ и обсуждение
Небольшие лесные площади расположены у верхнего течения реки на высоте 1400 м над уровнем моря. В данной местности у склонах р. Гозлу, в 5 точках обнаружены буковые деревья.
Относительно широкий ареал буково-грабовых лесов обнаружен на правом побережье р. Сарыдаш, на северном склоне горы Кайха. Данные сообщества у восточных границах являются остатками буковых лесов. К сожалению, следует отметить, что эти зеленые «памятники» также находятся на гране исчезновения. В связи с тем, что на данной территории отсутствуют настоящие летние пастбища, эти леса эксплуатируются как летние пастбища. Стада овец мигрируют, начиная с Ширвана до бассейна Сарыбаш р. Гозлу Гонагкендской (Губа) зоны. В весенние, летние и осенние сезоны скотоводство наносит огромный ущерб лесам. Под их давлением леса скудеют, молодые деревья и кустарники уничтожаются. В дальнейшем, если ситуация не изменится, будет наблюдаться полное разрушение уникальных лесных сообществ, и произойдет это довольно быстро (Таблица).
Таблица.
СОСТАВ И БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУКОВО–ГРАБОВО–ДУБОВЫХ СМЕШАННЫХ ЛЕСОВ ЮГО–ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БОЛЬШОГО КАВКАЗА
§ st О |
Тип лесов |
Ареалы распространения |
Древесная и кустарниковая растительность |
Травяной покров |
Предполагаемый тип первичной древесной растительности |
|
1. |
Грабово-буковник тиссового яруса |
Недалеко от Шамахинской обсерватории, запад 15–25°, 1400 м н. у. моря. |
60% бук, 40% граб, отдельные бук и ясень, высота = 21 м, диаметр = 24 см, max диаметр = 32 см, ежевика, группа тисса: h = 3–7 м, d = 4– 14 см |
Овсяница, ясменник, первоцвет |
Буковник высокорослого тиссового яруса |
|
2. |
Буковый мертвый покров |
Безымянный левый приток р. Гозлу, север — 40°, 1770 м. н. у. моря |
50% граб, 30% дуб, 20% бук, отдельные клены, полнота лесов 0,4–0,5; h = 18 м, max h = 20 м; d = 42 см, max d = 60 см |
Отдельные овсяница, первоцвет, фиалки |
Буковый мертвый покров |
|
3. |
Буковый мертвый покров |
Водораздельная часть рр. Гырхбулаг и Ахсу, север 30–35°, 1850 м н. у. моря |
80% бук, 20% граб, h = 28 м, max h = 30 м, d = 32 см, max d = 56 см, полнота 06–09. |
Отдельные фиалки |
Высокорослый буковник |
Как следует из Таблицы бук, совместно с грабовыми деревьями, образует смешанные леса. Во всех участках бук по отношению к грабу имеют более существенную высоту и ровный ствол.
На участке 3 — деревья, в основном, — среднего возраста, хотя изредка можно встретить и зрелые. Это связано с систематическими рубками.
В целом бук составляет 20% лесов, изредка проявляется его преобладание. Процесс трансформации буковых лесов в грабовые указывает на планомерное антропогенное воздействие.
На участке 2 — интенсивно истребляются леса и отмечается существенная нагрузка животноводства. Наблюдается вырубка крон и боковых веток, в связи, с чем их рост не превышает 18–20 м. Полнота лесов (густота) опустилась до 04–05. Естественное восстановление лесов происходит за счет граба и дуба и в редких случаях бука. Данная ситуация указывает на замену в ближайшем будущем буковых лесов грабовыми и дубовыми лесами.
Как известно, бук является характерным «единомышленником» граба. Но в отличии от него имеет более широкую амплитуду распространения и входит в состав дубовых лесов. В большинстве участках грабовые леса являются вновь возрожденные и трансформированы на местах буковых и дубовых лесов под антропогенным влиянием, что подтверждается видовым составом нижних ярусов, характерных для бука.
С целью увеличения продуктивности нарушенных и редких буковых лесов, наиболее рентабельным приемом является естественное воспроизводство лесов. Как уже отмечалось в большинстве случаев в буковых лесах с низкой плотностью и заменяющих бук иных деревьях, происходит естественное воспроизводство менее ценных древесных пород — граба [1]. Целесообразно восстановление буковых лесов.
При не рентабельном ведении хозяйства в грабовом поясе, высокопродуктивные буковые леса были трансформированы в малопродуктивные производные леса буковограбовые и грабовые.
Трансформация грабовых лесов на юго-восточной части Большого Кавказа произошла в результате уничтожения буковых лесов и ряда восстановительных лесных работ. К примеру воспроизведенные леса на левом побережье р. Курмук, были восстановлены на месте пахотных лесов, когда-то использованных под сельскохозяйственные насаждения. В составе таких лесов: граб, бук, дуб и тополь [2].
В грабовых лесах также произрастают клен, дуб, ясень и др. деревья. Отсутствие в видовом составе данных лесов в настоящее время бука, является результатом их уничтожения в целях обогревания домов в зимний сезон и выпасом скота. Произрастание на аналогичных склонах противоположной экспозиции буковых деревьев еще раз подтверждает о возможности восстановления граба в данной местности.
Превосходство относительно молодых (60–80, иногда 30–40 лет) грабовых лесов в Пиркулинском заповеднике, связано с истреблением тиса и буковых деревьев.
Трансформация бука кустарниками на юго-восточном склоне Большого Кавказа, в основном происходила вблизи населенных пунктов [3].
На высоте 500–1400 м от уровня моря на различных склонах гор Большого Кавказа, в лесах с малой сомкнутостью крон, в буковых, смешанных грабово–буковых и каштаново– буковых лесах формируются кустарники фундука. В большинстве случаев увеличение проективного покрытия фундука представляет начальную стадию трансформацию буковых лесов. В связи с чем, в составе такого сообщества древесная растительность не встречается.
Трансформация буковых лесов в кустарники фундука и наоборот восстановление буковых лесов, возможно только после приостановления антропогенной деятельности в достаточно продолжительный период [4].
Достаточно густые и уплотненные кусты фундука, зафиксированы на левом побережье р. Курмук, на высоте 950–1050 м над уровнем моря, на местах ранее использованных в сельском хозяйстве и в настоящее время не затронутых антропогенной нагрузкой землях. 16– 20% видового состава кустарников фундука составляет древесная растительность (дуб, граб, тисс). Это свидетельствует, что при прекращении антропогенной деятельности кустарники фундука могут быть заменены древесными сообществами.
Вывод
Леса на юго-восточной части Большого Кавказа наиболее интенсивно подвергнуты антропогенному воздействию по сравнению с другими лесными территориями Большого Кавказа. В лесных ценозах, особенно в естественно-исторической структуре буковых и смешанных буковых лесов юго–восточного склона Большого Кавказа, возможно восстановление их первичного состава. Для этого необходимо проведение работ по посадке характерных для данной территории древесных и кустарниковых насаждений.
Список литературы Трансформация лесов на юго-восточной части Большого Кавказа
- Амиров Ф. А. Леса и лесное хозяйство Азербайджанской Республики. Баку, 1997. 187 с.
- Мамедов Г. Ш., Халилов М. Я. Экология и охрана окружающей среды. Баку, 2005. 879 с. (на азерб. яз.).
- Мамедов Г. Ш., Халилов М. Я. Леса Азербайджана. Баку, 2002. 472 с. (на азерб. яз.).
- Исмайилова Н. А. Экологическая модель плодородия лесных почв юго-восточного склона Большого Кавказа: автореф. дисс. … канд. с.-х. наук. Баку, 2003. 23 с. (на азерб. яз.).