Трансформация состава “к"oч г"oсьнеч” / “к"oч г"oстинеч” коми (зырян) в XX-XXI вв
Автор: Чудова Т. И.
Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 1 т.15, 2023 года.
Бесплатный доступ
Введение. В статье рассматривается понятие “кöч гöсьнеч” / “кöч гöсьтинеч” «гостинец от зайца» коми (зырян). Цель работы - проследить трансформацию его состава и определить символику подарка из леса. Материалы и методы. В основу источниковедческой базы легли полевые материалы автора. Для реконструкции символического содержания подарка из леса используются литературные источники и фольклорные тексты. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить изменения в составе «гостинца от зайца». Результаты исследования и их обсуждение. Практика возвращения домой остатков «дорожной» еды воспринималась детьми как передача гостинца от лесных зверей (зайца, белки, лисы), где пальму первенства удерживал заяц, что и закрепилось в названии “кöч гöсьнеч” / “кöч гöсьтинеч” «гостинец от зайца». Первоначально в состав угощения входил только хлеб, что нашло отражение в одном из названий гостинца - “кöч нянь” «хлеб от зайца». В 1950-1960-х гг. он мог быть посыпан солью или сахарным песком. Хлеб и соль в народной культуре выступали как оберег, а дефицит сахара в те годы позволял рассматривать его как лакомство. В состав подарка из леса дополнительно входили ягоды, смола для жевания и кедровые орехи, что подчеркивало локацию посланца угощения. Улучшение продовольственного обеспечения сельского населения сказалось на содержимом гостинца, куда стали входить сладости. Такая практика сохраняется до наших дней. Заключение. Состав «гостинца от зайца» менялся в соответствии с изменениями в продуктовом наборе. Побывавшей за пределами освоенного человеком пространства еде приписывались магические свойства, способные наделять детей здоровьем и счастьем.
Коми (зыряне), «дорожная» еда, “кöч гöсьнеч”, «гостинец от зайца»
Короткий адрес: https://sciup.org/147240190
IDR: 147240190 | DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.01.65-72
Список литературы Трансформация состава “к"oч г"oсьнеч” / “к"oч г"oстинеч” коми (зырян) в XX-XXI вв
- Винокурова И. Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов: (опыт реконструкции). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 447 с.
- Голованов Н. В., Мацук М. А. Пути развития торговли в Коми в XX веке. Сыктывкар, 1999. 317 с.
- Ильина И. В. Традиционная медицинская культура народа Европейского Северо-Востока (конец XIX - XX вв.) / отв. ред. З. П. Соколова. Сыктывкар: [Б. и.], 2008. 229 с.
- История Коми с древнейших времен до современности: в 2 т. / под общ. ред. И. Л. Жеребцова, А. А. Попова, А. Ф. Сметанина. 2-е изд., испр. и доп. Сыктывкар: Анбур, 2011. Т. 2. 703 с.
- Кабакова Г. И. «Дорожная» еда в терминологии и представлениях конца XIX - начала XX века // Зборник Матице српске за славистику. 2021. Vol. 2021, no. 100. P. 157-168. DOI: 10.18485/ ms_zmss.2021.100.11.
- Милохин Д. В., Сметанин А. Ф. Коми колхозная деревня в послевоенные годы. 1946-1958: социал.-экон. аспекты развития. М.: Наука. 2005. 292 с.
- Савельева Э. А., Истомина Т. В. Идеологические представления древних коми по данным погребального обряда // Финно-угры и славяне (Проблемы историко-культурных контактов): межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1986. С. 80-92.
- Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча: Материалы по психологии колдовства. СПб.: Алетейя, 1997. 277 с.
- Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян // Коми му. 1924. № 1-2. С. 43-50.
- Сорокин П. А. Пережитки анимизма у зырян // Этнографические этюды: сб. этногр. ст. П. А. Сорокина. Сыктывкар, 1999. С. 24-51.
- Уляшев О. И. Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и об-скоугорских народов. Екатеринбург: УрО РАН. 2011. 421 с.
- Чудова Т. И. Культура питания коми (зырян): моногр. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009. 206 с.
- Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции Х1Х-ХХ вв. М.: Индрик, 2003. 527 с.