Трансформационные процессы в земледельческом хозяйстве кыргызов во второй половине XIX - начале XX веков
Автор: Алымбаев Ж.Б., Пасанова К.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 10-1 (85), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе дореволюционных русскоязычных источников анализируются трансформационные процессы в земледельческом хозяйстве в эпоху колониального периода Киргизии. Используя материалы о Ферганской и Семиреческой областях, автор отмечает, что изменение в земледельческом хозяйстве происходило в связи с переселением русских крестьян. В земледельческое хозяйство киргизов стали проникать новые виды сельскохозяйственных культур, таких как хлопок, рис, картофель, дыня, арбуз, лен, табак и др. С помощью переселенцев киргизы стали осваивать различные сорта озимой и яровой пшеницы, гречихи, бахчевых и огородных растений. На юге современного Кыргызстана началось развитие хлопководства, кукурузоводства и огородничества, расширились площади садов и виноградников. В заключение автор приходит к выводу, что трансформационные процессы не только повлияли на расширение посевных площадей, но и на постепенный переход кочевых и полукочевых хозяйств к оседлому образу жизни.
Трансформация, земделелие, переселенец, хозяйство, посев, площадь, табак, хлопок, рис
Короткий адрес: https://sciup.org/170201944
IDR: 170201944 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-10-1-38-43
Текст научной статьи Трансформационные процессы в земледельческом хозяйстве кыргызов во второй половине XIX - начале XX веков
Во второй половине XIX - начале XX веков в политической, социальноэкономической жизни кыргызов происходят крупные изменения. Изменения были связаны с утверждением колониальной политики Российской империи, введением нового административного управления, и, главное, с переселенческой политикой царизма. На основе дореволюционных источников рассмотрим трансформационные процессы, происходившие в земледельческом хозяйстве киргизов-кочевников. В XIX веке основной отраслью занятий кыр-гызов оставалось скотоводческо-кочевое и оседло-земледельческое хозяйство.
Изменения в хозяйственной жизни кыр-гызов, прежде всего в земледельческой отрасли, были связаны с переселенческой политикой Российской империи. Начиная со второй половины XIX века русские переселенческие поселки появляются в Се-миреченской и Ферганской областях; ныне первое относится к южной, второе к северной части современного Кыргызстана. Переселенцы в основном расселялись в предгорных долинах, на равнинах и в пой- мах рек, в местах, благоприятствующих земледелию. Рядом с переселенцами вели свое хозяйство киргизские земледельцы и скотоводы, в процессе сельскохозяйственных работ постепенно начало происходить взаимовлияние местных и переселенческих хозяйств.
У кыргызов земледелие было развито раньше. В частности, автором статьи «Свдения о дикокаменных киргизах», опубликованной в 1851 году, было отмечено, что хлебопашеством занимаются почти все черные киргизы, и оно находится на более высокой ступени, чем у киргизов большой орды. Черные киргизы сеют пшеницу, ячмень, просо, из первой приготовляют хлеб, последний употребляют в пищу, притом из проса делают бузу [1, с. 151]. Как свидетельствуют другие источники, киргизы выращивали в основном яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, просо, пшено и другие сельскохозяйственные культуры. Постепенно в хозяйственную жизнь киргизов стали проникать новые виды сельскохозяйственных культур, такие как хлопок, рис, картофель, дыня, арбуз, лен, табак и некоторые другие [2, с. 67]. Благодаря переселенцам киргизы постепенно стали осваивать различные сорта озимой и яровой пшеницы, гречихи, бахчевых и огородных растений. Например, весной 1869 года крестьянами в долине реки Тюп на богарных землях были устроены бахчи, на которых сеяли арбузы, огурцы, картофель, свеклу, редьку, морковь, тыкву, подсолнечник [3, с. 35]. Все эти перечисленные культуры киргизы освоили благодаря переселенцам.
Первые русские переселенцы на побережье озера Иссык-Куль в 1869 году посеяли яровую и озимую рожь, озимую пшеницу, овес и гречиху, а на берегу реки Тюп - арбузы и огурцы, картофель, свеклу, редьку, морковь подсолнечник, тыкву, лен; все эти культуры давали хороший урожай [4]. Нужно отметить, что Тюпский, Тонский, Аксуйский районы современной Иссык-кульской области являлись самыми плодородными землями, где и заселялись переселенцы. Впоследствии здесь возникли русские селения, такие как Ананьево, Григорьевка, Семеновка, Теплоключенка и другие, утратившие старые местные географические названия. Приведенные географические названия сохранились до сегодняшнего дня.
В сельскохозяйственном производстве Киргизии появились и другие новые культуры, разводимые теперь специально для сбыта на рынке. Так, например, киргизы Чуйской долины с 1870 года начали культивирование с промышленной целью кендыря коноплевого, который, правда, им был и раньше известен. Контора купца Кузнецова в Токмакском уезде поручила киргизам поставить 500 пудов для отправки опытной партии на фабрики по цене 2 рубля за пуд [5, с. 459].
С 90-х годов XIX века стали усиленно разводить табак. В 1892 году в Пи-шпекском уезде было 8 табачных плантаций, в районе Токмака -14, в селе Большой Токмак - 5 и в Сокулукском районе -1 плантация. В это же время и в Чуйской долине стали производить первые плантации по разведению шелкопряда. Как пишет С.А. Ибраев: «В 1913 году под табак было занято 350 га, из них 200 га на севере и 150 га на юге Кыргызстана» [6, с. 84]. Следует отметить, что выращивание табака увеличивалось с каждым годом и в советское время. К концу 80-х годов табак занимал 83% посевных площадей. Ежегодно в стране производили до 70 тыс. тонн табака и действовало 4 мощных табачных завода [7].
Во второй половине XIX века на юге современного Кыргызстана началось усиленное развитие хлопководства, кукурузоводства и огородничества, расширялись площади садов и виноградников. В источниках говорится, что с приходом русских переселенцев посевная площадь у киргизов увеличилась в несколько раз.
В начале XX века усиливается занятие хлопководством, имеющим торговое значение. Например, в 1908 году киргизы Найманской и Яункесекской волостей Маргеланского уезда сеяли 140 десятин хлопка. А в Андижанском уезде в киргизских волостях - Базар-Коргонской, Кара-суйской, Майлисайской, Кугратской - посевы хлопка составляли 1685 десятин. Но из общей площади посевов Киргизии, по данным 1914 года, под хлопок отводилась незначительная площадь (27,4 тыс. га или 4,9%) [8, с. 110]. Хлопок оптом закупался фабриками и заводами или мелкими скупщиками. Обследование уездов Ферганской области показало, как изменялась земледельческая культура. В частности, было отмечено, что изменение не ограничилось одной количественной стороной, изменился и самый характер полевого хозяйства. Тридцать и даже двадцать лет назад сеялись почти исключительно пшеница, просо, ячмень. А в наше время на поливных землях начинают первое место занимать более дорогие культуры: кукуруза, рис и хлопок [9, с. 44]. В последующие годы хлопководство стало развиваться и в северной части Киргизии. Например, еще в 1892 году житель г. Пишпек узбек Ах-медбабаев высеял до 6 пудов семян хлопка [10, с. 24]. Шелководством в виде кустарного промысла занимались в Пишпеке узбеки, которые сбывали коконы в Туркестан. Кроме того, опыт шелководства получали в Пишпекской сельскохозяйственной школе [11]. Следует отметить, что в советское время Киргизия, как и другие среднеазиатские республики, превратилась в один из главных производителей табака и хлопка. Каждая республика должна была выполнить план, полученный из центра. Вплоть до начала 90-х годов активно использовали школьников и студентов как дешевую рабочую силу. С середины сентября до середины ноября месяца учащихся шестых–десятых классов возили собирать хлопок в южных районах. «Работали школьники с 8 утра до темноты. Дневная норма составляла 60 кг в день как для мальчиков, так и для девочек. Хлопок для страны был важнее отдельной судьбы отдельного школьника. Это был ужас, настоящее рабство», – вспоминает журналист В. Тимирбаев [12].
Усиление взаимосвязей в хозяйственной жизни переселенцев и местного населения повлияло на изменение применения сельскохозяйственных орудий труда. Следует отметить, что до прихода переселенцев кыргызы для обработки земли использовали примитивные орудия труда, такие как омач с железными зубьями (буурусун), бороны, кетмень, лопаты (курок), серпы (орок) и т.п. Вспашка полей в основном производилась деревянной сохой с железными наконечниками без отвала. В соху впрягали одного или двух волов. Как упоминает К. Усенбаев, в качестве бороны использовались крепко связанная в пучок облепиха (караган) или корни деревьев (думур), иногда бревно с необрубленными сучьями» [12, с. 78]. Урожай убирали с помощью серпа, как среднеазиатского (мангел, кыргыз орок), так и европейского (орус орок), но последние только начали входить в быт коренного населения [12 ]. Буурусун – древнее и архаическое орудие труда, уже в конце XIX века оно постепенно стало исчезать и заменяться русским плугом [3, с. 38]. Использование традиционного орудия труда буурусун стало выходить из употребления, на смену земледельческим орудиям труда явились плуги и бороны. Как отмечает Т. Айтбаев, «У киргиз Пржевальского уезда встречаются русские плуги. Кыргызы заимствовали плуг от русских и называют его соко (от слова соха)» [3, с. 39]. Плуг среди кыргы- зов распространяли русские через сельскохозяйственные склады, торговавшие плугами. Как показывают материалы обследования, уже в 1913 году у киргизов Пржевальского уезда насчитывалось плугов 3114, борон с железными зубьями 2469, с деревянными – 8732 [13, с. 446]. Орудия труда с приходом переселенцев стали усовершенствовать. В хозяйственной жизни появились железный плуг, борона, каменные катки, а позже – сенокосилки, жнейка и др. Но их было слишком мало [14, с. 135-136].
Появление новых сельскохозяйственных орудий труда дало возможность местному населению расширить посевные площади. Следовательно, спрос на сельскохозяйственную технику начал увеличиваться. «... в настоящее время заводской плуг проник в самые отдаленные киргизские волости – писалось в отчете военного губернатора Семиреченской области за 1907 год. Ввиду увеличившегося со стороны киргизов спроса на плуги, явилась необходимость усилить оборотные средства казенного склада, для чего в земскую смету на трехлетие с 1908 по 1910 годы внесено было по 2000 руб. в год» [10, с. 28]. На увеличение спроса на сельскохозяйственные орудия труда также обращал свое внимание сенатор К.К. Пален, ревизующий в 1908-19010 годах Туркестанский край. В частности, автор писал, что «железные плуги, даже двухлемешные, а также веялки, сенокосилки и жатка вообще получают среди киргиз широкое распространение» [15, с. 338-341].
Переселенческое управление в 1913 году проводило обследование уездов в Ферганской области земледельческих и скотоводческих хозяйств кочевого населения и пришло к следующим выводам. Обследование показало, что во всех проверенных уездах «техника земледелия у описываемого населения стоит на низкой ступени развития», исключение составлял Гуль-чинско-Куршабский район Ошского уезда, «поблизости к которому сосредоточено несколько русских поселений. Русское население оказывает некоторое влияние своим примером на ход хозяйственной жизни окружающего туземного населе- ния…» [14, с. 135]. Также отмечено, что в этих местностях распространяется использование улучшенного земледельческого инвентаря, главным образом плугов и борон. Железный плуг в киргизском хозяйственном обиходе – явление почти исключительное. В ходе обследования было выявлено, что в Гульчинско-Куршабском районе насчитывается свыше 105 плугов фабричного производства, столько же железных борон…» [14, с. 136]. Конечно, 105 плугов на 3000 хозяйств являлось не большой величиной, но для кочевого населения это было новым явлением.
Но, в то же время, нельзя было сказать, что традиционная техника для обработки земли была совершенно негодной. Например, обследовавшие уезды Ферганского уезда также отмечали, что можно судить «об универсальности туземного омача, который может служить в одно и то же время и орудием вспашки, и орудием боронования» (борона – это «мала») [14, с. 135]. Омач – это местная соха – служил орудием обработки земли. Поэтому многие местные жители, имея омач, иногда и два, не имеют специальной бороны. Степень обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем определялась главным образом размерами земледельческого промысла, а также экономической зажиточностью. Надо отметить, что боронование производилось примитивным образом, так как «борону заменяли сухие древесные сучья» [16, с. 3] или ее заменяли «сук арчи или тяньшанские елки» [17, с. 15]. Борону (мала) привязывали арканом к седлу лошади, на которой сидел мальчик и закладывал семена в землю.
Взаимовлияние происходило в процессе обработки земли. Русские крестьяне обрабатывали землю плугами, для уборки сена пользовались косами; они возделывали лучшие сорта полевых культур (пшеницу кубанку, голый гималайский ячмень, коноплю и проч.), выращивали на огородах и приусадебных участках различные овощи, занимались разведением фруктовых и декоративных деревьев. Переселенцы также держали породистый крупный рогатый скот, преимущественно астраханских тонкорунных овец, разводили русскую породу тяжеловозов и рабочих лощадей, занимались разнообразными сельскими промыслами. Тем самым русские крестьяне давали местному населению наглядный пример преимуществ комплексного развития земледелия, скотоводства и промыслов в сельском хозяйстве края.
Трансформационные процессы в сельскохозяйственной жизни происходили и в других сферах. До прихода русских переселенцев кочевники-киргизы не заготавливали на зиму сено. Под влиянием русских киргизы стали запасаться на зиму сеном, пользуясь косой, заимствованной у переселенцев. Например, один из корреспондентов газеты «Туркестанские ведомости», И. Рожанович, в 1901 году сообщил из Пржевальска, что «раньше только некоторые места, отличавшиеся особенно густой травой, косились; теперь же косится все, почти подряд, и русскими и киргизами» [18]. Постепенно киргизы для сохранения сена на зиму стали строить крытые загоны (в виде кошары).
В указанный период развитие получила обработка богарных полей. В хозяйственную практику киргизов проникло использование каменных катков для обмолота хлеба, взамен старой молотьбы волами. Киргизы обращались к крестьянам и для очистки хлеба на русских веялках. Обследовавший Семиреченскую область Васильев писал: «Что действительно принесли с собой русские – это лучшие орудия обработки земли: железный плуг, железную борону, косилку, жнейку, молотилку, веялку» [17, с. 75]. Но в то же время русские заимствовали у туземцев травосеяние, и в частности – посевы многолетней туркестанской люцерны.
В рассматриваемый период важное место в земледелии стало занимать торговое огородничество. По данным 1903 года, площадь, занимаемая под огороды, составляла в Пишпекском уезде 213 десятин, а в Пржевальском – 281 десятину [19, с. 191].
В начале XX века важное место в хозяйстве кыргызов стало занимать земледелие. Удельный вес сеющих хозяйств киргизов в 1913 году достиг в Пишпекском и Пржевальском уездах соответственно
92,9% и 93,3%. Таким образом, без посевных подворий в большинстве скотоводческих хозяйств было очень мало, численность их в течение рассматриваемого периода снижалась [20, с. 59].
Таким образом, в конце XIX – начале XX веков в земледельческой культуре кыргызов, проживающих в Семиреченской и Ферганской областях, происходили изменения. Переселенцы оказали влияние на появление у местного населения новой техники, новых земледельческих культур, постепенно изменилась обработка посевных полей. Трансформационные процессы в земледельческом хозяйстве повлияли не только на расширение посевных площадей, но и на переход к оседлому образу жизни кочевых и полукочевых киргизских хозяйств.
Список литературы Трансформационные процессы в земледельческом хозяйстве кыргызов во второй половине XIX - начале XX веков
- Сведения о дикокаменных киргизах, доставленные от генерал-губернатора Западной Сибири // Зап. Имп. РГО. - 1851. - Кн. 5.
- Усенбаев К.У. Общественно-экономические отношения киргизов, вторая половина XIX - начало XX вв. - Фрунзе, 1980.
- Айтбаев М.Т. Историко-этнографический очерк о кыргызах по материалам севера Кыргызстана.-Бишкек,2022.
- Чайковский. Иссык-кульский уезд в 1869-1871 годах // Туркестанские ведомости 1872. - № 42, 44, 45.
- Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник, Вып. II. - СПб., 1873.
- Ибраев С.А. История развития и география табаководства Кыргызстана // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - 2015. - №6.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vesti.kg/zxc/item/39005-tabachnaya-otrasl-sfera-kotoraya-ostanetsya-istoriey.html.
- Джаманкараев А.Б. Развитие торговли в Киргизии в конце XIX - начале XX вв. -Фрунзе, 1965.
- Материалы по киргизскому землепользованию. Ферганская область. Андижанский уезд.-Ташкент, 1913.
- Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа во второй половине XIX и начале XX века. - Фрунзе, 1967.
- Узнать больше. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vesti.kg/zxc/item/39005-tabachnaya-otrasl-sfera-kotoraya-ostanetsya-istoriey.html.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kaktus.media/doc/365748_kak_sobiraut_hlopok_v_centralnoy_azii._srednevekovye_meto dy_i_detskiy_tryd.html.
- Материалы по обследованию туземного и русского старожильческго хозяйства и землепользования в Семиреченской области. - Т. 8. Вып. 1. - Петроград, 1916.
- Материалы по землепользованию кочевого кыргызског населения южной части Ферганской области (Ошский, Скобелевский и Кокандский уезды). - Ташкент, 1915. -Т. 8.
- Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенный К.К. Паленом. Переселенческое дело в Туркестане. - СПб., 1910.
- Обзор Семиреченской области за 1895. - Верный, 1896.
- Васильев В.А. Семиреченская область как колония и роль в ней Чуйской долины. -СПб, 1915.
- Рожанович И.В. Пчеловодство в Пржевальском уезде // Туркестанские ведомости. -1901. - №33.
- Памятная книжка и адрес-календарь Семиреченской области на 1905 год. - Верный, 1905.
- Кронгард Г.К. Население Киргизии в последней трети XIX - начале XX века. -Фрунзе, 1989.