Трансграничные переходы как фактор преодоления санкционного давления

Бесплатный доступ

В связи с наличием общей границы РФ и КНР, которая проходит по территории российских Приморья и Приамурья, руководством стран в начале XXI в. был заключен ряд соглашений о строительстве новых и усовершенствовании существующих пограничных пунктов пропуска через государственную границу для расширения торговых отношений. Тем не менее, к началу кризиса 2022 г., связанного с санкционным давлением со стороны Запада, ни один из запланированных проектов не был полностью завершен, и полноценного «Разворота России на Восток» не произошло. В материале рассматриваются эти трансграничные инфраструктурные проекты и причины, по которым они не были реализованы.

Еще

Рф, кнр, граница, международная торговля, приморье, приамурье, инфраструктура, трансграничные переходы

Короткий адрес: https://sciup.org/143178981

IDR: 143178981   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-130-134

Текст научной статьи Трансграничные переходы как фактор преодоления санкционного давления

важную роль в этом играет более короткое транспортное плечо по сравнению с расстоянием до центральных регионов России.

В Послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 г. В.В. Путин заявил, что с каждым годом взаимовыгодная кооперация РФ и КНР пополняется новыми масштабными проектами в разных областях: в торговле, в инвестициях, энергетике, высоких технологиях. После этого Послания в словарь политической терминологии вошло такое понятие, как «разворот на Восток».

16 марта 2022 г. В.В. Путин подписал указ о мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России, которым высшим должностным лицам субъектов страны с учетом географических особенностей соответствующих территорий постановлялось принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. Регионы Приморья и Приамурья создали антикризисные штабы, приняли соответствующие локальные нормативные акты и планы, включающие и внешнеэкономические связи.

В Хабаровском крае было предусмотрено создание лояльных условий на получение въездных туристических виз, возобновление обменов безвизовых групповых туристических поездок для граждан КНР, поиск решения вопроса расширения доступа российских товаров на китайский рынок, формирование новых логистических маршрутов, создание пула контейнерных перевозчиков на базе китайских линий, возобновление работы пункта пропуска Покровка – Жаохэ [5]. Функционирование последнего было приостановлено в 2020 г. в связи с начавшейся пандемией коронавирусной инфекции.

Согласно антикризисному плану Приморского края, упрощены процедуры импорта продукции из КНР, введены послабления по таможенным платежам [8]. Руководство ЕАО посчитало, что для снижения влияния санкционного давления необходимо более активно вести торговлю со странами АТР, важную роль в этом должно было сыграть открытие трансграничного железнодо- рожного моста Нижнеленинское – Тунцзян [3].

Губернатор Амурской области заявил, что в условиях санкционного давления у предпринимателей открываются хорошие перспективы, которые он связывает с открытием трансграничного моста Благовещенск – Хэйхэ. «Геополитическая ситуация выводит Амурскую область на первый план международной деятельности в связи с ее географическим расположением. Считаю, что это хорошее «окно» для малого бизнеса», – сказал он [1].

Остановимся подробнее на пограничных переходах. Пункт пропуска Покровка – Жаохэ не является круглогодичным в связи с тем, что закрывается на несколько недель в году в период ледостава и ледохода на р. Уссури. Он имеет расчетную пропускную способность 90 грузовых автомобилей и 30 автобусов в сутки [4]. Однако этот пограничный переход задействован крайне слабо ввиду неудобного географического расположения – он значительно отдален от крупных населенных пунктов, а ближайшая подходящая для перегрузки контейнеров на железную дорогу станция – Хабаровск, причем с дополнительным транспортным плечом от государственной границы в 260 км.

После завершения демаркации границы между РФ и КНР в 2008 г. на острове Большой Ус-

Рис. 1. Мост Благовещенск – Хэйхэ летом 2021 г. Вид с китайской стороны

Fig. 1. Bridge Blagoveshchensk – Heihe in the summer of 2021. View from the Chinese side

Рис. 2. Мост Нижнеленинское – Тунцзян летом 2021 г. Вид с российской стороны

Fig. 2. Bridge Nizhneleninskoye – Tongjiang in the summer of 2021. View from the Russian side сурийский появились планы по созданию на нем грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу. Китайская сторона завершила строительство моста на остров 27 сентября 2012 г. [10]. Российский мост был завершен годом позже. Еще в 2010 г. правительство Хабаровского края утвердило концепцию комплексного развития острова Большой Уссурийский, согласно которой в 2015 г. на нем должен быть сдан в эксплуатацию пункт пропуска, рассчитанный на 1500 человек, 250 автомобилей и 50 автобусов в сутки [6]. Ввиду того, что в 2013 г. на Амуре наблюдалось катастрофическое наводнение, президент России подписал указ, согласно которому органам государственной власти ряда субъектов Дальнего Востока рекомендовалось принять исчерпывающие меры, исключающие строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения. Поскольку Большой Уссурийский является пойменным, он весь подпадает под указанную рекомендацию. Планы по открытию пункта пропуска отодвинули на 2026 г. [7].

Намерения о возведении трансграничного моста через Амур в районе Нижнеленинское – Тунцзян были озвучены в 2007 г. Согласно им работы должны были завершиться в 2010 г. [9]. 28 октября 2008 г. между правительствами РФ и КНР было подписано соглашение о совместном строительстве этого объекта и сопутствующей инфраструктуры. По состоянию на I квартал 2022 г. мост не был введен в эксплуатацию. Среди причин неоднократного переноса сроков завершения строительных работ со стороны российского подрядчика – ошибки в проекте по сейсмическим решениям и отсутствие источников дополнительного финансирования.

Переговоры о строительстве моста Благовещенск – Хэйхэ начались в середине 90-х гг. XX в., первое соглашение о совместной реализации этого проекта было подписано 1 сентября 1995 г. Спустя 20 лет в соглашение были внесены изменения, и начался процесс активного строительства. Согласно планам мост должны были ввести в эксплуатацию в 2019 г. По состоянию на I квартал 2022 г. и этот объект не был завершен. Причины – неслаженность действий структур, отвечающих за возведение моста и сопутствующей инфраструктуры, включая строительство пограничного пункта пропуска через государственную границу на территории Амурской области.

Учитывая вышесказанное, может сложиться впечатление, что в наиболее выигрышном положении среди регионов Дальнего Востока находится Приморье как территория с наиболее развитой инфраструктурой для международной торговли и инвестиций со стороны КНР. Однако следует учесть, что сроки завершения реконструкции МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», которые призваны содействовать увеличению товарооборота между странами, также сдвинулись. Новый срок: не ранее 2023–2024 гг. [2]. Существующие в Приморье пограничные пункты пропуска физически не справляются с грузооборотом, идущим из КНР.

Подводя итоги, можно сказать, что неоднократный опыт прохождения кризисных для России ситуаций не был учтен в полной мере, и сроки введения в эксплуатацию важнейших трансграничных инфраструктурных объектов постоянно менялись. Это, в свою очередь, оказывает влияние на продовольственную безопасность регионов Дальнего Востока, существенно сковывает товарооборот между двумя странами и не дает в полной мере заместить товары, которые подверглись санкциям со стороны Запада. В этой связи для органов государственной власти регионов необходимо выявить возможности для активизации усилий по ускорению завершения и реконструкции трансграничных переходов и соответствующей инфраструктуры.

Список литературы Трансграничные переходы как фактор преодоления санкционного давления

  • Василий Орлов: «У амурского бизнеса есть хорошая перспектива». Глава области назвал три фактора, влияющих на развитие предпринимательства в регионе // Правительство Амурской области. URL: https://www.amurobl.ru/posts/news/vasiliy-orlov_-_u-amurskogo-biznesa-est-khoroshaya-perspektiva_-glava-oblasti-nazval-tri-faktora-vli/?sphrase_id=6190230 (дата обращения: 26.03.2022).
  • Дробышева И. Пора сверить часы // Российская газета. 2021. 29 мар.
  • Еврейская автономная область имеет большой потенциал для выхода на рынки АТР - Ольга Курилова // Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://www.eao.ru/gubernator/press-sluzhba-gubernatora-soobshchaet/evreyskaya-avtonomnaya-oblast-imeet-bolshoy-potentsial-dlya-vykhoda-na-rynki-atr-olga-kurilova/ (дата обращения: 21.03.2022).
  • Калещук К.В., Рыжова А.С., Володькин П.П. Исследование пропускной способности международного пункта пропуска Покровка (РФ) - Жаохэ (КНР) // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2015. № 4-2. С. 147-150.
  • План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Хабаровского края в условиях внешнего санкционного давления // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://khabkrai.ru/events/Antikrizisnyj-shtab/189137 (дата обращения: 20.03.2022).
  • Постановление от 31 декабря 2010 г. N 398-пр Об утверждении Концепции проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 гг.)» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/995136061 (дата обращения: 21.03.2022).
  • Расширенное заседание правительства Хабаровского края // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://khabkrai.ru/?menu=getfile&id=111373&view=1 (дата обращения: 21.03.2022).
  • Товаропроизводителей, строителей и IT-специалистов поддержат в Приморье // Правительство Приморского края. URL: https://primorsky.ru/news/265114/ (дата обращения: 20.03.2022).
  • Jia B. Proposed bridge to boost bilateral trade // China Daily. 2007. 16 Jul.
  • 黑瞎子岛乌苏大桥通车 将成连接亚欧»大陆桥» (Мост Усу на остров Хэйсяцзы открыт для движения и станет «сухопутным мостом», соединяющим Азию и Европу) // CCTV. URL: http://news.cntv.cn/china/20120927/106592.shtml (дата обращения: 21.03.2022).
Еще
Статья научная