Транснациональные преступные структуры: понятие, признаки

Бесплатный доступ

В статье рассматривается понятие транснациональной организованной преступности, под которой понимается деятельность организованных преступных групп, совершающих преступления, носящие межгосударственный характер. Определено отличие транснациональной преступности от организованной. Также рассматривается понятие транснационального преступления, его субъекты в зависимости от уровня и характера организации. Обозначены признаки и субъекты транснациональной организованной преступности. Рассматривается понятие транснациональных преступных структур, и выделяются их признаки. Отмечается, что транснациональные преступные структуры представляют собой любую группу лиц организованную для извлечения прибыли из незаконной деятельности на постоянной основе и различающиеся по ряду признаков. Анализ транснациональных преступных структур показал отсутствие их единой модели и существование между ними отличий по разным параметрам. Тем не менее, в их деятельности прослеживается взаимосвязь трех составляющих компонентов: включенность в систему теневой экономики, коррупция, легализация криминальных доходов.

Еще

Транснациональная организованная преступность, транснациональное преступление, субъекты транснациональной преступности, организованная преступная группа, транснациональные преступные структуры

Короткий адрес: https://sciup.org/14128132

IDR: 14128132

Текст статьи Транснациональные преступные структуры: понятие, признаки

Факт существования транснациональной организованной преступности был официально признан в 1988 г. на международном симпозиуме, проходящем в североамериканском г. Сант-Клауде, где было объявлено о важности данной проблемы и указано на необходимость уделения ей особого внимания. Также было предложено разработать определение транснациональной организованной преступности.

Впервые определение транснациональной организованной преступности было сформулировано в Конвенции ООН, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. Согласно ст. 1–3 Конвенции, «под транснациональной организованной преступностью понимается деятельность организованных преступных групп, совершающих преступления» [1]. И хотя данное определение ограничивается определением организованной преступной группы и не раскрывает суть понятия, Д. Н. Юхнович полагает, что оно представляется одним из самых корректных [13, с. 26]. Преступление приобретает транснациональный характер при наличии определенных условий (рисунок 1).

Как можно отметить, преступление становится транснациональным, если носит межгосударственный характер и, как указывает В. Д. Росляков, «…в силу специфики выполнения его объективной стороны (места совершения — территория нескольких государств, осуществление стадий совершения преступления на территории разных государств, наступление преступных последствий для нескольких государств), а также особенностей, исходящих из института соучастия (организованная преступная группа, осуществляющая свою деятельность в более чем одном государстве)» [11].

Главное отличие транснациональной преступности от организованной сформулировал Ю. А. Воронин: «…осуществле-ние преступной деятельности как внутри, так и за пределами национальных границ» [2, с. 8]. С данной позицией согласен и Д. Н. Юхнович: «Именно этот признак отличает рассматриваемое явление от организованной преступности и возводит его общественную опасность на мировой уровень, сочетая при этом три вида преступности: организованную, экономическую и международную» [13, с. 20].

В Конвенции ООН (ст. 1) обозначены признаки организованной преступной группы (рисунок 2).

В Конвенции ООН понятие «организованная преступная группа» трактуется как структурно оформленная группа, т. е. субъекты преступной деятельности в целом структурно увязаны в единую организацию — транснациональные преступные сообщества или транснациональные преступные структуры.

Транснациональные преступные структуры (далее — ТПС) — преступные сообщества, представляющие собой одну или нескольких различающихся по численности преступных группировок, имеющие транснациональные связи с преступными организациями в других странах, организованные на основе национальных религиозных, этнических, производственных, профессиональных или иных связей, действующих на территории двух и более государств в целях совершения правонарушений и извлечения прибыли или иного запрещенного дохода.

Рисунок 1 — Признаки и субъекты транснациональной преступности

Межгосударственный характер транснациональной организованной преступности определяет и специфику осуществляющих такую деятельность субъектов. Следует отметить, что проблеме субъектов транснациональной преступности исследователями внимания практически не уделяется. Для обозначения субъектов употребляются различные термины: транснациональные преступные корпорации (Э. А. Иванов), международные преступные организации (Р. Годсон, В. Олсон), транснациональные организованные преступные группы (Л. Шелли). Большинством исследователей используется термин «транснациональные преступные организации», хотя определение данного понятия нельзя ограничивать только характеристикой их преступной деятельности [12].

ТПС представляют собой любую группу лиц, организованную для извлечения прибыли из незаконной деятельности на постоянной основе и различающиеся по своему размеру, организационному устройству, видам деятельности. Они транснациональны по своей природе и действуют вне существующих в мировой политике структур власти, имеют хорошо развитые и опробованные стратегии по обходу правоохранительных органов. В деятельности ТПС прослеживается взаимосвязь трех составляющих компонентов: включенность в систему теневой экономики, коррупция, легализация криминальных доходов.

Рисунок 2 — Признаки организованной преступной группы

Признаки ТПС были предложены В. В. Лу-неевым (рисунок 3) [4].

О. А. Михальская полагает, что ТПС обладают некоторыми взаимосвязанными структурными элементами. Они не обязательно проявляются в полном объеме. В различных видах ТПС они проявляются в разной степени, а в некоторых ТПС могут отсутствовать совсем. Как отмечает О. А. Михальская, «…но собирательно они отражают реальную характеристику организованной преступности. И нет оснований от них отказываться» [5, с. 181].

Отсутствие легального определения ТПС не сказывается на попытках их классификации. Так, классифицируя ТПС, выделяют следующие их типы: основная группа традиционных ТПС (имеет глобальные сети); малые ТПС (отличается меньшей численностью и масштабами криминального влияния; они высокоорганизованы по структуре, но имеют специализацию); транснациональные террористические группы. А. И. Гуров условно выделяет три уровня ТПС: примитивный, средний и высокий [3].

В. А. Номоконов предлагает классифицировать субъекты ТПС в зависимости от уровня и характера организации и выделяет три вида. Как пишет В. А. Номоконов, «Нижний уровень представляют преступные организации и преступные сообщества, имеющие транснациональный характер деятельности; средний — это организации, т. е. юридические лица; и высший — это криминальногосударственные организации, в которых государство и его органы тайно используют преступные способы, средства, связи с преступными элементами для выполнения тех или иных задач» [8, с. 53–54].

В целом можно резюмировать, что единой модели ТПС не существует. Для них характерны различия по ряду параметров, среди которых можно выделить такие, как структура, построение коммуникативных связей, сферы преступной деятельности, территории базирования, форма и членский состав, а также особенности регионального распространения преступной деятельности. Однако все они осуществляют свои операции через государственные границы и создают разного рода трудности для правоохранительных органов. Одна из причин заключается в том, что они в основном опираются не на чрезмерно формализованные и структурированные иерархии, а на нежесткие сетевые структуры.

Рисунок 3 — Структурные элементы ТПС

В качестве обобщающих признаков ТПС можно обозначить такие, как национальный признак образования, общность криминальных интересов и одинаковость сфер криминальной деятельности, которые могут выражаться в совместности проведения отдельных преступных операций.

Сложности борьбы с ТПС связаны с их способностью высокой степени адаптивности к условиям внешней среды и обладанием таким качеством, как гибкость. А. Х. Пихов отмечает: «При этом транснациональные преступные организации способны быстро учиться на собственном опыте и опыте других преступных структур, приспосабливаться к новым условиям. Т. е. происходит процесс самосовершенствования, при котором используются современные технологии, помощь специалистов и т. д. Это, безусловно, свидетельствует о новаторском подходе к своей деятельности» [10, с. 6]. На существующие тенденции изменения масштаба и характера организованной преступности, руководимой ее статусными лидерами указывают в своих статьях А. М. Моисеев и С. В. Кондратюк и др. [6; 7; 9]

В настоящее ТПС время имеют различную структуру и принципы членства. Общим для них является то, что они очень мобильны и способны действовать «сквозь» национальные границы. Диапазон транснациональных преступных структур чрезвычайно широк: от организаций с жесткой структурой до относительно гибких и динамичных.

Статья