Тромбоэмболия ветвей легочной артерии у больных сахарным диабетом
Автор: Васильцева О.Я., Ворожцова И.Н., Крестинин А.В., Карпов Р.С.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 4-2 т.26, 2011 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования: проанализировать особенности клинического течения ТЭЛА у пациентов с сахарным диабетом на основании данных о новых случаях тромбоэмболии ветвей легочной артерии (ТЭЛА) среди умерших в стационарах г. Томска за период с 2003 по 2010 гг. Изучены протоколы вскрытий и историй болезни всех пациентов (653 случая) с диагностированной прижизненно и/или посмертно ТЭЛА, умерших с 2003 по 2010 гг. Сахарный диабет выявлен у 129 больных и у всех пациентов имел среднетяжелое или тяжелое течение, находился в стадии суб- или декомпенсации. У 28,57% сопровождался повышенной массой тела - 31,59±4,41 кг/м2. Соотношение "терапевтических" пациентов к "хирургическим" соответствовало 2,22 : 1. Все пациенты с диабетом госпитализировались в экстренном порядке. 27 пациентов (21%) находились в стационаре менее суток, т.е. тромбообразование в местах - источниках тромбоэмболии у них происходило в домашних условиях вне стационара. Ведущим источником тромбоэмболии были ветви нижней полой вены. В то же время в 30,2% местом первичного тромбообразования у пациентов с сахарным диабетом были правые камеры сердца, против 15,3% у больных без диабета. Таким образом, следует сделать вывод, что важность наличия у пациентов сахарного диабета 2-го типа как фактора риска развития тромбоэмболических осложнений до настоящего времени недооценивается как на амбулаторном, так и на госпитальном этапе.
Тромбоэмболия, легочная артерия, сахарный диабет
Короткий адрес: https://sciup.org/14919668
IDR: 14919668
Текст научной статьи Тромбоэмболия ветвей легочной артерии у больных сахарным диабетом
Введение
Тромбоэмболия ветвей легочной артерии (ТЭЛА) является универсальным осложнением различных заболеваний. Чаще она развивается у пациентов с тяжелой множественной соматической патологией, имеющих ограниченную физическую активность и, ввиду тяжести состояния, нередко находящихся на постельном режиме [1, 2]. Факторы риска развития ТЭЛА многообразны и разно-плановы. Их индивидуальные сочетания обусловливают локализацию источника тромбообразования и возможные профилактические мероприятия, направленные на его предотвращение. Для организации адекватной профилактики тромбоэмболии, связанной с тромбозом ма- гистральных вен нижних конечностей и таза при хирургических и иных инвазивных вмешательствах, выделяются факторы риска низкой и высокой вероятности ее развития [3]. Помимо этого, их подразделяют на факторы, обусловленные оперативным вмешательством, и факторы, обусловленные состоянием больного. К факторам высокого риска развития ТЭЛА, обусловленным состоянием больного, относится сахарный диабет [4]. Важная роль сахарного диабета 2-го типа в развитии ТЭЛА обусловлена главным образом его осложнениями. Нарушение липидного обмена приводит к раннему развитию атеросклероза, формированию ишемической болезни сердца, хронической сердечной недостаточности. Множественные метаболические изменения, обусловленные нарушением углеводного обмена, способствуют повышению вязких свойств крови [5]. Связанные с диабетической ангио- и нейропатией нарушения кровоснабжения нижних конечностей приводят к постепенному снижению физической активности, а также большей подверженности этой категории больных ампутациям нижних конечностей [6, 7]. В связи с этим целью нашего исследования было изучение особенностей развития и клинического течения тромбоэмболии ветвей легочной артерии у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа на основании имеющихся данных о новых случаях ТЭЛА в г. Томске. Цель исследования: проанализировать особенности развития и клинического течения тромбоэмболии ветвей легочной артерии у пациентов с сахарным диабетом на основании данных о новых случаях ТЭЛА среди умерших в стационарах г. Томска за период с 2003 по 2010 гг.
Материал и методы
Исследованию были подвергнуты истории болезни и протоколы вскрытий пациентов, умерших в стационарах г. Томска в период с 2003 по 2010 гг., у которых при патологоанатомическом исследовании выявлена ТЭЛА. При проведении системного патологоанатомического исследования использовался метод полного извлечения органов (полная эвисцерация по Шору) [Г.В. Шор, 1925]. При наличии патологоанатомических изменений легкие описывались по бронхолегочным сегментам. Учитывая частоту причин тромбообразования, последовательно производился поиск тромбов в системе поверхностных и глубоких вен нижних конечностей, начиная с дистальных отделов и заканчивая подвздошными венами. Вскрытие сердца осуществлялась “по току крови”. При детальном осмотре полостей сердца особое внимание обращалось на состояние эндокарда (наличие пристеночных тромбов между трабекулами и в ушках предсердий).
Следует отметить, что при использовании этого и других методов патологоанатомических исследований в 1–2% случаев источников ТЭЛА обнаружить не удается [1], причины этого факта требуют дальнейшего изучения. Для окончательного подтверждения патологоанатомического диагноза образцы тромбов направлялись в гистологическую лабораторию, где исследовались под микроскопом.
При изучении историй болезни умерших пациентов с ТЭЛА анализировались динамика клинической картины и результаты всех лабораторных и инструментальных методов исследования, проводившихся в стационаре.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ для компьютера PENTIUM – VI “Statistica for Windows”. Для проверки нормальности распределения количественных признаков использовали критерий Шапиро–Вилка и критерий Колмогорова–Смирнова с поправкой Лиллиефорса. Проверку равенства генеральных дисперсий осуществляли с помощью критериев Фишера и Кохрэна. Более 2/3 данных были распределены нормально, поэтому использовали параметрические статистические критерии. Статистически значимым считали уровень p<0,05 [8].
Результаты и обсуждение
Проведен анализ всех случаев тромбоэмболии ветвей легочной артерии, имевших место у больных, умерших в Томске в период с 01.01.03 по 31.12.10 гг. по данным патологоанатомических отделений, бюро медицинской статистики Томской области, Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Томска.
Всего за период с 01.01.03 по 31.12.10 гг. умерло 28675 больных. Вскрыто 12950 умерших. ТЭЛА выявлена у 653 умерших. У всех пациентов тромбоэмболия была осложнением основного или сопутствующего заболеваний. Средний возраст умерших составил 62,32±14,28. Сахарный диабет выявлен у 129 больных, у 128 – 2-го типа и у одного – 1-го типа. Возраст пациентов с диабетом имел диапазон от 30 до 89 лет, составил в среднем 69,2±12,85 и значимо не отличался от общей группы больных с ТЭЛА. Сахарный диабет 2-го типа у всех пациентов имел среднетяжелое либо тяжелое течение, находился в стадии суб-или декомпенсации. У 28,57% сопровождался повышенной массой тела. ИМТ в среднем в группе составил 31,59±4,41 кг/м2, что статистически значимо отличалось от группы с ТЭЛА в целом (23,01±2,16; p<0,05). Во всех случаях эндокринная патология сопровождалась различными сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе ИБС, артериальной гипертонией, нарушениями ритма сердца и др. Анализ распределения пациентов по профилю коек показал, что 89 из них (69%) госпитализировались для лечения терапевтической патологии и 40 (31%) – для лечения хирургических заболеваний. Все они госпитализировались в экстренном порядке и провели в стационаре в среднем 9,31±6,15 койко/дней, что статистически значимо не отличалось от группы с ТЭЛА в целом, где количество койко/дней составило 8,36 + 6,59. Причем необходимо обратить внимание, что 23 терапевтических и 4 хирургических пациента находились в стационаре менее суток. Следовательно, у них (21%) тромбообразование в местах – источниках тромбоэмболии происходило в домашних условиях вне стационара.
Из 40 хирургических больных у 35 проводились оперативные вмешательства различного объема, в том числе у 10 – ампутация нижней конечности. На одного больного с сахарным диабетом с развившейся ТЭЛА приходилось 0,375 ампутаций нижних конечностей уровня верхней трети голени и выше, в то время как на одного хирургического пациента с ТЭЛА без диабета – 0,019 аналогичных ампутаций, то есть почти в 20 раз меньше. При этом следует подчеркнуть, что к сильным предрасполагающим внешним факторам развития ТЭЛА, согласно пересмотренной Женевской шкале, шкале Wells и ряду других работ, относят в настоящее время тяжелую травму, чем по сути и являются такие операции [9, 10]. Ведущим источником тромбоэмболии в группе с сахарным диабетом (как и у пациентов с ТЭЛА в целом) были вены нижних конечностей (59,7%). В 24,8% случаев источником были правые камеры сердца, а в 5,4% случаев имело место сочетанное тромбообразование – и в венах нижних конечностей, и в правых камерах. Таким образом, у больных с диабетом ТЭЛА из правых камер сердца развивалась в 30,2% случаев против 15,3% в группе без диа- бета. Другая, отличная от вышеперечисленных (вены нижних конечностей и правые отделы сердца), локализация тромообразования составила лишь 10,1%. Это были вены малого таза и, в одном случае, подключичная вена после ее катетеризации. Тромбообразование в венах малого таза во всех случаях развивалось на фоне местного воспалительного или онкологического процесса. Среди всех случаев ТЭЛА из правых камер сердца лишь 3 больных госпитализировались с “чисто” хирургической патологией – поддиафрагмальный абсцесс, абсцесс малого таза, рак сигмовидной кишки, требующий резекции участка толстого кишечника. В остальных случаях (36 человек, 92,3%) у пациентов были исключительно терапевтическая патология или тяжелые терапевтические заболевания, осложнения которых потребовали хирургической помощи.
Таким образом, следует сделать вывод, что важность наличия у пациентов сахарного диабета 2-го типа как фактора риска развития тромбоэмболических осложнений до настоящего времени недооценивается на амбулаторном и госпитальном этапе. В амбулаторных условиях необходима активизация профилактических мероприятий, направленных на снижение риска тромбообразования в потенциальных источниках ТЭЛА у лиц с сахарным диабетом. По нашим данным, ТЭЛА из правых камер – это в большей степени удел терапевтических пациентов.
Список литературы Тромбоэмболия ветвей легочной артерии у больных сахарным диабетом
- The task force for the diagnosis and treatment of pulmonary hypertension of the European Society of Cardiology (ESC) and the European Respiratory Society (ERC)//Eur. Heart J. -2009. -[Vol.] 30. -P. 2493-2537.
- Ворожцова И.Н., Васильцева О.Я., Крестинин А.В. и др. Частота новых случаев тромбоэмболии ветвей легочной артерии в стационарах города Томска в 2003-2008 годах, по данным патологоанатомических вскрытий//Сибирский медицинский журнал (Томск). -2011. -№ 1. -С. 170-173.
- Гиляревский С.Р. Современные подходы к диагностике и лечению эмболии легочной артерии: основные положения европейских клинических рекомендаций по диагностике и лечению тромбоэмболии легочной артерии. Часть I. Подходы к диагностике эмболии легочной артерии//Сердце. -2009. -№ 5. -С. 270-289.
- Протокол ведения больных. Профилактика тромбоэмболии легочной артерии при хирургических и иных инвазивных вмешательствах: приказ № 233 Минздрава России от 09.06.2003 г.; отраслевой стандарт.
- Шилов А.М., Авшалумов А.С., Синицина Е.Н. и др. Изменения реологических свойств крови у больных с метаболическим синдромом//Рус. мед. журнал. -2008. -Т. 16, № 4. -С. 200-205.
- Волковой А.К., Комелягина Е.Ю., Анциферов М.Б. Поражение нижних конечностей при сахарном диабете//Рус. мед. журнал. -2006. -Т. 14, № 13. -С. 972-973.
- Клюшкин И.В., Фатыхов Р.И. Адекватное проведение консервативной терапии -гарант эффективного лечения синдрома диабетической стопы//Фундаментальные исследования. -2011. -№ 7. -С. 79-83.
- Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. -М.: Медиа Сфера, 2006. -305 с.
- Le Gal G., Righini M., Roy P.M. et al. Prediction of pulmonary embolism in the emergency department: the revised Geneva score//Ann. Intern. Med. -2006. -[Vol.] 144. -P. 165-171.
- Anderson F.A.Jr., Spenser F.A. Risk factors for venous tromboembolism//Circulation. -2003. -Vol. 107, (23 Suppl 1). -P. 16-19.