Трудовые ценности и трудовая мотивация современной городской молодежи Казахстана

Автор: Садырова Мансия Сапаргалиевна, Мухтарова Карлыгаш Сапаровна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 10, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается трансформация трудовых ценностей современной казахстанской молодежи в условиях модернизации казахстанского общества в период современного глобального экономического кризиса. Выявлены гендерные особенности трудовых ценностей молодого поколения и сконструирована иерархия жизненных ценностей молодежи. Результаты данных эмпирического социологического исследования показывают наличие существенных гендерных различий в трудовых ценностях современной казахстанской молодежи, проявляющихся в стремлении женщин к автономным ценностям (саморазвитие), а мужчин - к материальным ценностям. Влияние глобальных трансформационных процессов на казахстанское общество, а также кризисные явления в экономике в 2010-е гг. явились импульсом к снижению популярности традиционных ценностей, связанных со стремлением к самореализации в трудовой деятельности, на трудовую мотивацию молодежи. Однако важными для казахстанской молодежи остаются такие ценности, как «интерес к труду» и «результаты труда». В ходе исследования выявлена корреляция трудовых ценностей с реальными мотивами выбора профессии и стратегиями занятости современной казахстанской молодежи.

Еще

Казахстан, молодежь, трудовые ценности, ценностные ориентации, трудовая мотивация, экономическая социология

Короткий адрес: https://sciup.org/149141177

IDR: 149141177   |   DOI: 10.24158/spp.2022.10.3

Текст научной статьи Трудовые ценности и трудовая мотивация современной городской молодежи Казахстана

1,2Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан 1petroval4@yandex.ru0, 2

1petroval4@yandex.ru0,

Введение . Трансформация трудовых ценностей всегда была в центре внимания социологов Казахстана. Особое внимание изучению этого процесса стало уделяться в период радикальных рыночных преобразований, в ходе которых воспитанные советским обществом социальные

установки и отношение к трудовой деятельности существенным образом изменились. Эти перемены больше всего затронули такую важнейшую социально-демографическую группу, как городская молодежь. Исследователи давно отмечают, что для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от коллективистской составляющей к индивидуалистской (Караваева, 2004: 38). Однако и в рыночных условиях мотивация и отношение к труду являются определяющим фактором стратегии выбора профессии и карьерного роста.

Интерес к изучению трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи объясняется тем, что в любом государстве молодежь – это будущее страны и ее экономики, и вопросы ее адаптации к существующим социально-трудовым отношениям являются во многом приоритетными для молодежной политики. Что касается теоретико-методологических основ изучения трудовых ценностей и трудовой мотивации, то в социологии и экономической социологии еще с XIX в. сформированы соответствующие подходы и модели. Этим вопросам пристальное внимание уделял Э. Дюркгейм (Дюркгейм, 1991), а уже во второй половине XX в. М. Рокич сформировал две ценностные группы из 36 ценностей (sets of values) под названием «Ценностная шкала Ро-кича» (Rokeach Value Scale) (Rokeach, 1973; Rokeach, Ball-Rokeach, 1989). Не меньший интерес вызывают и классические исследования трудовых ценностей Ш. Шварца и У. Билски (Schwartz, Bilsky, 1990), Р. Инглхарда (Inglehart, 2008). Можно выделить четыре группы исследователей трудовых ценностей, характеризующиеся особенностями их теоретического подхода.

Первая группа ученых (наиболее широкая) связывают формирование трудовых ценностей с основными социальными ориентациями личности и социальных групп (Зимин, 2012; Селиванова, 2013; Ядова, 2012; Тощенко, 2014). Вторая группа, изучая ценности, акцентируют внимание на мотивационной структуре трудового поведения личности (Сурина, 1999). Третья группа обращает внимание на важность целепологания в структуре ценостей (Юлдашев, 2001). Четвертая группа ученых анализируют ценности с социально-психологической точки зрения (Магун, Руднев, 2011; Миланченко, 2012; Абдирайымова, 2005). Наличие всех этих подходов было принято во внимание при проведении эмпирического исследования и анализе его результатов. Исследователи и во второй половине 2010-х гг. подтверждают как наличие таких подходов, так и важность их учета в современных исследованиях ценностей молодежи Казахстана (Калиев, Ашимханова, 2018; Калдыбаева, Мустаева, Окасова, 2018).

Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи. Комплексный анализ особенностей трансформации ценностных ориентаций молодежи в Казахстане был осуществлен в ходе ряда эмпирических социологических исследований, проведенных социологами Казахстана в первой половине 2010-х гг., когда негативные тенденции, вызванные глобальнми изме-ненями и экономическим кризисом, уже стали ярко проявляться в казахстанском обществе, влияя на ценности молодежи.

Материалами статьи послужили данные исследования Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, материалы проекта World Values Survey в Казахстане и исследования авторов данной статьи, проведенные в 2010–2015 гг. В последнем исследовании была задействована молодежь от 16 до 29 лет. Выборка составила 500 чел. (индивидуальное стандартизированное интервью). В качестве респондентов была привлечена молодежь семи районов г. Алматы. Выборка репрезентативная. При 95 % верного интервала статистическая ошибка не превышает ± 3,1 %.

Из-за сохранения указанных тенденций во второй половине 2010-х – начале 2020-х гг. их влияние ощущается и по сей день1. Например, в исследовании Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан представлена следующая иерархия жизненных ценностей респондентов: семья – 63,7 %, здоровье – 58,0 %, достаток – 34,9 %, благополучие – 31,7 %, труд – 31,5 %, профессионализм – 22,15 % (Нысанбаев, 2011). Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующей тенденцией стала максимализация доходов, но не столько путем повышения квалификации и профессионального роста, т. е. самореализации в труде, сколько путем минимизации социальных рисков (при выходе на рынок труда) и затрат трудовой энергии.

В первую пятерку жизненных ценностей молодежи г. Алматы входят семейное счастье (68,2 %), собственное здоровье, здоровье близких (53,2 %), стремление к интересной и прибыльной работе (51,4 %), профессионализм (32,4 %), достижение благ своим трудом (31,0 %), достижение богатства (25,2 %) (табл. 1).

Таблица 1 – Жизненные ценности молодежи г. Алматы (2014 г.), %

Жизненные ценности

Процент ответивших

Семейное счастье

68,2

Собственное здоровье, здоровье близких

53,2

Стремление к интересной и прибыльной работе

51,4

Исполнение долга перед Всевышним

34,4

Профессионализм

32,4

Достижение благ своим трудом

31,0

Помощь обществу, выполнение общественного долга

25,4

Достижение богатства

25,2

Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующими ценностями в сфере социально-трудовых отношений все больше становятся ценности материального характера наряду с такими традиционными ценностями, как семья и здоровье, которые, впрочем, в нынешних условиях также определяются материальным благополучием.

Структура трудовых ценностей современной молодежи Казахстана . Трудовые ценности занимают особое место в структуре жизненных ценностей молодежи. В результате исследования нами выделены автономные, материальные, статусные, социальные и гибридные трудовые ценности (табл. 2).

Таблица 2 – Трудовые ценности молодежи г. Алматы (2014 г.), %

Трудовые ценности

Процент ответивших

Высокая зарплата

47,4

Интересная работа

44,8

Гарантии сохранения рабочего места

37,0

Результаты труда

36,8

Хорошие отношения с коллегами по работе

33,6

Благоприятные условия для карьерного роста

31,0

Возможности для личностного и профессионального роста

30,0

Автономные ценности включают личностное и профессиональное развитие (31,0 %), независимость и автономность (4,8 %), интересную работу (44,8 %), возможность работать независимо (30,0 %), творческую свободу и возможности самореализации (10,4 %), повышение образования, результаты труда (36,8 %), инициативность и трудолюбие (30,0 %). Группа молодежи, сделавшая ставку на указанные ценности, имеет высокий профессиональный потенциал и является кадровым резервом в экономической и управленческой сфере Казахстана.

Структура материальных ценностей включает такие компоненты, как финансовое благополучие, зарплата (47,4 %), условия труда (26,2 %), гарантии занятости и стабильность (37,0 %), достижение материального благосостояния (22,2 %), оснащенность рабочих мест необходимым высокотехнологичным оборудованием и другие ценности, которые касаются материальных благ (26,2 %). Для опрошенных также важное значение имеют гарантии сохранения рабочего места, т. е. стабильность занятости (7,7 %).

Статусные ценности в основном проявляются в приоритете карьерных целей (31,0 %), стремлении к власти, престижу и влиянию. Ориентация на статусные ценности характерны для молодежи от 25–29 лет, т. е. для тех, кто уже имеет определенный профессиональный опыт и стремится его использовать для повышения своего социального статуса.

Социальные ценности включают благоприятные взаимоотношения в социальной группе (7,0 %), альтруизм, труд на благо общества (5,7 %), помощь нуждающимся (3,9 %), безопасность труда, социальную ответственность, удовлетворенность трудом (3,4 %). Данные ценности характерны для всех групп респондентов. Слабое влияние на мотивацию социальных ценностей становится проявлением существенного роста индивидуализма городской молодежи в сфере современных социально-трудовых отношений Казахстана.

К гибридным ценностям относятся использование служебного положения (6,2 %), коррупция (0,6 %), легкая работа, гибкий график работы (9,6 %), лоббирование, вера в удачу, нарушение дисциплины, принуждение и готовность применения любых способов для достижения личных целей и т. д. Следует обратить внимание на то, что у казахстанской молодежи эти ценности на трудовую мотивацию влияют все же слабо.

В целом анализ полученных данных подтверждает, что современная молодежь в иерархии трудовых ценностей первое место отдает высокой зарплате (47,4 %), интересной работе (44,8 %), гарантиям сохранения рабочего места (37,0 %). Тем не менее данные исследования показывают, что для казахстанской молодежи также важны и такие ценности, как интерес к труду (44,8 %) и результаты труда (36,8 %). Они тоже формируют трудовую мотивацию молодежи, оказывая пока еще существенное влияние на заинтересованность в трудовой деятельности и выбор профессии.

Гендерная специфика трудовых ценностей казахстанской молодежи . Данные исследования свидетельствуют, что в гендерном аспекте в жизненных ценностях казахстанской молодежи сохраняется влияние традиционных ценностей. Мужчины (14,6 %) и женщины (13,3 %) почти одинаково отдают предпочтение ценности семьи. Стремление к интересной и прибыльной работе предпочитает мужская половина респондентов (11,5 % мужчин, 9,7 % женщин). К обретению любимой специальности, профессии стремятся женщины (1,9 % мужчин, 2,6 % женщин), а мужчины - к доходной работе (6,0 % мужчин, 4,4 % женщин). Необходимо также отметить, что среди молодежи 3,5 % мужчин и 6,0 % женщин хотят «жить среди образованных и культурных людей». Современные молодые девушки Казахстана стремятся не отставать от требований современного рынка труда. Экономическая свобода, индивидуализм и конкурентоспособность для них играют важную роль. Результаты исследования выявили качественные изменения в мотивационной структуре современной молодой женщины Казахстана.

В целом, если сравнить иерархию жизненных ценностей современной казахстанской молодежи в гендерном аспекте, наблюдается стремление женщин к автономным ценностям (саморазвитию), а мужчинам присущ интерес к материальным ценностям. Данную тенденцию подтверждают результаты исследования World Values Survey в Казахстане (Нысанбаев, 2011) и других исследований начала 2020-х гг.1 В частности, мужчины (11,6 %) больше стремятся к интересной и прибыльной работе, чем женщины (9,7 %). Мужчины наиболее ответственны в выборе направления профессиональной деятельности. Однако лишь 2,6 % женщин и 1,9 % мужчин мотивированы работать по выбранной профессии. Хотя ответы респондентов показывают, что у женщин в качестве ценности все же преобладает работа по выбранной профессии, что свидетельствует о сохранении в этой социально-демографической группе стремления к саморазвитию в трудовой деятельности. Для казахстанской городской молодежи менее важны такие ценности, как стремление к почету и признанию (2,2 % мужчин, 2,9 % женщин), качественному образованию (2,6 % мужчин, 2,6 % женщин). Для мужчин в профессиональной деятельности более важна высокая зарплата (17,6 % мужчин, 14,9 % женщин) и свобода (6,4 % мужчин, 4,2 % женщин), для женщин - благоприятные условия труда (14,3 % мужчин, 14,9 % женщин) и его содержательность («интересная работа») (10,8 % мужчин, 13,4 % женщин), признание результатов труда со стороны общества (5,6 % мужчин, 7,8 % женщин). Интересно, что в условиях экономического кризиса социальным пакетам и социальным гарантиям респонденты уделили мало внимания (3,8 % мужчин, 4,3 % женщин).

Заключение и выводы . В результате исследования выявлено три группы городской молодежи Казахстана, различающихся приверженностью трудовым ценностям и ориентацией на самореализацию в трудовой деятельности.

Первая группа респонденов в достижении трудовых ценностей доверяют только себе (68,1 %). Среди них 66,7 % мужчин и 69,3 % женщин. Эти данные показывают, что для казахстанской городской молодежи характерно уменьшение патерналистических настроений и увеличение индивидуалистических установок.

Вторая группа мотивирована на достижение высокого уровня дохода с приложением минимальных усилий (социальные связи семьи). Так, респонденты ориентированы на поддержку со стороны родственников и друзей (11,4 %), на удачу (9,9 %). Данная группа молодежи характеризуется инфантильностью, неуверенностью в себе и ориентацией на помощь извне. В данной группе также низкий уровень социальной, в том числе трудовой и профессиональной, адаптации и идентификации.

Третья группа характеризуется крайне низким уровнем трудовой мотивации. Для нее неинтересен размер дохода и качество трудовой деятельности. Такое отношение - результат инертности, неуверенности молодежи в своих профессиональных способностях и социально-трудовых условиях в целом. Молодежь, входящая в данную группу, не совсем уверена в себе и своих профессиональных компетенциях (33,0 %), их социальная и профессиональная активность находится на низком уровне. Часть молодежи данной группы вообще уверена в том, что при потере рабочего места они не смогут найти новую работу и могут надолго остаться нетрудоустроенными (37,0 %).

Влияние глобальных трансформационных процессов на казахстанское общество, а также кризисные явления в экономике в 2010-е гг. стали импульсом к снижению популярности традиционных ценностей, связанных со стремлением к самореализации в трудовой деятельности, на трудовую мотивацию молодежи. Однако, несмотря на негативные тенденции, все же важными для казахстанской молодежи остаются такие ценности, как интерес к труду и результаты труда.

Список литературы Трудовые ценности и трудовая мотивация современной городской молодежи Казахстана

  • Абдирайымова Г.С. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ. Алматы, 2005. 215 с.
  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / пер. с фр. М., 1991. 572 с.
  • Зимин В.А. Политическая модернизация в России. Самара, 2012. 155 с.
  • Калдыбаева О.В., Мустаева Ф.М., Окасова Г.Е. Установки молодежи современного Казахстана на проявление социальной активности // Society and Security Insight. 2018. № 3. С. 36-57. https://doi.org/10.14258/ssi(2018)3-02.
  • Калиев Т.Б., Ашимханова Д.Э. Ценностные и трудовые установки в жизненных планах современной молодежи Казахстана // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социологические науки. 2018. № 2 (50). С. 82-87.
  • Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М., 2004. 395 с.
  • Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности - 2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2011 / отв. ред. М. Горшков. М., 2011. Вып. 10. С. 244-280.
  • Миланченко А.О. Ценность труда в современном российском обществе // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 514-517. Нысанбаев А.Н. Мир ценностей независимого Казахстана. Алматы, 2011. 245 с.
  • Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентации и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 80-86.
  • Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М., 1999. 183 с.
  • Тощенко Ж.Т. Экономическое сознание и поведение: четверть века спустя (конец 1980-х - начало 2010 гг.) // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 51-63.
  • Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 146-151. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 114-125.
  • Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31, iss. 1-2. Pp. 130-146. https://doi.org/10.1080/01402380701834747.
  • Rokeach M., Ball-Rokeach S.J. Stability and Change in American Values Priorities // American Psychologist. 1989. Vol. 44, no. 5. Pp. 775-785. https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.5.775.
  • Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973. 438 p.
  • Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58, no. 5. Pp. 878-891. https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.5.878.
Еще
Статья научная