Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон
Автор: Филин Сергей Александрович, Гагарина Галина Юрьевна
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Туризм и гостеприимство
Статья в выпуске: 1 т.6, 2012 года.
Бесплатный доступ
Развитию туризма сопутствует расширение и совершен ствование инфраструктуры регионов, увеличение поступлений в государ ственный и местные бюджеты. Для разви тия туристской ин- фраструктуры необходима реализация целевых программ, тесно взаимоувязанных с потребно- стями в развитии сибирских городов и туристско-рекреационных зон.
Туристская инфраструктура, сибирские города, туристско-рекреационная зона
Короткий адрес: https://sciup.org/140210091
IDR: 140210091
Текст научной статьи Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон
Как известно, основой для эффективного развития экскурсионного туризма является присутствие значительного числа исторических и природных достопримечательностей как основное преимущество российского туризма. Однако сибирские города не имеют развитую инфраструктуру туризма, а культурно-рекреационные ресурсы, архитектура и история отдельного сибирского города не являются достаточно привлекательными и уникальными1, чтобы желание их увидеть компенсировало затраты путешествия из Европы в Сибирь (как известно, наиболее экономически привлекательной целевой аудиторией являются иностранные туристы, прежде всего европейские). Поэтому ожидаемые «вознаграждения», получаемые туристами от посещения сибирских городов, должны перекрывать издержки их доступности. Только организация единого тура по ряду этих городов могла бы принести значительный эффект, что требует объединения усилий сибирских городов для формирования комплексного туристского продукта в сфере, прежде всего, креативнокультурного и рекреационного видов туризма.
Ресурсы, являющиеся ключевыми для рекреационного туризма, делятся на природные и социокультурные. Последние включают в себя культурно-исторические объекты и явления, а также экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые) факторы. Сибирские города, раньше других занявшиеся разработкой своих турпродуктов, осознали необходимость дополнения природных социокультурными ресурсами. Сеть творческих городов Сибири позволила бы ее членам обмениваться знаниями и опытом, популяризировать наиболее эффективную практику, создавая новые возможности в области инвестиций, трудоустройства и укрепления и развития собственной культуры и культурного туризма [1].
Креативно-культурный туризм имеет ценность не только сам по себе, но и обладает сильнейшим синергетическим эффектом при взаимодействии с экономическим развитием, основанным на въездном туризме, города и региона в целом, является взаимно-поддержива-ющим и взаимно-усиливающим с дизайном, модой, архитектурой, выставочно-ярмарочным бизнесом и, главным образом, с культурой и креативным уровнем достижений жителей города. Все они могут осуществляться эффективно, когда достаточно развиты и между ними налажено тесное взаимодействие. В свою очередь, креативный уровень города и культура — это ключевые составляющие постиндустриальной (информационно- и наукоемкой) экономической активности. Креативно- и культурно-ориентированное развитие возникает как доминантная парадигма, интегрирующая символический и креативный элементы в важный аспект городской экономики. Оно нацелено на обеспечение городской уникальности, инновационности и высокой степени взаимодействия между локализованным индивидуальным и коллективным знанием и глобализированными рынками.
Развитие креативно-культурного туризма может иметь важные стратегические последствия для сибирских городов [2, с. 307–311]: 1) повысит потенциальную возможность до стижения целей, связанных с развитием данного вида туризма, общим развитием городской экономики и созданием инновационной среды в них;
-
2) активизирует другие сферы экономической активности вследствие мультипликативного эффекта;
-
3) повысит туристскую и инвестиционную привлекательность Сибирского региона в глобальной экономике.
В политике экономического развития России создание особых экономических зон (ОЭЗ)2 является одной из наиболее эффективных и перспективных форм международного сотрудничества и рассматривается в качестве перспективной модели социально-экономического развития отдельных территорий, обладающих предпосылками для образования центров роста, и перспективного инструмента для решения стоящих перед ней задач по привлечению инвестиций, диверсификации, дальнейшему развитию экономического и научного потенциала и выводу российской экономики на инновационный тип развития. Благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития туризма, наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.
Создание в туристско-рекреационных ОЭЗ (ТРОЭЗ)3 и туристских кластерах4 сибирских регионов современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в эти регионы и, как следствие, созданию новых рабочих мест и пополнению их бюджетов. Например, Байкальский регион располагает неисчерпаемыми туристскими ресурсами, в особенности природными, благодаря оз. Байкал и является весьма перспективной территорией для развития российского и международного туризма. Число туристов в Байкальском регионе до мирового финансового кризиса ежегодно увеличивалось на 30,0% [3, с. 25–30].
В настоящее время существенно повышается роль туристской инфраструктуры как фактора, определяющего развитие сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, занимающего значительное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части инвестиций и трудовых ресурсов, способствующего дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Туристская инфраструктура призвана обеспечивать функционирование сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, создавать необходимые условия для развития перспективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства [4, с. 87–91].
Например, Байкальский регион имеет слаборазвитую инфраструктуру и резко выраженную сезонность посещений, практически не разработаны туристские ресурсы севера и юго-запада региона [5, с. 73–78]. Поэтому в Байкальском регионе необходимо построить новые дороги, отремонтировать существующие магистрали, создать современный аэропорт, обеспечить надежное газо- и электроснабжение и т. п. На восточном берегу оз. Байкал предполагается развитие транспортной и энергетической инфраструктур. При создании в рамках ТРОЭЗ Байкальского региона для туристов и гостей базового уровня инфраструктры, отвечающей принятым в мировой практике нормам, в том числе сопутствующей и индустрии развлечений, путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт. Индустрия туризма в Байкальском регионе может и должна стать более доходной и значимой, чем традиционные для данной территории сырьевые отрасли промышленности — лесозаготовительная, горнодобывающая и электроэнергетика.
Поисковое направление в развитии сферы индустрии туризма состоит в исследовании таких проблем, как влияние научных открытий на создание новых технико-технологических средств ее обеспечения, например яхтами, автобусами, морскими и речными судами, инвентарем, оборудованием, а также способов хозяйствования в сибирских городах, исторических городах и поселениях и ТРОЭЗ. Это необходимо для выявления перспектив совершенствования инфраструктуры туризма на данных территориях, учета имеющихся средств и ресурсов и сравнение эффективности их использования со средствами и ресурсами конкурентов.
Большую часть в Байкальском регионе, например, занимают Витимский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки в Иркутской обл., Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский заповедник, Государственный природный заповедник «Джергинский», Национальный парк «Забайкальский» и «Тункин-ский» в республике Бурятия, а также ТРОЭЗ. Поэтому на хозяйственный комплекс региона ложится величайшая ответственность, связанная с сохранением уникальной экологической системы оз. Байкал, что определяет особый режим природопользования и необходимость использования специальных режимов хозяйствования, включая более совершенные очистные сооружения, внедрение систем оборотного водоснабжения, реконструкцию и модернизацию промышленного производства, разработку и внедрение экологически безопасных технологий, более высокие требования к размещению и функционированию производительных сил в регионе. В свою очередь, туризм, наряду с доходами, приносит изменения в традиционные системы и природную среду, поэтому особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, являющейся базой индустрии туризма.
Все это может быть реализовано только при переходе экономики Байкальского региона на инновационный тип развития. Именно инновационные технологии позволяют обеспечивать безотходную утилизацию инно- вационно-активными предприятиями ЖКХ бытовых и промышленных отходов как в местах размещения туристов и гостей и проживания постоянного населения этого региона, так и в промышленном производстве. Инновационно-активные предприятия способны обеспечить специфическое безотходное производство в Байкальском регионе. Например, варварская вырубка лесов, зачастую имеющая место в регионе в настоящее время, приводит к высыханию или обмелению рек, питающих Байкал, и к массовому заражению здоровых лесных массивов вследствие того, что отходы лесозаготовок остаются на местах вырубки леса. Только инновационные технологии позволят использовать все отходы лесозаготовок, вплоть до опилок, из которых можно изготавливать комбикорм, пилеты, древесный уголь, фанеру и т. д., и обеспечивать высадку на местах вырубки молодняка из наиболее ценных пород деревьев. Тем более что исключить или запретить вырубку леса в ТРОЭЗ в принципе нецелесообразно вследствие необходимости очистки лесов от умерших и больных деревьев, бурелома, необходимости выращивания более ценных пород деревьев, прокладывания транспортной инфраструктуры для туристских маршрутов и т. п.
Речь идет и о разработке полезных ископаемых в Байкальском регионе, приводящая, как правило, к уничтожению плодородного слоя почвы и к дальнейшей долговременной и необратимой эрозии окружающего ландшафта, в том числе по завершении добычи полезных ископаемых. При использовании инновационных технологий нет необходимости полностью запрещать добычу полезных ископаемых в Байкальском регионе: эти технологии обеспечат по завершении такой добычи восстановление плодородного слоя и исключат его эрозию.
Поэтому переход экономик регионов, на территории которых расположены ТРОЭЗ, на инновационный тип развития гораздо более актуален с точки зрения возможности использования имеющихся в них природных ресурсов без ущерба для ТРОЭЗ, чем для экономик других регионов. Для Байкальского региона это актуально многократно, потому что речь идет о сохранении мировой «жемчужины» — оз. Байкал.
Возможно и межгосударственное сотрудничество в этой сфере. Например, Правитель- ство Монголии поставило задачу существенно повысить туристскую привлекательность своей страны и довести в ближайшие годы количество прибывающих туристов до 600 тыс. человек [3]. Примерно 10% из этого потока (60 тыс. человек) обязательно посетят оз. Хубсугул, расположенное на севере Монголии. Половина из них (около 30 тыс. человек) потенциально готовы продолжить свое путешествие на оз. Байкал, протяженность маршрута до которого чуть более 200 км. Из оставшихся 540 тыс. чел. через Кяхту и Улан-Удэ (протяженность маршрута от Улан-Батора около 700 км) еще не менее 100 тыс. туристов потенциально захотят посетить Байкал. Причем это, главным образом, обеспеченные туристы из США, Японии, Канады, Южной Кореи, Европы и др., которые реализуют свою поездку на Байкал только при наличия 4*—5* типовых гостиниц (в настоящее время отсутствующих) и при обеспечении безвизового перехода в обе стороны через монгольско-российскую границу для таких туристов.
Указанное развитие российского и международного туризма положительно скажется на бюджетных доходах, социально-экономическом развитии и инвестиционной привлекательности Байкальского региона и востока России в целом.
Для решения вышеназванных проблем необходимы целевые программы развития туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, в малых и средних исторических городах и поселениях, в сибирских городах и ТРОЭЗ, перспективных для привлечения туристов, предусматриваюшие формирование культурно-туристских зон, включающих как неповторимую красоту объектов природы, памятники архитектуры, истории и культуры, так и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания (создание, прежде всего, 4*—5* типовых, а также малых и средних гостиниц и других мест размещения применительно к российским условиям), питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местным населением, что особенно важно для социальноэкономического развития, в первую очередь, малых и средних исторических городов и поселений и ТРОЭЗ. В рамках реализации таких федеральных и региональных социально-экономических программ необходимо совершенствование законотворческой деятельности, развивающей туристскую инфраструктуру и системы ее прогнозирования.
Организация современной научно-обоснованной системы прогнозирования экономического и социального развития туристской инфраструктуры позволит повысить эффективность:
– разработки долгосрочных программ и приоритетных направлений развития туристской инфраструктуры;
– координации деятельности участников в рамках частно-государственного партнерства в осуществлении совместных программ развития материальной базы туристской инфраструктуры, охраны окружающей среды, исторических и культурных памятников;
– обеспечения взаимодействия туристских компаний и объединений в проведении рекламно-информационной деятельности;
– координации программ в области подготовки кадров, научных исследований и маркетинга туристского рынка;
– разработки и реализации мероприятий по обеспечению личной и имущественной безопасности туристов;
– ведения лицензирования и сертификации в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
– обеспечения координации ценовой политики услуг туристской инфраструктуры на внутреннем и внешнем рынках;
– представления с участием других заинтересованных организаций интересов России в международных организациях по вопросам туризма, подготовки проектов и реализации международных договоров в этой области;
– создания благоприятных условий для развития социального туризма, включая предоставление льгот и компенсаций.
Необходимо также совершенствовать систему прогнозных показателей в сфере индустрии туризма, учитывающих роль ее социальной сферы, прогнозную экономическую оценку туристских ресурсов, комплексноcть макроэкономической и мультипликативной оценки эффективности, роль и место туристской отрасли в национальной экономике и др.
Список литературы Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон
- Russo A., Borg J. New culture-oriented economic development trajecto ries: the case study of four Dutch cities [Электронный ресурс]//1998-2005 Carlo Busetto. URL: http://www.dse.unive.it/pubblicazioni (дата обращения: 20.07.2006).
- Метелева Е. Р. Креативные и культурные индустрии как основа развития туризма в Сибирском регионе//Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 6.
- Суходолов А. П., Бережных В. В. Перспективы российско-монгольского сотрудничества в сфере международного туризма в Байкальском регионе (на примере туристского маршрута Байкал-Хубсугул)// Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 2.
- Бубаева Т. Ю. Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 4.
- Кулаков В. В. Налогообложение в туризме: теория и практика // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 6.