Творческий метод В. Т. Шаламова глазами узников-колымчан

Автор: Горбачевский Чеслав Антонович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.

Бесплатный доступ

Тема, вынесенная в заглавие статьи, вызывает острую полемику не только среди современных ученых, занимающихся творчеством В. Шаламова, но и у людей, знавших Шаламова лично или имевших схожий каторжный колымский опыт. В статье сделана попытка рассмотреть и проанализировать различные толкования художественного метода писателя, квинтэссенцию которого сам В. Шаламов определял как «прозу, пережитую как документ» и «летопись собственной души». Приведенный анализ отзывов о «Колымских рассказах» В. Шаламова позволяет сделать вывод о довольно широком диапазоне рецепции метода писателя, находящегося в плоскости «полное неприятие - частичное приятие - полное приятие». При этом почти никто из бывших колымских заключенных, читавших «Колымские рассказы», не подвергает сомнению незаурядный писательский талант их автора, благодаря которому удалось воссоздать правду жизни, обладающую уникальной силой воздействия на читателя. Все это не может не свидетельствовать о новаторском художественном методе В. Шаламова.

Еще

Творческий метод, в. шаламов, "колымские рассказы", полемика, колыма, каторжный лагерь, память, документальность, художественность

Короткий адрес: https://sciup.org/14914631

IDR: 14914631   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2017-00006

Список литературы Творческий метод В. Т. Шаламова глазами узников-колымчан

  • Апанович Ф. Великий гнев -биография Варлама Шаламова в перспективе созданного автором мифа/пер. с польск. М. Глушко//Варлам Шаламов. URL: https://shalamov.ru/research/148/(дата обращения 02.03.2017);
  • Берютти М. Варлам Шаламов: литература как документ//К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. М., 2007. C. 199-208;
  • Иванов Вяч.Вс. Аввакумова доля//Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. Статьи о русской литературе. М., 2000. С. 738-744;
  • Михайлик Е. Не отражается и не отбрасывает тени: «закрытое» общество и лагерная литература//Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 356-375;
  • Сухих И.Н. «Новая проза» Варлама Шаламова: теория и практика//Варлам Шаламов. URL: https://shalamov.ru/events/23/5.html (дата обращения 02.03.2017);
  • Токер Л. Иллюзия и действительность в рассказах Варлама Шаламова //Варлам Шаламов. URL: https://shalamov.ru/research/144/(дата обращения 02.03.2017);
  • Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., 1998; Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова. М., 2010.
  • Сквозников В.Д. Метод творческий (художественный)//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 534.
  • Демидова В. «Будущему на проклятое прошлое…»//Шаламовский сборник. Вып. 4/сост. и ред. В.В. Есипов, С.М. Соловьев. М., 2011. С. 65.
  • Чудакова М.О. Эхо Колымы (К 100-летию Георгия Демидова)//Демидов Г.Г. Чудная планета: рассказы. М., 2008. С. 343.
  • Лесняк Б.Н. Я к вам пришел! Магадан, 1998. С. 236.
  • Вагнер Г.К. Из глубины взываю... (De profundis). М., 2004. С. 133.
  • Варпаховская И.С. Из воспоминаний колымской Травиаты. Театр ГУЛАГа: воспоминания, очерки. М., 1995. С. 68.
  • Исаев И.С. О Колыме, товарищах, судьбе. М., 2002. С. 36-37.
Еще
Статья научная