Творчество в традициях древнерусского музыкально-письменного искусства в духовной культуре Урала

Бесплатный доступ

Сохранение после XVII в. старообрядчеством древнерусского музыкально-письменного искусства (знаменного пения) способствовало выходу его за рамки профессионального функционирования, расширению и демократизации среды бытования певческих книг, что повлекло за собой широкую переписку этих памятников. Со временем каждое из крупнейших старообрядческих согласий смогло выработать свои рукописные традиции, внешним выражением которых являлось письмо и художественное оформление книг. Некоторые из сторон письма, а также состав и содержание памятников, теснейшим образом связаны с певческо-исполнительской практикой, исторически сложившейся в том или ином согласии, с изменениями в идеологии и культуре старообрядчества. Непресекающиеся традиции «крюкового пения» у старообрядцев находят свое выражение и в создании новых произведений в стилях древнерусского искусства, а также в различных музыкально-теоретических изысканиях.

Еще

Древнерусское музыкально-письменное искусство, произведения и теория знаменного пения, традиции на урале

Короткий адрес: https://sciup.org/147150679

IDR: 147150679

Список литературы Творчество в традициях древнерусского музыкально-письменного искусства в духовной культуре Урала

  • Вознесенский И. О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения. Рига, 1891. С. 13,22.
  • Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. СПб., 1901. С. 41, 32-33.
  • Парфентьев Н. П. Певческие крюковые рукописи на Урале XVII-XIX вв.//Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. Свердловск, 1979. С. 73-84;
  • Парфентьев Н. П. Памятники древнерусского певческого искусства в собраниях Урала//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Л.: Наука, 1985. Т. 40. С. 440-447;
  • Казанцева М. Г. Об изучении музыкальной культуры старообрядчества на Урале//Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск: УрГУ, 1988. С. 98-100;
  • Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала//Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. -С. 130-138;
  • Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества. Екатеринбург, 1999. 156 с.
  • Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.). Описание крюковых рукописей выполнено при участии М. Г. Казанцевой. Челябинск, 1994. С. 9-62.
  • Парфентьев Н. П. Древнерусское музыкально-письменное искусство и его традиции в духовной культуре Урала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. Вып. 13. С. 33-47.
  • Парфентьев Н. П. Крюковые певческие рукописи в собраниях Свердловской области // ТОДРЛ. -Т.35. 1980. - С.425-429.
  • Мосин А. Г. Златоустовские старцы//Урал. 1993. № 3. С. 200-204.
  • Миронова Н.В., Парфентьев Н. П. О методике обучения древнерусскому певческому искусству // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала: сб. науч. ст. - Свердловск, 1979. - С.85-89.
  • Малышев В. И. Как писались рукописи в Поморье в XIX начале XX вв.//Известия Карело-финской научно-исследовательской базы АН СССР. -Петрозаводск, 1949. С. 75.
  • Парфентьев Н. П. Крюковые рукописи уральских собраний // Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры: сб. научных трудов. Ч.2: Памятники старинной письменности. - М, 1982. С.82-88.
  • Церковное пение. Ежемесячный старообрядческий журнал. 1909. -№ 3. С. 90;
  • Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Л.: Наука, 1977. Т. 32. С. 389.
  • Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжно-рукописного искусства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки, 2008, - №6. - Вып.10. - С.43–62.
  • Церковное пение... № 4-5. С. 135.
  • Парфентьев Н. П. Певческие крюковые рукописи на Урале // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала: сб. науч. ст. - Свердловск, 1979. - С.73–84.
  • Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып.1. Ч. 2. С. 314, 334-336.
  • Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. СПб., 1900. -С. 370.
  • Парфентьев, Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI–XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности // Памятники литературы и обществ. мысли эпохи феодализма.-Новосибирск, 1985.-С.52-69.
  • Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//Археографический ежегодник за 1984 г. М., 1986. С. 128-139.
  • Парфентьев Н. П. Традиции и памятники... С. 326 (№ 266),
  • Русская историческая библиотека. Л., 1927. Т. 37. Кн. 1. Вып. 1. Стб. 827.
  • Яковлев Григорий. Извещение праведное о расколе беспоповщины/Изд. Н. Субботин. М., 1888. С. 109.
  • Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. Л. 12 об.
  • УрГУ, Лаборатория археографических исследований, № V. 50. Л. 81-83, 98-99.
  • Парфентьев Н. П. Выдающийся деятель русской музыкально-письменной культуры XVII в. Александр Мезенец (Стремоухов) // Музыкальная культура Средневековья: Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. Сб. науч. ст. / Мос. гос. консерватория.– М., 1990. – С.150–175.
  • Мосин А. Г. Златоустовские старцы. С. 203.
  • Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993. С. 135-145.
  • Мосин А. Г. Златоустовские старцы. -С. 203.
  • Парфентьева Н. В. Большой распев как вершина в эволюции творчества древнерусских распевщиков // Уральские Бирюковские чтения: Сб. науч. ст. – Челябинск, 2003. – С.132–137.
  • Динев П. Народнопесенные элементы в болгарском церковном напеве//Сборник статей болгарских музыковедов. М., 1962. С. 128-129.
  • Парфентьева Н.В. К реконструкции авторской формульно-интонационной азбуки // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. ст. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С.212-231
  • Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. С. 380.
  • Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. С. 103.
  • Парфентьев Н. П. Новый рукописный памятник «значковой» нотации XVIII в.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1985 г. М.: Наука, 1987. С. 171-176;
  • Парфентьева Н.В Разработка теории пения усольскими мастерами Строгановской школы XVI- XVII вв. // Народная культура Урала в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. УО АН СССР.-Свердловск, 1990. -С.3-7.
  • Парфентьева Н.В. Изучение теоретических основ творчества мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства (на примере авторских произведений) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сборник материалов Второй Южно-Уральской межвуз. науч.-практич. конф.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. -С.11–27.
  • Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. С. 379-383.
  • Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. С. 102.
  • Parfentieva N.V. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2009. V.2 (2). - P.184–199.
  • Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. С. 186 и далее.
Еще
Статья научная