Учение о единстве бытия в трудах дионисия Ареопагита и Ибн Араби

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты исследования ареопагитской и акбарийской космологий с целью выявления соизмеримых и несоизмеримых элементов учения о единстве бытия. В ареопагитском учении о единстве бытия основными понятиями являются: причинность сущего в сверхсущественном Боге, единство сущего в Боге как в его причине, различие Бога и творения, троичность Бога, различие божественной сущности и божественных энергий, различение и единство божественной и человеческой природ в Иисусе Христе. По акбарийскому учению о единстве бытия Бог является самой предельной и истинно существующей реальностью. Бог - и «похожий», и «непохожий» на творение. В рамках акбарийской космологии выделены структура бытия, понятия «перешейка», «воображения», «Дыхания» и «Облака», «божественных имен» и «воплощённостей». Обсуждена роль божественной свободы и любви в сотворении мира. Результаты исследования показывают впервые, что ареопагитское и акбарийское учение о единстве бытия соизмеримы в области учения о Боге как причине творения. Однако в области триадологии и христологии возникают несоизмеримые элементы. Оценена степень их несоизмеримости.

Еще

Космология, онтология, ареопагитики, акбария, суфизм, вахдат ал-вуджуд, патрология, патристика, акбарийский, ареопагитский, тасаввуф

Короткий адрес: https://sciup.org/140305458

IDR: 140305458   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2024_1_173

Список литературы Учение о единстве бытия в трудах дионисия Ареопагита и Ибн Араби

  • Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  • Дионисий Ареопагит, свт. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохоров. СПб.: Алетейя, 2002. 854 с.
  • Ибн Араби. Избранное: в 2 т. Т. 1 / Пер. с араб., вводн. ст. и комм. И. Р. Насырова. М.: Садра, 2022. 216 с.; Т. 2 / Пер. с араб., вводн. ст. и комм. А. В. Смирнов. М.: Садра, 2022. 400 с.
  • Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с.
  • Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Восточная литература, 1993. 328 с.
  • Фахретдин Р. Ибн Араби / Пер. со старотат. М.: Форум, 2019. 240 с.
  • Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. Т. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.
  • Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Рапопорт. М.: Садра, 2012. 536 с.
  • Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. От каменного века до Элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2012. 464 с.
  • Abrahamov B. Ibn al-ʿArabī and the Sufis. Oxford: Anqa Publishing, 2014. 200 p.
  • Akkach S. The world of imagination in Ibn ‘Arabi’s ontology // British Journal of Middle Eastern Studies. 1997. Vol. 24. No. 1. P. 97–113.
  • Bakri A. Oneness of Being (wahdat al-wujud): The term and the doctrine // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. 2012. Vol. 51. P. 3–27.
  • Bradshaw D. Plato in the Cappadocian Fathers // Plato in the Third Sophistic / Ed. R. Fowler. Berlin: De Gruyter, 2014. P. 193–210.
  • Bradshaw D. The First Cause, Creation, and Emanation // Blackwell History of Philosophy in the Middle Ages / Eds. J. Inglis, D. Frank, K. Taneli. Blackwell. [In print.] URL: https://www.academia.edu/13025427/_The_First_Cause_Creation_and_Emanation_ Blackwell_History_of_Philosophy_in_the_Middle_Ages_ed_John_Inglis_Daniel_Frank_and_Taneli_Kukkonen_Blackwell_forthcoming_ (дата обращения: 27.01.2023).
  • Chittick W. Between the Yes and the No–Ibn al-‘Arabi on Wujud and the Innate Capacity // The Innate Capacity: Mysticism, Psychology, and Philosophy / Ed. R. Forman. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 95–110.
  • Chittick W. Rūmī and Waḥdat al-wujūd // Poetry and Mysticism in Islam: The Heritage of Rūmī / Eds. A. Banani, R. Hovannisian, G. Sabagh. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 70–111.
  • Chittick W. The Self-Disclosure of God: Principles of Ibn al-Arabi’s Cosmology. Albany: State University of New York Press, 1998. 524 p.
  • Clark J. Universal Meanings in Ibn ‘Arabī’s Fusūs al-hikam. Some Comments on the Chapter of Moses. URL: https://ibnarabisociety.org/universal-meanings-in-the-fususal-hikam-jane-clark/ (дата обращения: 28.06.2022).
  • Clark J., Hirtenstein S. Establishing Ibn ʿArabī’s Heritage // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. 2012. Vol. 52. P. 1–32.
  • Coates P. Ibn ‘Arabi and Modern Thought: The History of Taking Metaphysics Seriously. Oxford: Anqa Publishing, 2002. 214 p.
  • Paths to the Heart: Sufism and the Christian East / Ed. J. S. Cutsinger. Bloomington, IN: World Wisdom, 2002. 278 p.
  • Elmore G. Four Texts of Ibn al-‘Arabi on the Creative Self-Manifestation of the Divine Names // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. 2001. Vol. 29. P. 1–39. URL: https://ibnarabisociety.org/wp-content/uploads/PDFs/Elmore_Four-textsof-Ibn-Arabi.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
  • Gerhard M. Creatio ex nihilo. London: T&T Clarke International, 2004. 214 p.
  • Hirtenstein S. Muhyiddin Ibn ‘Arabi: The Treasure of Compassion // Beshara Magazine. 1990. Vol. 12. URL: https://ibnarabisociety.org/the-treasure-of-compassion-stephen-hirtenstein/ (дата обращения: 08.04.2022).
  • Hovey C. Alasdair MacIntyre’s Hermeneutics of Tradition // The Hermeneutics of Tradition Explorations and Examinations / Eds. C. Hovey, P. O. Cyrus. Eugene: Cascade Books, 2014. P. 144–169. URL: http://works.bepress.com/craig_hovey/38/ (дата обращения: 27.07.2022).
  • Knysh A. D. Ibn ‘Arabi in the Later Islamic Tradition: The Making of a Polemical Image // Suny Series in Islam. N. Y.: State University of New York Press, 1998. 466 p.
  • Landau R. The Philosophy of Ibn ‘Arabi. Routledge, 1959. 128 p.
  • McFarland I. A. In Adam’s fall: a meditation on the Christian doctrine of original sin. Chichester; Maldon, MA: Wiley-Blackwell, 2010. xiii, 238 p.
  • Renani A. A. Explaining and Evaluating Alasdair Maclntyre’s Notion of Tradition: Constituted Rationalities and Justices. 2013. 328 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/188039431.pdf (дата обращения: 26.01.2023).
  • Retoulas C. God’s Gift, World’s Deception: Dr Eben Alexander’s Proof of Heaven in the Light of the Real. Zurich: Lit Verlag, 2022. 434 p.
  • Retoulas C. Weaving the Unweavable: On First Encounters with the ‘Byzantine’- Ottoman Continuum of Ecumenical Romanity: The Saint Gregory Palamas-Chionai Dialogue // Dem Einen entgegen: Christliche und islamische Mystik in historischer Perspektive / Eds. E. Toprakyaran, H. Schmid, C. Ströbele. Berlin: LIT Verlag, 2018. S. 129–162.
  • Seyyed H. N. Islamic Spirituality Foundation. Vol. 48. New York: The Crossroad Publishing Company, 1987. 830 p.
  • Shahi A. A. Shaykh Al-Akbar Muḥyiddīn Ibn ‘Arabī: A brief Biography of Shaykh al-Akbar Muhyiddin Ibn ‘Arabi. Ibn Arabi Foundation. 2014. P. 4–7. URL: https://archive.org/details/17234271SaykhAlAkbarIbnArabBriefBiography (дата обращения: 20.09.2022).
  • Tahrali M. A General Outline of the Influence of Ibn ‘Arabi on the Ottoman Era. URL: https://ibnarabisociety.org/influence-of-ibn-arabi-on-the-ottoman-era-mustafa-tahrali/ (дата обращения: 26.01.2023).
  • Treiger A. The Arabic Version of Pseudo-Dionysius. URL: https://www.researchgate.net/publication/250137762_The_Arabic_Version_of_Pseudo-Dionysius_the_Areopagite’s_Mystical_Theology_Chapter_1 (дата обращения: 27.07.2022).
  • Wilberding E. A Defense of Dionysius the Areopagite by Rubens // Journal of the History of Ideas. 1991. Vol. 52. No. 1. P. 19–34.
  • Διονύσιος ο Αρεοπαγίτης // Φιλοκαλία των Νηπτικών και Ασκητικών / Ed. Π. Κ. Χρήστου. Vol. 3. Θεσσαλονίκη: Γρηγόριος Παλαμάς, 2013. 590 p.
  • Νιάρχος Γ.-Α. Κ. Αρχαία Ελληνική Φιλοσοφία. Τ. 1. Αθήναι: Συμμετρία, 2009. 738 p.; Τ. 2. Αθήναι: Συμμετρία, 2009. 358 p.
Еще
Статья научная