Учреждения для управления сибирских губерний и другие акты Российской империи 200 лет назад (в июле 1822 года)
Автор: Упоров И.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 7-1 (70), 2022 года.
Бесплатный доступ
Дается краткий анализ законов, принятых в Российской империи в течение июля 1822 г., то есть 200 лет назад. Количество указов и других документов составило: 52 (для сравнения: в мае 1822 г. их было 35, в июне 1822 г. - 38). Такой подход к выбору объекта исследования, основанный на круглой юбилейной дате, конечно, в определенной степени упречен, но, тем не менее, он позволяет лучше понять основные тенденции исторического развития российского права. Источник исследуемых актов - первое Полное собрание законов Российской империи (1649-1825 гг.).
Указ, сибирь, губернии, император, сенат, чиновники, конвенция, поземельный сбор
Короткий адрес: https://sciup.org/170194937
IDR: 170194937 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-7-1-248-252
Текст научной статьи Учреждения для управления сибирских губерний и другие акты Российской империи 200 лет назад (в июле 1822 года)
В рассматриваемый период (июль 1822 г.) законодатель принял 52 закона, что несколько превышает усредненный показатель рассматриваемого периода российской истории. Наибольшее количество актов принято в сфере публично-правовых отношений (13 актов), а также в сфере государственного управления (12 актов). При этом, бесспорно, главной особенностью законотворческой деятельности в июле 1822 г. было принятие целой серии крупномасштабных актов, определяющих статус Сибирских губерний и регулирующих специфику государственного управления по разным направлениям социальноэкономической жизни громадной сибирской территории. Эти акты были приняты в один день, 22 июля 1822 г., то есть, это было сделано целенаправленно с целью улучшить управление сибирскими землями в связи с накопившимися там проблемами как следствие активного их освоения в предшествовавшие годы, при этом красной нитью проходила идея о том, что Сибирь должна поставлять в казну значительно больше средств, чем это имело место. В целом были приняты 13 законов, общий объем которых огромен – составляет порядка 350 страниц стандартного текста формата А4 (одинарный интервал), и это еще без учета разных приложений, которые опубликовывались в особом порядке.
Указ, объясняющий необходимость принятия новых законов о Сибири, определявший концепцию преобразований в Сибири и реализацию соответствующих актов, назывался «О преобразовании Сибирских Губерний по новым учреждениям» [1] . Здесь указывается, что в января 1822 г. были «изображены главные основания, на коих признали Мы нужным устроить порядок управления Сибирских губерний» [1]. Ревизией общего положения в Сибири и непосредственным руководителем работы по составлению текстов законов являлся выдающийся государственный деятель и правовед М.М. Сперанский, который досконально изучил Сибирь, будучи некоторое время Сибирским генерал-губернатором (18191821 гг.), выполняя среди прочего и предписания императора о проверке жалоб на злоупотребления сибирских чиновников.
И вот через полгода интенсивной работы в рамках Сибирского комитета (высший законосовещательный и распорядительный орган Российской империи по делам восточных окраин страны, созданный императором в конце 1821 г. по итогам отчета Сперанского), был подготовлен пакет законов о совершенствовании государственного управления Сибирскими территориями; при этом нужно иметь в виду, что ряд законов были приняты ранее (например, Указ от 26 января 1822 г. «О разделении Сибирских губерний на Западное и Восточное управления»), но в июле 1822 г. они были трансформированы согласно единой концепции. В отмеченном Указе предписывалось, в частности, что «все представления и вопросы, принадлежащие ко введению в Сибирских Губерниях вновь предназначенного порядка, доколе порядок сей окончательно не будет установлен, для сохранения нужного в них единства, имеют от Главных управлений поступать в Сибирский комитет и в оном с утверждения Нашего будут получать надлежащее разрешение. Но дела, к общему порядку управления относящиеся, должны поступать на основании общих правил в те места, и к тем лицам, к коим они по существу их принадлежат» [1]. В Указе определялись также другие вопросы переходного периода.
Важнейшим в пакете сибирских законов являлось «Учреждение для управления Сибирских губерний» [2], представлявшее собой огромный, самый объемный, очевидно, закона правления Александра I. В публично-организационном плане суть реформы отображена в первых пяти параграфах: «§ 1. Сибирь разделяется на Западную и Восточную. § 2. Западную составляют Губернии: Тобольская и Томская, и Область Омская. § 3. Восточную составляют Губернии: Иркутская и Енисейская, Область Якутская. К Иркутской Губернии принадлежат Приморские Управления: Охотское и Камчатское, и Троицко-Савское Пограничное управление. § 4. Губернии и Области делятся на Округи, а Округи на волости и инородные управы, по-особенному в каждой округе расписанию. § 5. Управление Сибири имеет четыре степени: 1) Управление Главное, 2) Управление Губернское, 3) Управление Окружное, 4) Управление Волостное и Инородное» [2].
Таким образом, Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западносибирское и Восточносибирское с административными центрами в Тобольске (с 1839 г. - Омск) и Иркутске. Вместе с тем Сибирские губернаторы не являлись единственной публичной властью на территории сибирских губерний - согласно Главе
1 Главное управление губернии составляли: 1) Генерал-Губернатор; 2) Совет. Будучи коллегиальным органом, Совет состоял из советников, назначаемых высочайшими указами, из этих советников «три определяются, яко производители дел, по представлению Генерал-Губернатора, и три по представлению от Министерства. В недостатке сих последних, вместо их, присутствуют в Совете главные чиновники той Губернии, где находится Главное Управление, и именно: Гражданский Губернатор, и Председатели Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда … В Совет приглашаются для совещания, по востребованию дел, Бригадный Начальник Внутренней Стражи, Окружный Начальник Путей Сообщения, Гражданский Губернатор, Председатели Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда, ПочтДиректор, и тому подобные Начальники разных особенных частей, в состав Губернского управления невходящих» [2]. Главные управления Сибирских Губерний подчинялись Правительствующему Сенату. В литературе отмечается, что, несмотря на введение Советов, «М.М. Сперанский не собирался ограничивать генерал-губернаторскую власть в Сибири, значение силы и самостоятельности которой он вполне сознавал; он намеревался строить эту власть на несколько иных принципах: законность, разделение и единство власти, создание противовесов единоличной власти на всех уровнях управления» [3, с. 89].
Подобно Главным управлениям, определялась структура иных отмеченных выше управлений, находившихся ниже по иерархической подчиненности, например, губернское управление составляли Гражданский губернатор и Губернский Совет, регулировался порядок их формирования, компетенция и т.д. Поимо управленческих структур, закон определял состав и предметы Губернского Суда, Окружного Суда, Земского Суда, Земской полиции. Самостоятельное отделение составляли нормы Городского управления, включая классификацию городов (многолюдные, средние, малолюдные), состав и предметы городской полиции, Хозяйственного Управле- ния, Городового Суда. Подробно определялись правила назначения на должность в присутственных местах, формирования штатного расписания, порядок производства дел в канцеляриях, обязанности разных чинов, ответственность чиновников, и т.д.
Следует заметить, что подобные управленческие структуры для всей России уже регулировались екатерининскими « Учреждениями для управления губерний» 1775 г., и, казалось бы, здесь налицо дублирование, однако различие между европейскими и сибирскими губерниями была столь велико, что закон 1775 г. не мог быть пригоден без серьезных изменений и изъятий [4, с. 33].
Помимо « Учреждения », в тот же день, 22 июля 1822 г., были отдельными актам утверждены следующие предусмотренные « Учреждением » также масштабные законы: Устав об управлении инородцев, Устав об управлении Киргиз-Кайсаков, Устав о ссыльных, Устав об этапах, Устав о сухопутных сообщениях в Сибири, Устав о сибирских городовых казаках, Положение о земских повинностях, Положение о казенных хлебных магазинах, Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами.
В сфере публично-властных отношений были приняты важные акты и по другим вопросам. Так, 1 июля 1822 г. российский император подписал Конвенцию, заключенную в Санктпетербурге, между Россией, Великобританией и США «Об учреждении Комиссии для рассмотрения и решения споров между Соединенными Американскими Штатами и Великобри-таниею об увезенных на английских кораблях невольниках», где Россия выступала в роли «медиатора», и от имени России исполнение этой миссии было возложено на графа Карла Роберта Нессельрода. В числе других законов, касающихся деятельности властных структур, были следующие: «Об отправлении Сенатора Соймонова в Казань для прекращения безпорядков и бытии ему там на правах Генерал-Губернатора до совершенного устройства Казанской Губернии (1 июля); «Об учреждении в Таврической Губернии Уезд- ного Казначейства, под названием Мелитопольского» (3 июля); «О предоставлении Комитету (Министров) права на приведение положений его в исполнение» (21 июля); «О переименовании Кавказской Губернии Областью и о назначении уездного города Ставрополя Областным городом» (24 июля) и др.
В сфере государственного управления в июле 1822 г. были приняты 12 законов по разным вопросам повседневной жизни, и об их сути в большинстве своем говорят названия актов: « О дозволении определять в присутственные места Херсонской Губернии в канцелярское звание, людей податного состояния» (4 июля); «О порядке ведения докладных реэстров в Межевой Канцелярии» (13 июля); «О предъявлении мещанам книги в Магистраты, Думы или Ратуши, для засвидетельствования оных и платежа определенных пошлин» (13 июля); «Об оставлении в Почтовом ведомстве детей почталионов, поступивших в сие звание из нижних воинских чинов» (14 июля), «О прибавке во все Земские Суды Курской Губернии по одному Заседателю от Дворянства» (17 июля) и др.
В сфере экономики в июле 1822 г. были изданы 4 закона, два из которых уже отмечены выше ( Устав о содержании сухопутных сообщений в Сибири, Положение о казенных хлебных магазинах) . Рассмотрим еще два акта. Так, 1 июля был принят Указ « О наблюдении правил и форм по новому порядку наложения и снятия запрещения на недвижимые имения» [5]. Необходимость в этом законе была обусловлена тем, что многие Губернские правления по-прежнему предусматривали объявления о решениях по наложению (снятию) запрещений на недвижимые имения вопреки ранее установленным формам, в частности, «в представлениях своих Правительствующему Сенату или вовсе не обозначают мест, для которых следует высылать таковые объявления, требуя их в весьма несоразмерном количестве, или в прилагаемых ведомостях означают такие места и лица, до коих совершение крепостных актов нимало не касается» [5]. Обнаруживший и обобщивший эти недостатки Обер-
Прокурор предложил Сенату принять меры по их недопущению, что и было сделано в виде издания данного акта.
А 3 июля 1822 г. был издан Указ «О обращении назначенной под выгон заштатного города Починка земли во владение крестьян конно-заводского ведомства, в оном городе поселенных» [6]. Здесь констатировалось «стесненное положение» крестьян конно-заводского ведомства, нуждающихся в дополнительных земельных наделах, учитывая что имеющиеся земельные участки, к тому же, выделены через городской выгон. Приняв в уважение, что «город Починки заключает ныне не более 47 ревизских душ, коннозаводскому ведомству не принадлежащих и по платежу податей Магистрату Арзамасскому обращенных», император повелел земли городского выгона передать во владение крестьян конно-заводского ведомства, проживающих в городе Починки. При этом предписывалось «купцам, мещанам и разночинцам, в Починках жительствующим, предоставить свободу остаться на месте их жительства и пользоваться общим с крестьянами выгоном, или переселиться в другие, по избранию их, города» [6]. Желающим переехать в другие города конно-заводское ведомство обязывалось выдать по 1000 рублей, «и перенести, или продать строения их» [6]. Указанные пособие и льготы имели силу только в течение двух лет.
Что касается финансовых отношений, то в июле 1822 г. были приняты 10 законов. Так, 3 июля был принят Указ «О обращении в Москве части поземельного с оценки домов сбора в городские доходы» [7]. Появление этого акта, как видно из его содержания, было связано с обращением Городской Думы в Генерал-Губернаторство «о затруднительном положении в удовлетворение городских расходов», и соответствующим предложением решить вопрос «с наименьшим для обывателей обременением». В свою очередь, губернатор пролоббировал эти предложения перед императором, направив ему соответствующую записку. В результате император предписал: «Часть поземельного сбора, поступающую в Государственное
Казначейство, не отсылая в оное, обращать с 1823 года в пользу Московской Столицы, и причислить к городским доходам» [7]. Кроме того, «когда, вместо поземельной повинности, установится в Москве сбор с оценки домов, по примеру С. Петербургской столицы „. то и сей сбор обратить, без всякого исключения, единственно в состав городских доходов» [7]. Как видно, уже в то время Москву ставили в привилегированное положение.
Помимо этого акта, финансовые отношения в июле 1822 г. регулировались следующими актами: «О неревизовании Государственному Контролю расходов Комиссии Прошений» (4 июля); «О взимании пошлины с хлеба, перевозимого по водяным сообщениям» (11 июля); « О незыскании денег с Азиятцев за пожалованные медали» (11 июля); «О правилах, на коих должно быть производимо с наследников мастеровых взыскание выданного им от казны пособия» (20 июля); «О обращении на земские повинности Санкопетербургской Губернии починок и содержания чистоты в казенных воинских зданиях в Шлиссельбурге» (25 июля); «Об обязанностях купцов и мещан, имеющих жительство в казенных и помещичьих селениях» (28 июля) и др.
В правоохранительной сфере, помимо отмеченных выше и связанных с Сибирью уставов о ссыльных и об этапах, были приняты еще три акта, регулировавших вопросы повседневной жизни: «О назначении по два сторожа в этапные здания, где определены ночлеги арестантам» (13 июля); «Новый порядок препровождения арестантов по этапам, учрежденным в Херсонской Губернии»» (16 июля); «О по-дергании ямщичьих-обществ за прописных по ревизии и открытых Правительством после срока, платежу 500-рублевой пени за каждого и об отдаче старшин за утайку в рабочий дом на годы» (26 июля).
Сферу культуры в июле 1822 г. регулировал лишь один акт - «О сохранении памятников древности в Крыме» (4 июля). По военному делу были изданы шесть актов, касающихся текущих маломасштабных вопросов (о пенсионам нижним воин- ским чинам, о «составлении капитала» на ний, об штатных изменениях, об обмунди- строительство Военно-сиротских отделе- ровании в Кавалергардском полку и др.).
Список литературы Учреждения для управления сибирских губерний и другие акты Российской империи 200 лет назад (в июле 1822 года)
- Указ именный от 22.07.1822 г. "О преобразовании Сибирских Губерний по новым учреждениям" // ПСЗ-1. № 29124.
- Учреждение для управления Сибирских губерний от 22.07.1822 г. // ПСЗ-1. № 29125.
- Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Сибирская реформа М.М. Сперанского 1822 г. Как проявление принципов имперского регионализма // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 88-93.
- Коновалов И.А. "Учреждение для управления Сибирских губерний" 1822 г. - первый опыт кодификации М.М. Сперанского // Правоприменение. - 2021. - Т. 5. №1. - С. 32-39.
- Указ сенатский от 01.07.1822 г. "О наблюдении правил и форм по новому порядку наложения и снятия запрещения на недвижимые имения" // ПСЗ1. № 20099.
- Указ именный от 03.07.1822 г. "О обращении назначенной под выгон заштатного города Починка земли во владение крестьян конно-заводского ведомства, в оном городе поселенных" // ПСЗ-1. № 29103.
- Указ именный, данный Московскому Военному Генерал-Губернатору от 03.07.1822 г. "О обращении в Москве части поземельного с оценки домов сбора в городские доходы" // ПСЗ-1. № 29102.