Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти (статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Автор: Муксинова Аделя Фаридовна, Кинчина Екатерина Артуровна
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1 (15) т.8, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются понятие «представитель власти», а также вопросы квалификации и практики применения уголовно-правовой нормы об оскорблении представителя власти. С учетом анализа состава преступления, статистических данных предлагается дополнить ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) частью второй, закрепив в ней уголовную ответственность за оскорбление представителя власти, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.
Оскорбление, представитель власти, унижение чести и достоинства, неприличная форма, социальные сети, сеть интернет
Короткий адрес: https://sciup.org/142237910
IDR: 142237910
Текст научной статьи Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти (статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Органы государственной власти в лице их представителей осуществляют функции по защите интересов личности, общества и государства. Однако правоприменительная практика свидетельствует, что в современной России представители власти нередко сами становятся жертвами такого преступления, как оскорбление. Вопрос защиты чести, достоинства и деловой репутации представителей власти имеет большое значение для обеспечения безопасности и стабильности в государстве.
УК РФ приводит определение термина «представитель власти». В примечании ст. 318 УК РФ указано, что представителем власти «признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должност- ное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
Среди множества представителей органов государственной власти сотрудники органов внутренних дел чаще всего взаимодействуют с лицами, совершающими аморальные, противоправные поступки. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел чаще других становятся пострадавшими от оскорбительных действий. Такие деяния наносят вред общественным отношениям, обеспечивающим законную деятельность государственной власти, а также чести, достоинству и деловой репутации конкретного представителя власти.
По мнению граждан1, сотрудник полиции, являясь представителем власти, является «виновником» всех решений государства. Контент-анализ новостных каналов и социальных сетей свидетельствует о большом количестве видеосюжетов и текстовых сообщений провокационного характера, порочащих честь и достоинство представителей власти. В данной ситуации именно статья 319 УК РФ обеспечивает защиту представителей власти, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, от публичных оскорблений.
За последние пять лет происходит постепенное сокращение числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2018 г. зарегистрировано 13 539 преступлений по ст. 319 УК РФ, в 2019 г. – 13 358 преступлений, в 2020 г. – 12 600 преступлений, в 2021 г. – 8 620 преступлений, в 2022 г. 55 – 6 447 преступлений2. Статистические данные по ст. 319 УК РФ приведены в таблице.
мы определили, что на каждом этапе развития российского законодательства происходило укрепление института защиты чести и достоинства представителей государственной власти, т.е. состав рассматриваемого преступления дополнялся новыми, необходимыми для квалификации, признаками. Весь период развития сообщений провокационного характера, порочащих честь и достоинство представителей власти, как самостоятельного уголовно-правового состава свидетельствует, что законодатель отнес «честь и достоинство представителя власти» в разряд объектов уголовно-правовой охраны.
На современном этапе государственные деятели и ученые в области уголовного права придерживаются мнения о необходимости декриминализации преступления, закрепленного в ст. 319 УК РФ. Так, например, П.А. Филиппов 55 считает, что «однозначные и явные основания криминализации оскорбления
Таблица. Количество уголовных дел в России, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного по ст. 319 УК РФ
Table. Criminal cases in Russia under Article 319 of the Criminal Code of the Russian Federation
Год |
Зарегистрировано преступлений |
Количество уголовных дел, направленных в суд |
Количество осужденных лиц3 |
Количество прекращенных уголовных дел |
2018 |
13 539 |
12 242 |
10 155 |
1 394 |
2019 |
13 358 |
11 421 |
9 194 |
1 833 |
2020 |
12 600 |
10 931 |
8 741 |
1 804 |
2021 |
8 620 |
8 384 |
6 786 |
657 |
2022 |
6 447 |
6 249 |
Статистические данные на момент написания статьи отсутствуют |
На основании анализа историческо- представителей власти в настоящее вре-го развития уголовной ответственности мя отсутствуют, в том числе отсутствует за оскорбление представителя власти явная общественная опасность деяния,
-
1 О результатах изучения общественного мнения о деятельности полиции в РФ (по данным ВНИИ МВД России). URL: https://мвд.рф/publicopinion (дата обращения: 16.02.2023).
-
2 Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности: сборник ГИАЦ МВД России.
-
3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению: сборник Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 16.02.2023).
необходимая для признания его преступлением» [1].
В 2020 г. вопрос о декриминализации статьи 319 УК РФ был поднят на законодательном уровне. Так, 14 мая 2020 г. в Государственную Думу Российской Федерации поступил законопроект № 956144-7 «О внесении изменений в УК РФ в части исключения из УК РФ статьи 319»1. В пояснительной записке к законопроекту авторы предлагают «уравнять» правовое положение субъектов публичной власти и граждан России, ссылаясь на то, что Конституция Российской Федерации закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина. Однако данная законодательная инициатива не выдержала критики и была отклонена уже на стадии предварительного рассмотрения законопроекта, внесенного в Государственную Думу.
56 Отчасти мы согласны с мнением авторов законопроекта о декриминализации ст. 319 УК РФ. Так, согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Таким образом, мы считаем, что необходимо не декриминализировать ст. 319 УК РФ, а вернуть в гл. 17 УК РФ ответственность за оскорбление личности. Кроме того, считаем целесообразным добавить в ст. 319 УК РФ квалифицирующий состав об оскорблении представителя власти, совершенного публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.
Проблема культуры общения в сети Интернет остается крайне акутальной, так как люди зачастую пренебрегают границами вежливости, унижая честь и достоинство собеседника. Оскорбление представителя власти нередко осуществляется в социальных сетях. Оскорбление в сети Интернет может выражаться в публикации комментариев на различных интернет-площадках, в размещении оскорбительных постов, фотографий, видео, порочащих репутацию представителей власти. В данном случае свидетелями преступления становится большое количество граждан. Такие действия, на наш взгляд, являются более общественно опасными, чем оскорбление без свидетелей, а причиненный вред становится более существенным. 56
Предлагаем изложить ст. 319 УК РФ в следующей редакции:
«Статья 319. Оскорбление представителя власти
-
1. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением –
-
2. Оскорбление представителя власти, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, –
наказывается …
наказывается …».
1 Система обеспечения законодательной деятельности. URL: (дата обращения: 16.02.2023).
Список литературы Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти (статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации)
- Филиппов П.А. О необходимости декриминализации уголовной ответственности за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-371.