Уголовно-правовая характеристика криминальных поглощений активов юридических лиц
Автор: Федоров А.Ю.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 1 (14), 2011 года.
Бесплатный доступ
Научная статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России. Автор исследует уголовно-правовое содержание феномена - «рейдерство».
Короткий адрес: https://sciup.org/14214416
IDR: 14214416
Текст научной статьи Уголовно-правовая характеристика криминальных поглощений активов юридических лиц
Федоров А.Ю.
Научная статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России. Автор исследует уголовно-правовое содержание феномена - «рейдерство».
CRIMINAL LAW PROPERTIES OF CRIMINAL UPTAKES OF LEGAL ENTITIES' ASSETS
A.Yu. Fedorov
The scientific article is devoted to illegal uptakes of property raiding in Russia, often called "raiding". The author examines the criminal-law content of the "raiding" phenomenon.
Наличие существенных упущений на первоначальном этапе проведения реформ в социально-экономической, политической, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, существенное ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство законодательно-правовой базы, отсутствие эффективной политики государственного управления в Российской Федерации явились основными факторами возникновения сравнительно нового криминального явления – корпоративной преступности. В настоящее время корпоративная преступность как вид преступной деятельности нередко носит организованный характер, совершается с использованием несовершенства законодательно-правовой базы, с коррупционным привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Поэтому в сложившихся условиях организация комплексного противодействия корпоративным преступлениям в России является стратегически важной государственной задачей. Естественно, это возможно лишь в случае создания действенных законодательно-правовых, в том числе уголовно-правовых, основ противодействия корпоративным преступлениям.
Наиболее общественно опасным видом корпоративной преступности является рейдерство.
Нельзя не отметить, что сегодня практически отсутствуют научные работы уголовно-правовой и криминологической направленности по проблеме рейдерства1.
Поэтому одной из насущных проблем является определение уголовно-правового
Таблица 1
Рассматривая рейдерский захват через призму УК, следует заметить, что такой захват всегда представляет собой совокупность преступлений. Это сложная система, всегда направленная на достижение одной цели: завладение активами юридические лица. Но поскольку в практике существуют различные способы осуществления захвата, то, соответственно, эта система не является неизменной и может комбинироваться из различных элементов, или иначе, используя уголовно-правовую терминологию, из различных составов, образующих реальную совокупность преступлений, совершаемых захватчиками (рейдерами).
Анализ правоприменительной практики показал, что в процессе рейдерского погло- щения хозяйствующих субъектов и их активов совершаются преступления, предусмотренные главами УК РФ: 16, 19, 21, 22, 23, 24, 30, 31. При этом особенностью рейдерства является совершение совокупности преступлений, объединенных единым умыслом. Эта система преступлений складывается в организованную преступную деятельность, которая стала уже отдельным криминальным бизнесом.
Преступная деятельность по захвату хозяйствующего субъекта является сложным, динамичным, длящимся процессом, состоящим из нескольких криминальных и некриминальных операций или поэтапно совершаемых отдельных преступлений, объединенных конечной целью, в связи с чем механизм данной преступной деятельности сопряжен с механизмами отдельных преступлений.
Федоров А.Ю.
Можно утверждать, что рейдерские захваты стали новым видом организованной экономической преступности – криминальной угрозой в сфере корпоративных отношений. Одним из составляющих организованной преступности является профессионализм.
Любое противоправное поглощение является уникальным, поэтому и виды преступлений, по которым можно квалифицировать противоправное поглощение юридических лиц (рейдерство), совершаемых в каждом конкретном случае, различны.
Захват активов юридического лица – это уникальная совокупность преступлений, которая, по сути, являет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, состоящее из нескольких этапов (в том числе совершение отдельных преступлений), которые объединены общей целью. Такое понимание рейдерского захвата, возможно, наводит на мысль о его подобии продолжаемому преступлению, однако при определенной схожести нельзя говорить о том, что рейдерский захват является продолжаемым преступлением.
Еще в советской практике продолжаемое преступление определялось как преступление, складывающееся из ряда тождественных преступных деяний, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (Постановление Пленума ВС СССР от 04.03.1929 г. № 23 (в ред. от 14.03.1963 г.) «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»). Т.е. этапы, из которых складывается продолжаемое преступление, должны быть фактически однородными и представлять собой, по сути, одинаковые действия.
При рейдерском захвате, несмотря на единую цель, этапы складываются из совершения различных преступлений, объективная сторона которых заключается в совершении различных действий.
Несмотря на то, что рейдерский захват представляет собой уникальную преступ- ную совокупность, позволим себе в целях уяснения содержания этого правового явления в уголовно-правовом контексте провести его условное поэлементное разграничение, используя аналогию с элементами состава преступления.
При определении видового объекта важно учитывать, что, осуществляя захват, рейдеры всегда посягают как минимум на два вида общественных отношений: на отношения собственности, т.е. общественные отношения в сфере распределения материальных благ коллективного или индивидуального пользования, и на общественные отношения, возникающие в сфере экономической деятельности – производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Добавим, что в зависимости от конкретных преступлений, образующих совокупность, рейдерский захват может посягать и на иные общественные отношения, например, обеспечивающие законно установленный и регламентированный государством порядок в сфере осуществления управления (путем изготовления поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ч. 1 ст. 327 УК РФ)). Что же касается непосредственного объекта, то его следует определять через конкретные преступления (преступные этапы), совершаемые в процессе рейдерского захвата.
Рейдерские захваты совершаются, как правило, организованной преступной группой (преступным сообществом) либо группой лиц по предварительному сговору, что в целом очень логично, поскольку захват – достаточно сложное мероприятие, требующее тщательной подготовки и больших ресурсов (как людских, так и материальных). И хотя на практике действия захватчиков квалифицируются как совершенные группой лиц по предварительному сговору, чаще, чем преступным сообществом, это вопрос не науки, а качества следствия. Как бы то ни было, в осуществлении захвата активов принимает участие определенная группа лиц.
Поскольку захват активов юридического лица осуществляется группой лиц, как правило, организованной группой, то здесь не следует изобретать ничего нового, т.к. все правила, по которым рейдеров следует привлекать к уголовной ответственности, в достаточно проработанном виде уже сформулированы в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.06.2008 г. №8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)».
Говоря о субъективной стороне рейдерского захвата, отметим, что она характеризуется прямым умыслом на достижение преступного результата и целью завладения имуществом (активами) юридического лица. Поэтому важно осознать, что рейдерам неинтересно присвоение полномочий по управлению юридическим лицом как таковое. Таким образом, на первое место вновь выходит собственность (активы) юридического лица.
Что касается объективной стороны, говоря в общем, цель рейдерского захвата достигается путем получения контроля над экономической деятельностью юридического лица и его активами, что в целом можно определить как способ рейдерского захвата. Однако рейдерский захват – это комплекс преступлений. Некоторые авторы условно разделяют захват на три этапа: информационный, подготовительный и основной [2], которые, опять же, как правило, формируются каждый из совокупности определенных и характерных для целей данного этапа преступлений: нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушения неприкосновенности жилища; собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов (характерны для информационного этапа), понуждения к совершению сделки и вымогательства (для подготовительного этапа), мошенничества (для основного) и др.
Таким образом, способ захвата проявляется в совершении разнообразных преступлений.
Общественная опасность рейдерства видна из целого ряда примеров, рассмотренных в работах автора [3]. На практике есть случаи, которые послужили основанием для соответствующих парламентских запросов Генпрокурору РФ [4].
В криминологическом плане рейдерство связано с такими угрозами экономической безопасности, как увеличение коррумпированности государственных служащих и представителей судейского корпуса; повышение уровня безработицы; уклонение от уплаты налогов; монополизация ряда сегментов рынка; утрата конкурентоспособности; дестабилизация имущественного оборота; разрушение и спад производства; дискредитация представителей федеральной и региональной власти, правоохранительных органов и судов; ухудшение инвестиционного климата; значительное снижение предпринимательской активности населения; деформация правовой идеологии и распространение правового нигилизма; активизация процессов отмывания денег, полученных преступным путем.
С учетом сказанного, рейдерский захват в уголовно-правовом смысле можно определить как посягающую на различные группы общественных отношений уникальную совокупность поэтапных преступлений, которые в целом являются способом получения контроля над экономической деятельностью хозяйствующего субъекта с целью завладения его имуществом (активами).
И именно поэтому предложения о выделении рейдерства в качестве отдельного состава преступления научно не обоснованны, поскольку они не охватывают всей глубинной природы рейдерского захвата, акцентируя внимание только на способе его осуществления. Представляется, что в силу многообразия действий, которые составляют содержание этого способа, борьба с рейдерством может быть более эффективной,
Федоров А.Ю.
если не ограничивать рейдерский захват рамками какой-либо одной статьи УК, а воспринимать его как ту варьируемую совокупность преступлений, которой он, собственно, и является.
В качестве заключения отметим, что, к сожалению, наименее соответствующим современному уровню развития экономических отношений остается уголовное законодательство. Действующий уголовный закон далеко не в полной мере выполняет свою охранительную и, как мы полагаем, регулятивную функцию в таком наиболее значимом сегменте экономики, как сфера корпоративных отношений. УК РФ был принят в 1996 году, то есть 15 лет назад, в условиях иной экономической политики. В то время корпо- ративные отношения только зарождались. Соответственно, посягающие на них преступления (в том числе связанные с рейдерством) во время принятия нового уголовного закона предусмотрены не были.
В этой связи особое значение приобретает реформирование законодательства криминального цикла в целях обеспечения надежной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и иных участников корпоративных отношений в условиях рыночной экономики России от новых видов общественно опасных явлений, угроз экономической безопасности – корпоративных преступлений, с учетом положительного опыта англосаксонской и континентальной моделей права.
Список литературы Уголовно-правовая характеристика криминальных поглощений активов юридических лиц
- Криминология: Учебник/Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.
- Никонова Н.Г., Добрынин К.Э., Крутильников К.В. Рейдерство: гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты. Спб., 2009.
- Федоров А.Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия). М.: Волтерс клувер, 2009.
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 2278-III-ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проверке законности силовых действий сотрудников службы судебных приставов Челябинской области в ходе исполнения ими 14 декабря 2001 года судебного решения об аресте имущества закрытого акционерного общества "Карабашмедь"»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №53 (ч. 2). Ст. 5135.