Уильям Фулбрайт и российско-американские отношения в исторической ретроспективе (материалы круглого стола, г. Волгоград, 28 сентября 2004 года)
Автор: Кубышкин А.И., Головкина О.В.
Журнал: Artium Magister @artium
Рубрика: Информация и рецензии
Статья в выпуске: 8, 2005 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14973813
IDR: 14973813
Текст статьи Уильям Фулбрайт и российско-американские отношения в исторической ретроспективе (материалы круглого стола, г. Волгоград, 28 сентября 2004 года)
17 октября 2005 года в Волгоградском государственном университете состоялось заседание круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения Дж.У. Фулбрайта. В круглом столе принимали участие стипендиаты программ Фулбрайта, «Открытый мир», RESP разных лет. Открыл заседание доктор исторических наук, профессор, стипендиат программы Фулбрайта 2000—2001 годов А.И. Кубышкин:
В заседании нашего круглого стола участвуют 6 человек, получивших в свое время грант Фулбрайта, четверо из которых работают в данное время в Волгоградском государственном университете: доктор философских наук, профессор Н.В. Омельченко, кандидат исторических наук, доцент И. И. Курилла, кандидат исторических наук, доцент С.В. Галунов и ваш покорный слуга. В плане мероприятия было собрать всех стипендиатов Фулбрайта и участников программы “Открытый мир”, наиболее демократичной программы академического обмена, и обменяться мнениями по некоторым темам, в том числе связанным с именем Дж.У. Фулбрайта, в небольшом, но квалифицированном формате. К сожалению, сегодня не смог присоединиться к нам Эдуард Рослоф, директор программы Фулбрайта в РФ. Он письменно передал самые теплые слова, поздравления всем участникам круглого стола и заверил, что непременно посетит Волгоград в ноябре 2005 года.
Слова приветствия от имени ректората ВолГУ участникам круглого стола передала проректор по научной работе, выпускница программы «Открытый мир» О.И. Сгибнева:
Уважаемые коллеги, передаю Вам поздравления от всего ректората. Хочу отметить, что политика университета, направленная на политику открытости, возмож ности освоения научных программ других университетов, дает свои плоды. И сегодня многое из того, с чем познакомились участники программ Фулбрайта, применяется в практике нашего университета, помогает нам ощущать себя в едином образовательном пространстве, к которому призывает нас Министерство образования и к которому приближает вступление в Болонский процесс. Такие встречи — это своеобразное начало сотрудничества в открытом мире, на создание которого нацелено большинство программ.
Первый доклад, посвященный личности Дж.У. Фулбрайта и его вкладу в формирование гражданского общества, так называемому «второму открытию Америки»1, представил А.И. Кубышкин. Докладчик обратил особое внимание на личность Фулбрайта, который был выдающимся деятелем, во многом опережающим свое время. Первый американский конгрессмен, имевший высшее образование и ученую степень, получивший образование в Англии, был исключением из правила недоверия в среде политики к «яйцеголовым»2. Им впервые была предложена гениальная схема финансирования образовательных программ: продать все военное оборудование, предоставленное США по ленд-лизу третьим странам, полученные средства положить в банки под проценты. Так образовался фондовый капитал в 108 млн американских долларов.
Значение программы научных обменов Фулбрайта, по сути, было равнозначно второму открытию Америки. До Второй мировой войны Америка была культурно изолирована от Европы и остального мира. До 1945 года только два европейских (английских) университета изучали американскую литературу и культуру. Американцы в глазах европейцев оставались «выскочками» (par venue). У. Фулбрайт поставил во главу угла своей программы взаимооткрытие культур Нового и Старого Света. Это была своего рода финансовая инъекция, стимулирующая изучение американской и других культур американцами. Результатом стало основание фондов Форда и Трумэна. Благодаря программам академических обменов в США и третьих странах — участницах проекта — формировалось особое общество интеллектуалов, специалистов, общество фул-брайтеров.
Вопрос (М.А. Анипкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой общей социологии ВАГС). Какое значение для последующей биографии Фулбрайта, его деятельности имела стажировка в Великобритании. Может быть, она явилась тем интеллектуальным мостиком, что соединил Европу и Америку? Присутствуют ли специфические взаимоотношения между выпускниками программ Фулбрайта из США и Великобритании? Или эта программа нацелена в основном на страны ЦВЕ?
Ответ. Не только Европа, но и Соединенные Штаты являются целью программы. Что касается стажировки Фулбрайта в Англии, то, безусловно, на его взгляды оказал большое влияние его английский тьютор. По словам самого Фулбрайта: «Все что я вынес из парламентской системы Великобритании — это свобода в сочетании с ответственностью».
Доклад С.В. Годунова, кандидата исторических наук, доцента, стипендиата Фулбрайта 2004 года, был посвящен американскому опыту и возможности его использования в пограничной политике РФ (по материалу фулбрайтовского исследования).
Докладчик прежде всего отметил, что грант Фулбрайта имел огромное значение для написания его докторской диссертации. Материал, собранный в ходе исследования, ляжет в основу монографии. Пограничная безопасность — важный компонент государственной безопасности страны. Специфика пограничной политики состоит в том, что это внутренняя политика государства, которая обусловливается факторами извне, такими как отношения с сопредельными государствами, оценка вызовов сопредельной стороны, интенсивность и характер трансграничных потоков. Исходя из этого, существует несколько подходов к формированию пограничной политики:
-
- секьюритизаторский (пограничная политика тождественна пограничной безопасности);
-
- кооперативный (совместное управление в пограничной зоне);
-
- оптимизаторский (фильтрация нежелательных потоков, при интенсификации желательных).
Секьюритизаторский подход более всего распространен в мировой практике, но есть и более оптимальный — интеграционный подход, например, в случае американо-мексиканской границы. С точки зрения решения приграничных проблем интересен и полезен опыт ЕС и США, причем американский вариант наиболее применим к российским реалиям. В нем учитывается приграничная асимметрия регионов. Также важна схожесть структур, обеспечивающих пограничную политику, большая протяженность границы в обоих случаях. Американская стратегия пограничной политики состоит их трех «линий обороны»: службы натурализации, рейнджеров и полиции. Позитивным моментом является и то, что наряду с традиционными средствами обеспечения пограничной безопасности применяются и новейшие высокотехнологические разработки. Важным моментом остается тот факт, что во главу угла ставится не только безопасность государства, но и личности, сбалансированность безопасности (секьюритизации) и сотрудничества, заинтересованность обеих сторон в обеспечении безопасности.
Сообщение, затронувшее актуальную проблему безопасности, вызвало оживленную дискуссию, в ходе которой были заданы следующие вопросы.
Вопрос (О.В. Головкина, аспирант кафедры регионоведения и международных отношений). Если на региональном уровне внутри интеграционных сообществ (таких как ЕС) применяется в основном кооперативный подход в пограничной политике, какой подход применяется в отношении сопредельных стран — не членов ЕС?
Ответ. Вероятнее всего — оптимизации, но вышеперечисленные подходы — идеальные типы, в реальности в пограничной политике присутствуют элементы сразу двух или трех стратегий.
Вопрос (А.И. Кубышкин, доктор исторических наук, профессор, стипендиат программы Фулбрайта 2000—2001 годов). Какова доходность одной операции по провозу наркотиков?
Ответ. В зависимости от того, сколько провезут.
Вопрос (Л.О. Попова, заведующая информационно-аналитическим отделом ВолГУ, выпускник программы «Открытый мир» 2002 года). А в абсолютных цифрах?
Ответ. На третьем месте в мире по доходности.
Ремарка (А.И. Кубышкин). То, о чем говорил Сергей Валерьевич, в целом — вопрос открытости и закрытости границ, по сути, индикатор открытости общества — того, к чему призывал Фулбрайт.
Вопрос (О.А. Леонтович, доктор филологических наук, директор Центра американистики В ГПУ, стипендиат программы RESP). Возможно ли обозначить, сколько безопасности достаточно, а когда начинаются уже перегибы? Какая ситуация, на Ваш взгляд, складывается в США после событий 11 сентября? Можно ли считать нововведенные меры безопасности чрезмерными?
Ответ. Любое понимание безопасности — субъективно. Государство исходит из интересов своих граждан и граждан зарубежных государств, при этом естественно, что интересы последних имеют меньшую ценность. Но, по моему мнению, в американском случае перегибы все же есть. Хотя, с другой стороны, неудобства, связанные с прибытием в страну, компенсируются высоким уровнем безопасности на территории страны прибытия.
Фулбрайтовский профессор Кэрол Не-чемиаз посвятила свой доклад деятельности У. Фулбрайта («Программа Фулбрайта: изменяя себя, изменяя наши представления, изменяя наше общество»). Доклад состоял из двух смысловых частей, первая из которых посвящена личности сенатора Фулбрайта, а вторая — наследию его программы. Идеи и цели программы Фулбрайта опережали его время. Для поколения 60-х это был образец смелого инакомыслия в годы вьетнамской войны и напряженных отношений с Советским Союзом.
Программы международного обмена (ярким примером которых может быть программа Фулбрайта) дают три возможности:
-
- изменить себя;
-
- изменить систему образования;
-
- изменить само общество.
Это, конечно, идеальные цели, но мы можем изменить видение, увидеть наши стереотипы, предубеждения. Приходит глубокое понимание культурных явлений. В этом плане в американо-российских отношениях есть две значимые фигуры: Дж.У. Фулбрайт и А.Н. Яковлев. Яковлев, как и Фулбрайт, основал первую программу обмена в СССР, сделал их общедоступными для простых советских людей (не только партийной элиты). У Яковлева и Фулбрайта много общего: приверженность к плюрализму, терпимости и интеллектуальный поиск.
В рамках круглого стола состоялась свободная дискуссия, посвященная проблемам организации и финансирования программ академического обмена:
Кубышкин А.И. Следует признать, что усилия, деньги, потраченные государственным департаментом и американскими налогоплательщиками на обменные программы, не были потрачены зря. Сейчас резко сократилось финансирование российских программ. И это приводит к падению интереса к американским грантам (что еще сопряжено с возросшими трудностями в получении американской визы).
Леонтович ОА Профессор обязан входить в социальное пространство. Цель программ — создание интеллектуальной элиты. Наша цель — объединиться, чтобы войти в публичное пространство, определить наши отношения с властью и т. п. Существуют какие-либо формы выхода в публичное пространство?
Попова Л.О. Я не выпускник программы Фулбрайта, но человек, который неоднократно пользовался программами госдепа США. Как использовать знания? Мы давно уже на рынке (рынке высшего образования). Рынок — это выпуск, предложения результатов, продукта (интеллектуального). Рынок — это система свободной конкуренции. С этой точки зрения, Болонский процесс — это борьба (конкурентная борьба) американской и европейской систем образования. Оптимизация европейской и трансатлантической систем образования, их конвергенция, сближение.
Леонтович ОА Вузовские специалисты могут привлекаться в качестве советников (консультантов) власти. Надо выходить за рамки только академической среды. В этом плане международные программы (Фулбрайта) дают право заявлять о себе (так как имеют вес не только в академическом, но и в экспертном сообществах).
Кубышкин А.И. Проблема востребо-ваности фулбрайтеров — уже общенациональная проблема. Консультации не во-
124 А.И. Кубышкин, О.В. Головкина. Уильям Фулбрайт и российско-американские отношения стребованы администрацией. При этом остро все еще стоит проблема межкультурной коммуникации. В Волгограде было несколько попыток интегрировать академическое и экспертное сообщество, но главное — каждый должен поддерживать эти инициативы.
Каретникова Л.Н., доцент кафедры английского языка ВГПИ ВолГУ. У Вас с Ольгой Аркадьевной другой уровень проблемы. У нас в Волжском приходится влиять не только на администрацию города, но и на администрацию университета, убеждая ее, прежде чем выходить на более высокий уровень, о котором вы говорите. Мне кажется, что в любой ситуации нужно думать о непреходящих ценностях. И что касается проблем региона, их изучения, мы будем интересны не только для местной власти, но и для зарубежной аудитории. Нужно разрабатывать совместные специальные программы, интересные в плане повышения престижа региона, и тогда не мы пойдем к власти, а власть обратится к нам.
Леонтович О. А У власти сугубо прагматичный подход. Мы тоже должны сформулировать четко, чем мы занимаемся, по каким проблемам мы могли бы давать экспертизу и осуществлять информационную поддержку властных структур. Должны подготовить такой вот пресс-релиз (декларацию), чтобы вести предметный диалог с властью.
Емельянова Е.Д., координатор международных программ Волгоградской академии МВД РФ, выпускник программы «Открытый мир» 1999 года. Историческая ремарка. На западе социологи смогли убедить власть, что ни одно решение не должно быть принято без предварительного социологического исследования. Необходимо нам использовать помощь СМИ.
Кубышкин АИ. Данный круглый стол задумывался, чтобы поддержать контакты между представителями научного сообщества, дать основу для следующего собрания, возможно, во главе с Росселом.
Дудина ИА, кандидат экономических наук, начальник международного отдела ВолГУ. Мы — не пионеры в стремлении выйти на региональные проблемы, в Ростове давно существует Южно-Рос- сийский центр академической мобильности, под руководством Н.В. Пелихова, который сумел заинтересовать и власть, и бизнес. Он готов включить нас в эту сферу. Форм организации на самом деле много, необходимо найти свою нишу.
Леонтович О.А. Можно создать межвузовский центр академического обмена.
Кубышкин АИ. А как совместная организация могла бы называться? Межвузовский центр?..
Дудина И.А Здесь нужно проанализировать юридическую составляющую объединения. Лучше проконсультироваться со специалистами.
Попова Л.О. Обменные программы финансируют и межвузовский обмен выпускников программ внутри одной страны. Необходима структурно-организационная работа с нашей стороны.
Дудина И.А Необходимо также и самим искать финансирование у бизнеса (искать заказчика самим). Начинать надо с себя, а потом уже «идти во власть». Я думаю, что нужно приложить основные усилия по организации визитов американских делегаций к нам в регион — это было бы поистине life changing experience.
В ходе круглого стола состоялся продуктивный, имеющий перспективы разговор, основные результаты которого будут изложены в резолюции о создании межвузовского координационного центра, который будет сочетать аналитическую деятельность с вовлечением представителей всех уровней академического сообщества и всех, кто заинтересован в научной деятельности, координацию гражданского общества. Изменяя нас самих, мы будем трансформировать и менять само общество. Это именно те идеи, которые воплощал человек, которому мы посветили этот круглый стол, — Джордж Уильям Фулбрайт.