Управление начальными школами Акмолинской и Семипалатинской областей (1885-1918 годы)
Автор: Голикова Ольга Александровна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Сообщения
Статья в выпуске: 1 т.11, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье дается обзор деятельности правительственных органов по созданию системы управления начальными училищами Акмолинской и Семипалатинской областей. Рассматриваются основные этапы изменений существовавшего порядка заведования ими в рамках функционирования Западно-Сибирского учебного округа.
Инспекция, дирекция, учебный округ, акмолинская область, семипалатинская область
Короткий адрес: https://sciup.org/14737627
IDR: 14737627
Текст научной статьи Управление начальными школами Акмолинской и Семипалатинской областей (1885-1918 годы)
История изучения развития начального образования Западной Сибири, несмотря на богатую историографическую традицию, не дает возможности составить целостную картину формирования его системы управления. Авторы первых работ – А. Мисюрев [1913. С. 35], Н. К. Рамзевич [1908. С. 59], П. Т. Виноградов [1912. С. 21], А. П. Успенский [1917. С. 28], Г. Я. Маляревский [1911. С. 54] являлись непосредственными участниками событий, собрали разнообразный эмпирический материал, представляющий значительный интерес. В советской историографии любые действия правительства рассматривались исследователями как меры против свободомыслия. Так, известный сибирский исследователь Ф. Ф. Шамахов [1966. С. 29], всесторонне исследовавший систему образования Западной Сибири второй половины XIX – начала XX в., вовлек в научный оборот богатый архивный материал, статистические сведения, данные местной периодической печати. Но предвзятость в оценках по ряду вопросов лишило его исследования объективности.
На современном этапе наблюдается значительный интерес к истории просвещения в Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. Авторы вовлекают в научный оборот новый архивный материал, статистические данные, на основе которых стремятся пересмотреть сложившиеся стереотипы [Сулимов, 2004. С. 25; Гизей, 2004. С. 50].
Однако, несмотря на обилие работ, практически отсутствуют исследования, касающиеся организации системы начального образования Акмолинской и Семипалатинской областей. В данной статье сделана попытка заполнить образовавшийся информационный вакуум. Хронологические рамки работы определены временем существования Западно-Сибирского учебного округа, так как именно в это время происходило формирование и развитие структуры управления начальными училищами названных областей.
Во второй половине XIX – начале XX в. площадь, занимаемая этими территориально-административными образованиями, составляла 946 850 кв. верст 1. По данным переписи 1897 г., в Акмолинской области проживало 682 608 чел., в том числе в городах – 74 752 чел., из них 128 365 вели оседлый образ жизни и 338 059 – кочевой [Турчанинов, 1914. С. 87]. В Семипалатинской области в то же время в городах насчитывалось 54 488 чел., в уездах – 630 102, основную массу населения составляли кочевники-скотоводы – киргизы (казахи), сарты, тюрки [Там же].
Система начального образования этих областей имела ряд особенностей: малочисленность начальных учебных заведений, располагавшихся на большом расстоянии друг от друга; разноведомственная принадлежность школ; обилие положений, правил, уставов, распоряжений, инструкций, на основании которых существовали училища; преобладание кочевого населения над оседлым; неразвитость системы коммуникаций и пр. По данным официальной статистики на 1885 г., в Акмолинской области насчитывалось 108 начальных школ, т. е. в среднем на одну приходилось 4 328 душ обоего пола. В Семипалатинской области подобных училищ было 83, на одно учебное заведение приходилось 6 917 душ обоего пола 2.
Что касается ведомственной принадлежности, то школы делились на две категории: министерские (светские) и принадлежащие Синоду (церковно-приходские). Светские школы подчинялись Министерству народного просвещения (МНП). На основе нормативно-правовой базы учебные заведения распределялись следующим образом: городские и уездные по Уставу 1828 г. 3, сельские министерские по Инструкции 1874 г., земские по Инструкции 1875 г. железнодорожные 4, высшие начальные по Положению 1872 г. 5, казачьи, женские профессиональные, Мариинская школа, конфессиональные, частные.
Особой категорией шли учебные заведения для аборигенного населения. Начальное образование для казахов до 1900 г. не имело четкой организации. В аулах располагалось несколько частных школ, не имевших программ обучения, специальных помещений и учительского персонала. В 1900 г. Акмолинская областная администрация выработала для киргизов два типа низших школ. Первый – аульные передвижные, смешанные для мальчиков и девочек. Они соответствовали программе сельских начальных училищ. Второй – волостные двухклассные русско-киргизские училища, являвшиеся продолжением для обучавшихся в первых.
Правила для аульных русско-киргизских школ были утверждены Министерством народного просвещения 11 октября 1901 г. С этого времени начинают открываться специальные училища для инородцев. В 1902 г. в Акмолинской области учреждаются 6 аульных школ, в которых обучалось 111 мальчиков и 11 девочек, а также смешанная министерская школа на Спасском медеплавильном заводе 6. На 1905 г. число аульных школ достигло 14, волостных было всего 2, общее число учеников составляло 304, из них 296 мальчиков и 5 девочек 7. В 1910 г. аульных школ насчитывалось 32, в них обучалось 590 мальчиков 8.
Процесс создания управленческой структуры для системы начального образования в изучаемых областях занял 17 лет (1885– 1902). До этого низшие учебные заведения областей подчинялись директору Тобольской гимназии (заведовал школами Акмолинской области) и директору Томской гимназии (заведовал школами Семипалатинской области). Имевшиеся школы располагались на большом расстоянии от местонахождения директоров, которым для того, чтобы провести ревизию, приходилось проезжать более 1 000 верст. Эти обстоятельства заставили генерал-губернатора Западной Сибири Н. Г. Казнакова обратиться в МНП с ходатайством о передаче заведования начальными школами директору Омской гимназии. Постановление «О подчинении низших и частных учебных заведений в областях Акмолинской и Семипалатинской директору Омской гимназии» было подписано 15 февраля 1878 г. императором Александром II 9.
Однако принятая мера не смогла обеспечить необходимый контроль, и вскоре вновь встал вопрос о повышении качества управления начальными школами. В результате на высшем государственном уровне существовавший порядок был признан не удовлетворительным. Для изменения сложившегося положения 11 апреля 1885 г. Министерством принимается решение: «Для надзора за низшими училищами Акмолинской и Семипалатинской областей с 15 июля 1885 г. создать по одной должности инспекторов народных училищ с присвоением им служебных прав и обязанностей, полагавшихся Положением от 25 мая 1874 г…» 10.
В сентябре 1885 г. директор Омской гимназии отправил попечителю учебного округа представление о назначении на должность инспектора Акмолинской области заведующего учебной частью Омской женской гимназии коллежского советника И. Шумиловского. В Семипалатинскую область был рекомендован штатный смотритель Курганских училищ надворный советник А. Ещенков. Министерство одобрило предложенные кандидатуры, и с 1 октября 1885 г. они приступили к своей работе 11.
В результате проведенных преобразований на территории Западно-Сибирского учебного округа появилась первая инспекция народных училищ. После 1885 г. формирование системы управления начальными школами областей шло в рамках решения вопроса о создании Дирекции народных училищ учебного округа.
Изначально первый попечитель ЗападноСибирского учебного округа профессор В. М. Флоринский планировал создать дирекцию для двух губерний – Тобольской и Томской, а управление училищами областей оставить в ведение инспекции 12. Но постепенно возникла потребность в дирекции и для областей. В 1898 г. директор Омской гимназии направил попечителю ходатайство, в котором просил передать все имевшиеся начальные школы в ведение специальной дирекции народных училищ 13.
Вовлечение Сибири в систему капиталистических отношений, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, активное переселенческое движение, естественный прирост населения требовали увеличения количества имеющихся начальных школ. Директор отмечал, что с каждым годом число желающих получить начальное образование увеличивалось. Для того чтобы удовлетворить запросы населения, в 1896 г. были открыты параллельные отделения при первом классе Омского городского учили- ща, в 1897 г. – при втором, а в 1898 г. – при третьем и обсуждался вопрос об открытии с начала нового учебного года четвертого параллельного класса 14.
Однако, несмотря на все аргументы, пра- вительство не торопилось создать дирекцию для областей, в 1900 г. они учреждаются только для Тобольской и Томской губерний 15. Положительно вопрос решился лишь в 1902 г. На основании Высочайшего указа от 7 января 1902 г. с 1 января 1902 г. вводилась должность директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, с присвоением ему всех прав и обязанностей, предусмотренных Положением 1874 г.: содержание 2 500 руб. в год, V класс по должности [Инструкция инспекторам…, 1906. С. 6].
Первым директором был назначен статский советник А. Е. Алекторов 16. Он прослужил до 9 сентября 1909 г., после чего занимал должность окружного инспектора Западно-Сибирского учебного округа до 1918 г. С 1909 по 1918 г. возглавлял дирекцию статский советник М. В. Филиппов, окончивший Казанскую духовную академию.
Этим завершился процесс создания структуры управления начальными школами Акмолинской и Семипалатинской областей. Правительственное распоряжение 1902 г. не только привело к появлению должности директора областей, но и к оформлению в целом Дирекции Западно-Сибирского учебного округа. В основном сложившаяся система строилась по модели, предусмотренной Положением 1874 г. Однако можно выделить несколько особенностей, отличающих региональную дирекцию, как от дирекций губерний, так и от подобных структур Европейской России. Самая главная из них – отсутствие училищных советов. Губернские и уездные училищные советы были созданы в стране в 1864 г.17, в Западно-Сибирском учебном округе в 1904 г. [Мисюрев, 1913. С. 57], а вопрос о необходимости советов для Акмолинской и Семипалатинской областей стал подниматься только с 1913 г. 18 Сохранившиеся архивные материалы пока- зывают достаточно позднее проявление со стороны попечителя профессионального интереса к отсутствию в областях училищных советов.
Еще одной особенностью дирекции следует считать незначительное число инспекторов народных училищ. К тому же процесс увеличения их количества шел более медленно по сравнению с губерниями. В итоге к 1918 г. число инспекторских районов равнялось 6, в то время как в губерниях они соответствовали числу уездов.
Вопрос увеличения численности инспекторов являлся одним из ключевых в рамках деятельности дирекции. Первое увеличение произошло в 1906 г., в результате чего количество инспекторов в Акмолинской области достигло трех, в Семипалатинской – двух 19. Накануне Первой мировой войны принимается решение о создании дополнительных инспекторских районов, но в связи с военным временем правительство не выделило на это средств.
К этому вопросу решили вернуться в 1916 г. В Департамент народного просвещения из Витебской губернии пришло ходатайство инспектора народных училищ П. Гусаренко, который просил командировать его на службу в Каркаралинский уезд Семипалатинской области. Свое желание он объяснил стремлением оказать помощь в развитии местных горных предприятий для нужд военного времени. Просьба П. Гуса-ренко получила одобрение в Департаменте, и изначально он прибыл в качестве помощника инспектора, но вскоре ему выделили отдельный район, однако служба инспектора продолжалась недолго. Летом 1916 г. он был по собственному желанию переведен обратно в Витебскую губернию 20.
После Февральской революции реформированию подверглась вся существовавшая система образования страны. В Западной Сибири одним из первых мероприятий стало создание 17 июля 1917 г. земских органов самоуправления, в состав которых вошли комитеты по народному образованию 21.
Пятнадцатого – двадцать восьмого октября 1917 г. в «Вестнике Временного правительства» было опубликовано постанов- ление «О передаче низших начальных училищ в ведение местных самоуправлений». На основании этого документа директора и инспектора освобождались от исполнения своих обязанностей 22.
Двадцать первого января 1918 г. было опубликовано Постановление государственной комиссии по просвещению за подписью народного комиссара А. В. Луначарского «Об упразднении учебно-окружных управлений и временном устройстве управлений учебными округами». На основании этого документа ликвидировалась вся прежняя система управления начальными учебными заведениями страны 23.
В целом можно сказать, что модель формирования дирекции народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей являлась продолжением правительственных мероприятий в области реформирования управления начальным образованием страны. Медлительность и нерешительность в принятии назревших решений дает возможность судить о нежелании государства всерьез воспринимать потребности региона, а бюрократизм и волокита значительно затянули принятие решения о создании дирекции. Более раннее создание инспекции для областей, чем для губерний ЗападноСибирского учебного округа, говорит о том, что эта мера, по мнению руководства страны, была призвана поставить точку в вопросе управления начальными школами. Этих же взглядов придерживались и попечители данного учебного округа, о чем свидетельствует отсутствие Акмолинской и Семипалатинской областей в предлагаемых ими проектах создания дирекции. Кроме этого, подтверждением факта низкой заинтересованности попечителей по улучшению организации образования в данных областях, стала их довольно поздняя активность в вопросе создания училищных советов, являвшихся одним из звеньев в цепи управления начальными школами.
MANAGEMENT OF ELEMENTARY SCHOOLS OF AKMOLINSK AND SEMIPALATINSK DISTRICT 1885–1918