Установление местонахождения и маршрутов передвижения участников преступной деятельности, связанной с перемещением и последующим удержанием потерпевших

Бесплатный доступ

В статье отмечается распространенность перемещения и удержания потерпевших, как способов совершения преступлений; подчеркивается актуальность установления местонахождения не только жертв, но и преступников, маршрутов их совместного передвижения; выделяются типичные следственные ситуации, характерные для поступления сообщений об исследуемых преступлениях; предлагаются алгоритмы производства процессуальных, в том числе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению местонахождения и маршрутов передвижения участников преступной деятельности.

Перемещение и удержание жертв, установление местонахождения, оператор связи, биллинг, криминалистическая техника

Короткий адрес: https://sciup.org/143180756

IDR: 143180756   |   DOI: 10.55001/2587-9820.2023.54.11.010

Текст научной статьи Установление местонахождения и маршрутов передвижения участников преступной деятельности, связанной с перемещением и последующим удержанием потерпевших

Одной из тенденций современной преступности является пренебрежение правом на свободу личности, захват, последующее перемещение и удержание потерпевших, используемые для запугивания жертв, причинения им нравственных страданий, телесных повреждений, оказания морального воздействия на их родственников и в конечном итоге достижения целей преступной деятельности. Наиболее характерны перемещение и удержание потерпевших для способов совершения таких преступлений, как убийство, вымогательство, изнасилование, похищение человека, вовлечение в занятие проституцией, торговля людьми и т. д.

Своевременное установление местонахождения потерпевшего, маршрутов его перемещения виновными, используемых мест удержания не только позволяет раскрыть и расследовать вышеуказанные преступления, но предотвратить их более тяжкие последствия, а также входит в предмет доказывания рассматриваемых посягательств. Решение данных задач базируется, с одной стороны, на использовании преступниками средств сотовой связи, сети Интернет, ставшими неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности современного человека, с другой - на закономерностях отражения следовой картины сигналов мобильной связи и возможностях их выявления и использования с помощью специализированной криминалистической техники.

Основная часть

Позиционирование объектов в пространстве основано на принципах работы мобильной связи и сети Интернет, заключающихся в периодиче ской передаче сигналов базовым станциям и их фиксации операторами (провайдерами) услуг. Так, сигналы мобильной связи, основываясь на технологиях A-GPS, CelllD, UMTS, позволяют установить местонахождение человека с точностью до 10 м в городских условиях и 800 м и более в сельской местности [1, с. 62-63]. В свою очередь системы глобального позиционирования GPS и ГЛОНАС производят позиционирование объектов с точностью до 2 метров, GSM -до 150 метров [2, с. 130].

Имеющиеся у операторов связи возможности не могут не использоваться правоохранительными органами в интересах раскрытия и расследования преступлений. Любые пользователи услуг связи или коммуникационных сервисов, заключая договор на предоставление таких услуг, предоставляют свои персональные данные, по которым впоследствии и происходят процедуры аутентификации, авторизации и идентификации [3, с. 48].

Собираемая операторами связи информация является криминалистически значимой, что позволяет соотнести ее с конкретным лицом, тем самым определить и установить факт нахождения жертвы и преступника в одном и том же месте и в одно и то же время, выяснить маршруты их передвижения и совместного нахождения, установить соучастников преступной деятельности, также находящихся в выявленных местах. Полученная субъектами расследования информация позволяет выявить признаки преступлений, определить лиц, к ним причастных, установить отдельные эпизоды противоправной деятельности, ее соучастников, выступить основой формирования до- казательств в расследовании преступных деяний [4, с. 16].

Анализ законодательства в сфере уголовного судопроизводства позволяет утверждать, что интересующие субъектов расследования данные могут быть получены различными процессуальными алгоритмами:

  • -    в процессе проверки сообщения о преступлении - посредством истребования информации от операторов связи;

  • -    при реализации оперативнорозыскных мероприятий: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации;

  • -    при осуществлении следственных действий: контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, наложение ареста на почтовотелеграфные отправления.

Бесспорно, от вида реализуемого процессуального действия, возможности его производства на соответствующем этапе расследования преступлений зависит объем информации, получаемой от операторов связи. В то же время практика расследования противоправных посягательств свидетельствует о достижении максимальной информативности предоставляемых данных при комплексной реализации процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, образующих в своей совокупности тактические операции [5, с. 90-91]. " '

Проанализированная нами следственная практика раскрытия и расследования преступлений указывает, что механизм получения криминалистически значимых данных по установлению местонахождения потер певшего, маршрутов его перемещения виновными, используемых мест удержания основывается на получении субъектами расследования двух видов информации, обусловленных следующими следственными ситуациями:

  • 1)    известен абонентский номер и идентификационные данные жертвы, реже - абонентский номер преступников (83,3 %);

  • 2)    имеется предположение, что жертва и преступники совместно находились в определенное время в конкретном месте, однако информация о них минимальная (16,7 %).

Первая следственная ситуация наиболее характерна и объясняется несколькими факторами: во-первых, преступник и жертва по большинству противоправных посягательств, как правило, знакомы друг с другом, ранее встречались, общались, знают друг друга в лицо; во-вторых, сообщение о возможном преступлении поступает в правоохранительные органы от родственников, близких, знакомых потерпевшего, обладающих информацией о номере мобильного телефона и установочных данных жертвы, реже преступника. Данная ситуация имеет место и в том случае, когда жертва сама вырвалась, сбежала от преступников, достигла с ними промежуточных договоренностей (о передаче выкупа, имущества, совершении определенной сделки и т. п.).

Поскольку номер абонента правоохранительным органам известен, субъекты расследования определяют оператора связи, предоставляющего пользователю свои услуги, после чего получают биллинговые данные за интересующий период времени. Если же абонентский номер не установлен, но имеются данные о личности его владельца, то должностные лица правоохранительных органов запрашивают данные у всех операторов связи, предоставляющих свои услуги в конкретном регионе, на необходимое лицо. Затем получают у оператора связи детализацию телефонных переговоров по выбранным субъектом расследования номерам (используемым им мобильным устройствам (IMEI телефонов)).

Правовыми средствами истребования криминалистически значимой информации являются процессуальные, в том числе следственные действия, или оперативно-розыскные мероприятия, указанные нами ранее. При этом оператор связи обязан предоставить субъектам расследования запрашиваемые данные, в том числе персональные, в числе которых обрабатываемая операторами связи информация о времени соединения, абонентских номерах лиц, IMEI номерах телефонов, установочных данных лиц, при необходимости IP-адресах, адресах посещаемых сайтов и т. п. Сформированная к настоящему времени судебная практика отчетливо подчеркивает отсутствие в рассматриваемых случаях каких-либо нарушений тайны связи в действиях операторов, а при непредставлении запрашиваемой информации - в их (операторов связи) привлечении к административной ответственности1.

В процессе исследования предоставленной криминалистически значимой информации выделяется та, которая направлена на определение установочных данных лиц, звонивших или писавших сообщения жертве в предполагаемый период совершения преступления, или имеет отношение к нему. Определяются контакты жертвы с фигурантами в зоне действия базовой станции, устанавливается совместное пересечение зон базовых станций потерпевшим и преступниками. Полученные данные обязывают субъектов расследования запросить у операторов связи информацию о принадлежности интересующих абонентских или IMEI номеров конкретным лицам, установление которых обусловливает их отработку на причастность к совершенному преступлению.

Предоставляемые операторами связи биллинговые данные значительны по объему и содержат большое количество абонентских номеров и IMEI мобильных телефонов. При этом замена преступниками SIM-карт не изменяет IMEI мобильных телефонов, позволяя идентифицировать виновных, однако увеличивает количество обрабатываемой информации. Существенную помощь в проведении анализа и систематизации информации, полученной от операторов связи, оказывают специализированные криминалистические аппаратные комплексы, требующие для их использования привлечения специалистов. Обрабатывая полученные данные, специалист структурирует информацию по номеру абонента и IMEI его мобильного телефона, времени сеансов связи, а также по другим параметрам [6, с. 131]. Кроме того, использование специализированной криминалистической аппаратуры позволяет осуществить позиционирование мобильного телефона потерпевшего и преступников на местности и тем самым установить их местонахождение [7, с. 94].

Обобщаемая операторами связи информация не сводится лишь к фиксации данных о соединениях абонен- тов или к детализации произведенных ими переговоров. Имеющиеся у представителей коммуникационных сервисов возможности заключаются и в отображении на принадлежащих им ресурсах (серверах) данных, содержащих информацию об IP-адресах абонентов, перечне посещаемых ими сайтов и просмотренных страниц, передаваемых с помощью электронной почты или мессенджеров текстовых и графических материалах, географический охват получателей информации (в рамках, района, города, страны) [8, с. 10], а также иных данных, размещаемых абонентами в социальных сетях [9, с. 87]. Анализ информации, содержащейся в профилях социальных сетей и на их страницах позволяет установить год и место рождения пользователя, место его учебы или работы, выявить перечень друзей, определить местонахождение лица в определенный период времени (по размещенным материалам, фотографиям, видео и т. п.) [10, с. 181].

Сложно переоценить ценность указанной информации в установлении обстоятельств приготовления к совершению преступлений, выявлении угроз, поступавших потерпевшим, определении соучастников преступной деятельности, выяснении подобранных мест удержания жертв, а также приисканных транспортных средств, используемых для похищения и перевозки потерпевших.

Например, преступная группа под руководством Н. с целью принуждения потерпевшего Л. к продаже его квартиры совершили похищение последнего, затолкав его в автомобиль и перевезя к местам содержания (гараж, затем квартира). Установление местонахождения Л., мест его предварительного удержания и маршрута перевозки осуществлялось посредством получения криминалистически значимой информации от операторов связи, предоставивших детализацию телефонных соединений преступников. Исследование и осмотр предоставленной информации позволили определить дату и время выхода в эфир телефонов подозреваемых (номера IMEI, SIM-карт, абонентские номера, зарегистрированные на фигурантов) в районе определенных базовых станции2, тем самым изобличив виновных в совершенных преступлениях.

Более сложной является вторая следственная ситуация, характеризующаяся наличием предположения о том, что жертва и преступники совместно находились в определенное время в конкретном месте, однако информация о них минимальная (16,7 %). Выяснение установочных данных фигурантов требует осуществления последовательных действий:

  • -    определение временного периода, интересующего субъектов расследования;

  • -    установление базовых станций, регистрирующих криминалистически значимую информацию;

  • -    истребование необходимых данных у операторов связи;

  • -    анализ полученных данных и определение лиц, возможно причастных к совершенному деянию;

  • -    проверка выявленных лиц на причастность к совершенному преступлению.

С целью определения круга абонентов, которые могли находиться в интересующие время и в интересующем месте, должностными лицами правоохранительных органов проводится осмотр предполагаемого места происшествия (пропажи, похищения жертвы). К участию в осмотре привлекают специалиста, который проводит оценку радиоэлектронного облучения с помощью информационноаналитических комплексов3, устанавливая операторов связи, имеющих в данном месте базовые станции.

Используя комплекс правовых средств получения информации от операторов связи (процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий), субъекты расследования запрашивают данные, зафиксированные за определенный период времени в пределах конкретных базовых станций (последнего возможного местонахождения жертвы). Тактической особенностью отработки исследуемой следственной ситуации является получение и анализ биллинговых данных за трехдневный период до совершения преступления и трехдневных период после его совершения. Это позволяет выявить лиц, не проживающих в исследуемой местности, приезжих, гостей, отработав их в последующем на причастность к совершенному преступлению [11, с. 35]. ' -

Неизвестность абонентских номеров преступников и предполагаемой жертвы влечет получение от операторов связи огромного массива данных, изучение которого требует привлечения специалиста, использующего специализированную криминалистическую технику. Например, применяя аппаратно-программный комплекс «Сегмент-С» [12, с. 33], специалист выделяет совпадения по дате, месту, времени, кругу общения конкретных абонентов. Дальнейшее исследование данных о лицах, заин- тересовавших субъектов расследования, позволяет установить местонахождение преступников и их жертв, проанализировать маршруты их передвижения, выявить факты совместного нахождения фигурантов в определенное время на месте совершения преступления и в местах удержания потерпевшего [13, с. 6]. Таким образом, потенциал специальной криминалистической техники позволяет качественно обработать значительный массив информации о детализациях телефонных соединений и их привязках к базовым станциям, систематизировать полученные данные по заданным параметрам и в конечном счете решить задачи предварительного расследования, выявив криминалистически значимую информацию.

Отдельным направлением поиска преступников, установления их местонахождения и мест удержания жертв является использование данных из оборудованных в автомашинах модулей GPS- или GSM-сигнализаций. Работа данных устройств также строится на использовании SIM-карт и, соответственно, обобщении информации конкретного оператора связи или же на информации о нахождении транспортного средства, передаваемой дилерам. Рассматриваемое направление доказывания преступной деятельности может быть использовано при противодействии расследованию, организованном характере преступной деятельности, подготовке и совершении преступления без использования виновными средств сотовой связи. Технология истребования такого вида информации аналогична ранее описанным нами.

Выводы и заключение

Полученные результаты исследования информации, представленной операторами связи, фиксируются в протоколе осмотра предметов с привлечением специалиста. Законность производства осмотра предметов, содержащих информацию, ограничивающую конституционные права граждан, без получения судебного решения подтвердил в своем определении Конституционный Суд Российской Федерации4, а процессуальный порядок получения судебных решений на производство соответствующих действий уточнил в своем постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации5.

Таким образом, действующие законодательство и реализуемый механизм обобщения и предоставления операторами связи соответствующих услуг позволяют выявить лиц, причастных к совершению преступления, определить их установочные данные, а также обосновать совместное нахождение преступников и потерпевшего в определенное время и в определенном месте. Передаваемая операторам связи в автоматическом режиме мобильными телефонами информация вне зависимости от воли и желания абонентов подчеркивает их совместное нахождение в зонах конкретных базовых станций, а так- же их совместное перемещение в зоны других базовых станций. Привлечение специалиста, использующего специализированную криминалистическую технику, позволяет обобщить и структурировать информацию, полученную от операторов связи, а также установить местонахождение удерживаемого человека.

Список литературы Установление местонахождения и маршрутов передвижения участников преступной деятельности, связанной с перемещением и последующим удержанием потерпевших

  • Ковтун, Ю.А., Рудов Д.Н. Проблемные аспекты расследования мошенничеств, совершаемых с использованием мобильной связи // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 61-63.
  • Кучин, И.Ю., Иксанов Ш.Ш., Рождественский С.К., Коряков А.Н. Разработка системы позиционирования и контроля объектов с помощью беспроводной технологии Wi-Fi // Научный вестник НГТУ. 2015. т. 60. С. 130-146.
  • Изотова, А.Н. Роль идентификации в институте тайны связи // Закон. 2022. № 3. С. 47 - 57.
  • Цыкора, А.А. Тактико-криминалистические особенности производства следственных действий, связанных с получением и исследованием информации, передаваемой по техническим каналам связи: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2013. 28 с.
  • Драпкин, Л.Я., Иванов К.Г. К вопросу о понятии и сущности поисковых тактических операций в раскрытии и расследовании преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. № 1 (4). С. 90-93.
  • Гаспарян, Г.З. Расследование хищений денежных средств, совершенных с использованием информационных банковских технологий: дис. … канд. юрид. наук. М., 2020. 300 с.
  • Ковалев, С.Д., Курысев К.Н., Полуянова Е.В. Позиционирование мобильных телефонов в сотовых сетях связи при реализации оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи» // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 2 (43). С. 93-97.
  • Колычева, А.Н., Васюков В.Ф. Расследование преступлений с использованием компьютерной информации из сети интернет: учеб. пособ. / под ред. А.Г. Волеводза. М., Проспект. 2020. 200 с.
  • Осипенко, А.Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 83-91.
  • Хайдаров, А.А. Использование возможностей социальных сетей и мобильных устройств для защиты адвокатами прав и законных интересов подозреваемых (обвиняемых) и выявления прокурорами нарушений по уголовным делам // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 5. С. 179 - 187.
  • Себякин, А.Г. Анализ информации о соединениях между абонентами, использование его результатов в раскрытии и расследовании преступлений // Полицейская и следственная деятельность. 2018. № 4. С. 29-38.
  • Дерюгин, Р.А. Специализированная криминалистическая техника, предназначенная для анализа и обработки информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами // Полицейская и следственная деятельность. 2016. № 3. С. 32-35.
  • Антонов, О.Ю. Тактика получения и использования криминалистически значимой информации от операторов связи // Российский следователь. 2020. № 4. С. 3-7.
Еще
Статья научная