В приоритете – люди, техника, чернозем

Автор: Людмила Черноносова

Журнал: Фермер. Черноземье @vfermer-chernozemye

Рубрика: Обмен опытом

Статья в выпуске: 1 (1), 2017 года.

Бесплатный доступ

Добираться до села Отскочное Хлевенского района по хорошим липецким дорогам одно удовольствие. По рекомендации главы администрации района я приехала на встречу с фермером Владимиром Ивановичем Коротких. Пришлось ждать – Коротких был занят, знакомил с хозяйством немецких коллег. В уютной столовой, больше похожей на современное городское кафе, я коротала время с французами, которые тоже ждали встречи с фермером. Первое, на что я обратила внимание при знакомстве, – руки Владимира Ивановича: большие натруженные ладони с крепкой хваткой, руки крестьянина.

Короткий адрес: https://sciup.org/170177822

IDR: 170177822

Текст статьи В приоритете – люди, техника, чернозем

– А знаете, я ведь не фермер, не очень жалую это слово. Когда регистрировал свое хозяйство, оказалось, что можно обойтись без этой ненужной терминологии, а быть просто крестьянским хозяйством, так и называется КХ «Речное». Работаю уже 25 лет, и с каждым годом интереса к делу все больше и больше, – в общении Владимир Иванович прост, открыт и не старается казаться не собой, говорит прямо, не стесняется сказать, пусть и не всегда приятную, но правду. В интернете активно просматривается ролик, где Коротких ругает конструкторов и разработчиков отечественной техники за неправильные технические решения.

– Считаю, что в работе мне помогло то, что я не имел никакого сельскохозяйственного образования, поэтому, как губка впитывал все новое, изучал современную технику, посещал семинары, и все полученные знания проверял на практике. Я начал с покупки техники, так как вовремя понял, что в современном производстве получить хорошие результаты можно, только работая на высокопроизводительных машинах, все время отслеживая и приобретая новые разработки. В моем хозяйстве много новинок, в основном, импортного производства. По кормозаготовкам

Вид на КХ «Речное»

работает только импортное оборудование. Я, конечно, покупаю отечественное. Есть два К-700, но по управлению и маневренности они проигрывают импортным тракторам. Гидравлика отстает от зарубежных аналогов.

На 60 млн рублей в этом году купил техники. Хочется помогать нашим заводам, а получается, что финансирую зарубежных производителей. Купил пресс-подборщик за 12 млн руб., косилку за 5,5 млн руб., грабли 3 млн с лишним, два John Deere, два перегруза, две телеги – дефекат вносить. Практически 10% от выручки каждый год вкладываю в приобретение техники и оборудования. Не все покупки оказываются удачными и востребованными, продаю, покупаю другое.

Хозяйство у Коротких большое, 9300 га в Хлевенском районе и 1300 га в соседней Воронежской области. Перечислять все выращиваемые культуры долго, это и пшеница, и кукуруза, и подсолнечник, и соя, под свеклу отведено больше 1000 га, и многое другое. Не только современная техника работает на полях КХ «Речного», здесь применяются самые передовые технологии.

– Задача современных технологий возделывания земли, как мне видится, состоит не столько в получении больших результатов и прибыли, сколько в сохранении плодо- родного слоя. Это вопрос скорее не экономический, это вопрос жизни будущих поколений. Идея «если бросите пахать – станете богаче» не в том, что под богатством понимаются деньги, а богатая сохраненная природа. Наш чернозем, который создавался веками, выдувается ветром, смывается дождем.

Последние 50-60 лет начали мы интенсивно обрабатывать землю, но как? Половину земли используем, половина отдыхает. А техника мощная, так пашет! Выработали участок, урожаи упали – переходим на другой участок, и снова все соки жмем

В. И. Коротких из земли. В итоге земля превратится в пустое место, весь плодородный слой исчезнет, а восстановить его при жизни одного-двух поколений не получится.

Технология сбережения плодородия несложная. Мы сейчас имеем такую технику и препараты, что можем, например, сегодня убрать поле, в ночь внести удобрения, верхний слой разрыхлить на 3-4 см, закрыть влагу и удобрения, следом дать калий, и прорыхлить на 15 см. Если под свеклу – 150 кг фосфора и 150 кг калия, под кукурузу своя коллекция удобрений. Тут же удобрения замешиваем и даем кислород микроорганизмам, но не трогаем те микроорганизмы, которые живут глубже, сохраняем естественные процессы почвообразования. И тут же сеем сидерат, горчицу, например, или фацелию, а еще лучше смесь, и все это в очень короткий срок.

Например, убираем озимую пшеницу в начале июля, к концу июля уже получаем всходы сидератов. Если их не успевает побить мороз, и я вижу, что они перерастают, а значит, будут нависать над сеялкой при прямом севе и хуже измельчаться, тогда пускаем на поле турбокультиваторы. Можем за сутки обработать 500 га двумя тракторами, не вскрывая верхний слой, разрушить его и закрыть влагу, не напрягаясь измельчить растительные остатки. Если время сева, то сразу сеем.

После пшеницы, которой 2500 га, на двух участках, примерно поровну, сеем свеклу и кукурузу или подсолнечник, потому что пшеница хороший предшественник для этих культур. В чем плюсы? Земля будет закрыта, не улетит с пылью, будет всегда засеяна, верхний слой перемешан.

Мы можем ежегодно работать в полную силу на всей земле, ничего не пускать под пар, обрабатывать землю, не трогая нижний слой. И нам выгодно, и потомки спасибо скажут.

В КХ «Речное» работают 220 человек. Это для них выстроена новая столовая с самым современным оборудованием, с красивой мебелью и уютным интерьером. Для тех, кто в поле, обеды доставляются прямо к комбайну. Недостатка в рабочих нет, в хозяйстве хорошие зарплаты, люди дорожат работой. Коротких разработал свою систему оплаты труда. Премию получают не просто за то, что

На кухне столовой КХ «Речное»

хорошо работаешь, а строго по результатам, полученным с каждого поля.

– Заработки у механизаторов за прошлый год по одному миллиону рублей, и больше. Все зарплаты белые. Веду учет по каждому полю, кто и сколько на этом поле работал, сколько с этого поля пришло денег, и определенный процент от выручки за урожай я отдаю, работавшим на этом поле, как премию. Кто на что-то способен, работают много и много зарабатывают, и стимулируют своим примером других.

Четвертый год работаю по этой системе: именно с этого поля и именно этим людям, рассчитывая из цены реализации. Премировать просто хороших работников не имеет смысла, есть хорошие специалисты, не пьют ни курят, но и особо не работают. Премия из личных оценок необъективна. Как-то с бухгалтером после всех подсчетов проводили эксперимент – я не знал, что насчитано и кому, бухгалтер называла мне из списка фамилию, а я, исходя из сложившегося о работнике мнения, называл сумму премии, и оказалось, что мои предположения и расчеты по результату очень разнятся. Звучит фамилия, я говорю – ему 300 тысяч рублей, а по подсчету оказалось, что премии он заработал 500 тысяч рублей! За прошлый год этот механизатор, кстати, заработал 1 млн 450 тыс. рублей, но он с весны выехал в поле и пахал до поздней осени. Он не просто себе заработал, он всем заработал, 13% налогов заплатил, а я за него все положенное заплатил тоже в виде налогов, а это почти полмиллиона. Вот насколько от труда одного человека пополнились бюджеты и района, и области. А это возможности для развития и процветания.

Стараюсь максимально показать, что могут зарабатывать люди, хозяйство целиком и какие налоги мы можем платить. К сожалению, не все это понимают. В прошлом году мои работники заплатили 11 млн рублей подоходного налога. И хозяйство заплатило 60 млн рублей различных налогов. Я работаю открыто, показываю, что можно иметь с гектара, как можно работать и для себя и для людей. Жалуемся на государство, что больницы, школы, дороги не финансируются, а что мы даем, чтобы были на все это средства? Стараюсь на своем примере проявить в людях чувство ответственности за наше общее дело.

В 2006 году Владимир Иванович Коротких из рук Президента РФ подучил награду «ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В хозяйстве выстроен современный животноводческий комплекс, цех переработки. На средства Коротких отремонтированы: детский сад, клуб и ФАП в Фомино-Ногачевке, отреставрирована церковь в Дми-тряшевке, восстанавливаются военные мемориалы, строится жилье для рабочих. И, к слову, в столовой-кафе принципиально не продается никакой алкоголь, барная стойка только для чая и кофе.

Людмила Черноносова f

Статья