Вечная слава солдатам Великой Отечественной
Автор: Санжиева Татьяна Ефремовна
Статья в выпуске: 2, 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена истории одной семьи - Тармахановых, члены которой были участниками Великой Отечественной войны, а старший сын К. Е. Тармаханов участвовал еще и в Первой мировой войне на тыловых работах. По имеющейся информации прослежена солдатская служба членов семьи Тармахановых: в каких воинских подразделениях служили, какое военное звание имели, какими наградами были награждены. В статье использованы источники личного происхождения: воспоминания Е. Е. Тармаханова, который, будучи профессиональным историком, сохранил информацию о своем боевом пути. Данных об остальных членах семьи мало и подробности их службы малоизвестны, в частности, на каких именно фронтах они воевали. Собранный материал показывает типичную историю советской семьи. Четверо из семьи участвовали в боевых сражениях и все вернулись с фронта.
Великая отечественная война, служба в армии, семья, тармахановы, западный фронт, восточный фронт
Короткий адрес: https://sciup.org/148331416
IDR: 148331416 | УДК: 94(47+57)” | DOI: 10.18101/2305-753X-2025-2-11-17
Текст научной статьи Вечная слава солдатам Великой Отечественной
Санжиева Т. Е. Вечная слава солдатам Великой Отечественной… // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2025. Вып. 2. С. 11–17.
Война всегда тяжело отражается на жизни людей: тревога за воюющих родных, тяжелый труд в тылу, горе от потери близких. Мир пережил две мировые войны, многие не вернулись с фронта… Весь советский народ встал на защиту Родины, в стране все семьи отправили на войну своих сыновей и дочерей. Каждая семья бережно хранит память о своих родственниках.
Данная статья посвящена истории одной семьи — семьи Тармахановых, члены которой прошли фронт и вернулись домой. Статья основана на источниках личного происхождения: опубликованных воспоминаниях Е. Е. Тармаханова в сборнике, составителем и ответственным редактором которого является Л. В. Курас, «Дорогой мой человек», и в монографии А. Д. Бадмаева и Е. Н. Хан-таковой «Тармаханов Ефрем Егорович: ученый, педагог, организатор научной школы». Ценные сведения представлены в сборнике материалов «Возрождение духа», подготовленном по инициативе осинско-боханского землячества «Нютаг», где собраны данные об участниках Великой Отечественной войны, выходцах из Осинского и Боханского районов Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Устные воспоминания, сохранившиеся из рассказов Е. Е. Тармаха-нова в семейном кругу, воспроизведены автором статьи. Достоверные сведения дал сайт «Подвиг народа», основанный на архиве Министерства обороны, однако в нем нет сведений о Е. Е. Тармаханове.
Егор Тармаханович Махутов (1865–1935) — уроженец улуса Ирхидей Бала-ганского округа Иркутской губернии, дети и внуки которого героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, был женат дважды: в первом браке у него родилось двое сыновей, Кирилл и Григорий, младший сын умер в детстве. Когда скончалась жена, Егор Тармаханович женился во второй раз на Екатерине Никоновне Абгулдаевой (1884–1970). У них родилось 16 детей: семеро умерли при родах, трое в детстве, шестеро — Устинья, Софья, Прасковья, Евдокия, Ефрем и Михаил — прожили долгую жизнь. Из семерых детей Е. Т. Ма-хутова на фронт ушли Кирилл и Ефрем. У старшего сына Кирилла Егоровича было семеро детей: Кристина, Сидор, Демьян, Владимир, Устинья, Александр и Аполлон. Младший сын умер от болезни в молодости, двое старших были призваны на фронт, остальные призыву не подлежали по возрасту.
Старший сын Е. Т. Махутова Кирилл Егорович Тармаханов (1895–1965) — участник двух мировых войн. В 1916 г. был мобилизован на тыловые работы по императорскому указу о «реквизиции инородцев на тыловые работы» от 25 июня 1916 г. для создания укреплений на прифронтовых территориях. Мобилизации подлежали мужчины, рожденные в 1885–1897 гг., от 19 до 31 г., кроме воспитанников учебных заведений, должностных лиц волостных и сельских управлений, лиц, состоящих на государственной службе и буддийского духовенства, включая хувараков [4, с. 20–21]. По данным мобилизационного отдела штаба Иркутского военного округа, было мобилизовано 20 878 бурят, из них по Иркутской губернии — 9 061 чел., по Забайкальской области — 11 817 чел. [3, с. 21] Большая часть мобилизованных была направлена в Архангельск, где они прокладывали железнодорожную ветку по льду Белого моря, восстанавливали порт и разрушенный взрывом военный склад, занимались лесозаготовками, другая отправлена на окопные работы северо-западного фронта и немногие были распределены по предприятиям, работающим на войну.
По сведениям его младшего брата Ефрема Егоровича, Кирилл Егорович работал в Архангельске на оружейном заводе. Более подробной информации, к сожалению, нет.
Мобилизованные буряты жили и работали в тяжелых условиях. Для них были приготовлены товарные вагоны, наспех построенные казармы, кому не хватило там мест, были вынуждены рыть землянки. Питание состояло из 1½ фунта черного хлеба, ¼ фунта гречневой крупы и нескольких золотников скотского или оленьего жира. У кого были деньги, покупали себе питание, но большинство сидело на казенном пайке [5, с. 171]. Сырой климат, холод, полуголодное суще- ствование тяжело отразились на здоровье людей. Медицинская помощь больным не оказывалась, их определяли в отдельные помещения, где прикомандированные солдаты кормили, ухаживали за ними и хоронили умерших. Кириллу Егоровичу повезло — он выжил и вернулся домой, но, когда и при каких обстоятельствах, неизвестно. Поскольку после победы февральской революции обстановка в стране изменилась, Бурнацком, первый легитимный орган управления бурятами, требовал возвращения с фронта «реквизированных» бурят. Временное правительство издало указ об освобождении «реквизированных инородцев» 5 мая 1917 г., но фактическое возвращение началось с середины лета 1917 г. Кроме того, еще до принятия указа наиболее отчаянные буряты сбежали домой. Скорее всего, Кирилл Егорович вернулся в родной Ирхидей после официального разрешения.
С началом Великой Отечественной войны был объявлен призыв военнообязанных на фронт. Первыми были призваны мужчины 1905–1918 годов рождения, затем мужчины более ранних и поздних годов рождения, 10 августа — 1890–1904 и призывники 1922–1923 годов соответственно. Жители Иркутской области направлялись в Забайкальский военный округ. К. Е. Тармаханов попал под вторую мобилизацию, однако сведений о том, когда именно он ушел на фронт, не сохранилось. В документах сайта «Подвиг народа» указано, что Кирилл Егорович служил в звании «красноармеец». Место службы: 238 орвб — отдельный ремонтно-восстановительный батальон автомобилистов1. Как оказалось К. Е. Тар-маханов воевал на 3-м Белорусском фронте, участвовал во взятии Кенигсберга.
В соответствии с решением Ялтинской конференции весной 1945 г. СССР продолжал наращивать группировку войск на Дальнем Востоке. В составе частей Красной Армии с западного фронта К. Е. Тармаханов был направлен на Забайкальский фронт. Об этом вспоминал его младший брат Ефрем Егорович Тарма-ханов. Более подробной информацией мы не располагаем. К. Е. Тармаханову сопутствовала солдатская удача, он вернулся домой. Приказом от 5 ноября 1946 г. К. Е. Тармаханов был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Медаль была вручена в Осинском райвоенкомате Иркутской области2.
Младший брат Ефрем Егорович Тармаханов (1922–2016) окончил Бильчир-скую семилетнюю школу, среднее образование он получил на педрабфаке Бурят-Монгольского педагогического института, окончание которого совпало с началом Великой Отечественной войны. В начале июня 1941 г. Е. Е. Тармаханов вернулся из Улан-Удэ в Ирхидей с аттестатом о среднем образовании, планируя продолжить обучение в Бурят-Монгольском пединституте. Война изменила планы. В опубликованных воспоминаниях Ефрем Егорович пишет: «…всех ровес- ников призвали, а мне повестка не приходила, тогда я поехал в Боханский райвоенкомат. Оказалось, что личное дело было потеряно, а военком сказал: «Молодой еще, успеешь повоевать» — и отправил меня домой» [2, с. 12–13]. Он ждал повестку лето и осень, наконец, не выдержал, посчитав, что отсиживаться в тылу недостойно, и в декабре 1941 г. поехал в Бохан, чтобы уйти на фронт добровольцем. В военкомате, когда стали заполнять документы, чтобы попасть на фронт, он прибавил себе год, вместо 1923 г. сказал, что родился в 1922 г. Дату рождения назвал наугад: 5 октября. Ефрем Егорович не знал точной даты своего рождения, по словам матери, родился в Покров, т. е. 14 октября. Таким образом, фактическая дата рождения Ефрема Егоровича 14 октября 1923 г., но в последние годы жизни он принимал поздравления от семьи и учеников 15 октября, считая, что в церковный праздник нельзя отмечать свои даты.
Став красноармейцем, Е. Е. Тармаханов был направлен в Улан-Удэ в конное депо, которое находилось в Южлаге. Оттуда часть перевели в Читинскую область на станцию Сохондо, где они пасли табун монгольских лошадей в 1 000 голов. Поскольку у него было среднее образование, то его назначили командиром отделения. Солдаты, пасшие лошадей, не имели крыши над головой и их не кормили. Пропитание приходилось добывать самим. Старший офицер, лейтенант, часто звал в штаб, чтобы он помог писать документы.
Вместе с табуном лошадей на поезде Е. Е. Тармаханов был направлен на запад, на фронт. Прибыв в г. Ковров Ивановской области, он был зачислен в 123-ю стрелковую бригаду и направлен на Ленинградский фронт [1, с. 34]. В семейном кругу он рассказывал, что их отправили на корабле в трюме, который был заполнен углем, солдаты погрузились друг на друга. Он оказался в самом низу, когда они пересекли Ладожское озеро и стали высаживаться, то он не смог встать на ноги и какое-то время полз на четвереньках. Немного отдохнув, бойцы двинулись дальше, но оказалось, что Е. Е. Тармаханов оставил винтовку на берегу. Ему пришлось бегом вернуться за оружием: «Мне надо воевать, а чем я буду стрелять! Я очень испугался».
В начале ноября 1942 г. Е. Е. Тармаханов попал на передовую. В задачу 123-й стрелковой бригады входило движение с боями навстречу Волховскому фронту. В условиях холодной балтийской зимы внутри блокады они сражались за город Ленинград, за освобождение Родины от фашистских захватчиков. За проявление героизма 22 декабря 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Е. Е. Тармаханов был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
12 января 1943 г. началась наступательная операция «Искра» силами Ленинградского и Волховского фронтов. 18 января в 9.30 утра 123-я отдельная стрелковая бригада 67-й армии Ленинградского фронта встретилась с частями 327-й дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта. Это был первый прорыв блокады шириной в 9–11 км. Ефрем Егорович рассказывал о радости, переполнявшей воинов: «Мы шапки вверх кидали, обнимались». Героизм солдат, таких как Еф- рем Егорович Тармаханов, позволил открыть «дорогу жизни» по льду Ладоги, что облегчило жизнь осажденного Ленинграда.
К 20 января 1943 г. 123-я стрелковая бригада наступала на Синявинские высоты. Атаки других подразделений были безрезультатны и только 123-я стрелковая бригада продвинулась в сторону Синявино. Е. Е. Тармаханов рассказывал, что за эти бои его представили к медали «За отвагу», но 30 января 1943 г. он был ранен и попал в госпиталь, затем вывезен через Ладогу на Большую землю. Ему повезло во второй раз, несмотря на бомбежку Ладоги он выбрался из блокадного кольца. С этого момента началась госпитальная жизнь: сначала в г. Сокол Вологодской области, затем г. Усолье на Урале. Домой вернулся в августе 1944 г. раненым, поступил в Бурят-Монгольский пединститут, а затем на костылях уехал учиться на исторический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.
В 1941–1945 гг. 490,2 тыс. женщин были призваны на фронт. Среди них Кристина Кирилловна Тармаханова (1922–2019) была призвана Забайкальским военным округом и направлена на восточный фронт. На сайте «Подвиг народа» материал о ней еще не загружен. Автором статьи был задан двоюродной сестре вопрос: «Почему ты пошла на фронт?» «Повестка пришла», — ответила она. Сожалею, что не попросила рассказать более подробно.
К. К. Тармаханова после окончания Бильчирской семилетней школы трудилась в колхозе «Улан-Ирхидей». Повестка пришла в 1942 г. Кристина Кирилловна начала службу в Чите, где прошла обучение на курсах телефонистов. Ее направили в Борзю, оттуда в Даурию. В качестве телефонистки она участвовала в боевых действиях в Маньчжурии. За качественное и дисциплинированное выполнение обязанностей телефонистки была награждена медалью «За победу над Японией» [4, с. 177]. В конце 1945 г. К. К. Тармаханова была демобилизована из армии и вернулась в родной Ирхидей, где работала в колхозе до выхода на пенсию, вышла замуж за С. Федорова, родила четверых детей. Осинский район по достоинству оценил ее заслуги, присвоив звание «Почетный гражданин Осинского района».
Последними на фронт были призваны военнообязанные 1927 года рождения. Старший сын Кирилла Егоровича Сидор Кириллович Тармаханов (1925–1997) после окончания Бильчирской семилетней школы работал в колхозе «Улан-Ирхидей». В Красную армию был призван в 1943 г. Боханским райвоенкоматом. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны повернул движение фронта на запад, исход войны был предрешен. Поэтому юношей, достигших призывного возраста, стали направлять на восточный фронт.
Сидор Кириллович Тармаханов военную службу начал в Монголии в Улан-Цирике рядовым снайпером, здесь он вступил в ряды ВЛКСМ. В ходе советско-монгольской операции в Маньчжурии уже в звании ефрейтора С. К. Тармаханов служил в 76-м мотострелковом полку. Он участвовал в переходе через хребет Хинган, проявив мужество и героизм. Приказом от 2 сентября 1945 г. был награжден медалью «За боевые заслуги». На сайте «Подвиг народа» приведено описание подвига: «…за то, что он в период боевых действий против японских захватчиков с 9 августа 1945 г. в трудных условиях форсирования хребта Большой Хинган проявил мужество и отвагу. Личным примером воодушевлял своих товарищей на выполнение боевого задания»1. За участие в разгроме японской армии С. К. Тармаханов был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Японией» [4, с. 166]. Вернувшись с фронта, С. К. Тармаханов жил и работал в Ирхидее.
Четыре члена семьи Тармахановых воевали на фронте Великой Отечественной войны, только об одном из них — Ефреме Егоровиче — сохранены полные сведения. Но данных о том, на каком фронте в боях с фашистской Германией и милитаристской Японией был Кирилл Егорович Тармаханов, воевали Кристина Кирилловна и Сидор Кириллович Тармахановы, нет.
Безвозвратно уходит память о солдатах Великой Отечественной войны: многие дети и внуки уже не знают ничего о боевом пути своих родственников. Одной из причин этого стало нежелание участников войны рассказывать подробности военной службы.
Судьба одной семьи — это история всей страны. Каждый участник Великой Отечественной войны — Герой! Своим ратным подвигом они победили фашизм и милитаризм, они принесли мир всей планете. Они воевали, не думая о себе, мечтая только о будущем, чтобы их потомки жили под мирным небом и у них никогда не было угрозы войны. Уходят поколения и из памяти стираются боевые заслуги солдат Победы. Наша задача — сохранить их имена!