Великая отечественная война в контексте проективности истории
Автор: Курочко Михаил Михайлович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 7, 2010 года.
Бесплатный доступ
В данной статье Великая Отечественная война рассматривается в контексте проективности истории и ее онтологических оснований. Автор показывает, что история есть реализация мегапроектов определенными социальными субъектами.
Проект, мегапроект, проективность истории, онтология, бытие, ничто, Россия, запад, великая отечественная война
Короткий адрес: https://sciup.org/170165444
IDR: 170165444
Текст научной статьи Великая отечественная война в контексте проективности истории
В аналитике Великой Отечественной войны в большей степени преобладает оптика материалистическо-экономического детерминизма. При этом ход событий предвоенного и военного времени рассматривается как движение из прошлого через настоящее к будущему. Так формируется соответствующий вектор истории и ее восприятия. Формируется и представление о неизбежности Второй мировой войны и Великой Отечественной как ее составной части.
В аналитике проективно-деятельностного подхода история мыслится иначе. Центральным в этом подходе является понятие проекта. Проект (лат. projectus – выступающий вперед) современными философскими словарями определяется как прототип, прообраз предлагаемого объекта1. Ч-еловек как проект есть проброшенное в будущее и вовне сущее, обретающее свою самость и сущность. Ч-еловек не есть нечто статическое, фиксированное, данное, но как отложенное, выброшенное вовне, как заданное. Ч-еловек есть существо трансцендирующее, выходящее за границы собственной эмпирической наличности.
Утвердилось мнение, что проективность характерна только для Нового времени. Широко известно высказывание К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»2. Б-.Г. Соколов однозначно утверждает, что проективность – базовая характеристика новоевропейского типа сознания3.
КУРОЧКО Михаил
Но пафос проективности был известен и в седой древности. Проективность – центральное понятие Б-иблии, представленное в образах творения, замысла Б-ожьего, божественного домостроительства. Проективность есть сущностно-экзистенциальная характеристика личности и общества, модус их бытия. Ч-еловек как проект – это проброшенность в будущее из свободы собственного бытия и движение к себе и своему настоящему из будущего. Прошлое – это отраженное во времени, реализованное или нереализованное движение к собственному проекту, который и есть самореализация личности и общества. Проект – это мечта. Прошлое как часть истории есть опыт реализации проективнос- ти, опыт обретения мечты. В горизонте проективности история движется не из прошлого через настоящее к будущему, а наоборот, из будущего через настоящее в прошлое. Проективность есть обратная перспектива истории. А- прямая перспектива истории явлена экстраполяцией тенденций настоящего. В прямой перспективе негативные тенденции настоящего оборачиваются концом истории, аннигиляцией личности и общества. Прямая экстраполяция – это диктатура настоящего. На эту стратегию и уповают господствующие социальные группы, классы и страны в нынешней архитектуре мира1.
Основой проективности личности и общества является субстанциональная свобода человека, которая позволяет ему воплощать различные проекты себя, сформированные на разных онтологических основаниях.
Классификация социальных проектов возможна по нескольким основаниям. По генезису выделяются теогенные (создаются Б-огом или богами), социогенные (создаются той или иной социальной группой – орден, партия, научная школа и др.), антропогенные (создаются отдельными людьми) проекты. Теогенные проекты являются метафизическими, а социогенные и антропогенные – позитивистскими. По масштабам социальные проекты бывают локальными (действуют на уровне отдельного социального института, общества), региональными (действуют на уровне того или иного геополитического района), цивилизационными (объединяют ряд государств и обществ в самостоятельную цивилизацию), глобальными (действуют в масштабах планеты). Типы социальных проектов можно классифицировать по времени: кратковременные (их действие ограничено несколькими годами); средние, или эпохальные (распространяются на ту или иную временную эпоху: средневековые проекты, проект модерна и др.); долговременные, или общеисторические (включают в себя несколько временных эпох, реализуются на основе архетипов, паттернов, образов, идей и действуют на протяжении всей истории, включая крат- ковременные и эпохальные проекты как частные случаи). По характеру используемых средств социальные проекты могут быть агрессивно-милитаристскими и мироустроительными.
По морально-нравственному основанию проекты социального бытия характеризуются дихотомичностью и образуют два взаимоисключающих вектора проективности истории. История становится пространством противоборства проектов социального бытия: борьбы зла и добра, господства и социальной справедливости, порабощения и взаимного сотрудничества. В этом плане война выступает как сознательная проективная деятельность определенных социальных исторических субъектов. Посредством войны уничтожается одна и формируется другая архитектура мира, его облик, характер отношений, создается иное по своему содержанию и характеру социальное бытие. Субъекты проективности организуют его в контексте своего представления о будущем, в рамках своего проекта истории. Война – одно из средств проективной деятельности исторических субъектов. Государство и армия – это органы воплощения и защиты той или иной проективности социального бытия.
По мере развития и преемственности человечества эти проекты накладываются друг на друга и вступают в различные по форме и способам модели взаимодействия. Геополитический и культурный ландшафты выражают парадигмальность проективности. В своем крайнем геополитическом и культурном пределе проективность принимает также формат биполярности, как противостояние суши и моря, Е-вразии и А-тлантики. К этой позиции присоединяется и цивилизационный подход, отражая биполярность Востока и Запада как цивилизаций.
Б-удущее человеческой истории определяется созидательной и преобразовательной силой труда, проективного по своему характеру, ибо труд созидает то, чего нет в природе. И в этом от ношении трудящийся – есть подлинный творец истории и мироздания.
Данная дихотомия была центральной и для средневековья. А-.Я. Гуревич отмечал, что средневековую европейскую цивилизацию называют «цивилизацией труда», что в проповедях того времени священники, рыцари и трудящиеся, сотворенные
Б-огом, противопоставляются бюргерам и ростовщикам как порождению демонических сил1. Средневековье как «цивилизация труда» характеризуется соответствующей проективностью, коренящейся в Б-оге и его домостроительных замыслах. Новое время – это реакция проективности капитала и обожествленной человеческой рациональности. Все это имеет прямое отношение к Р-оссии. В эпоху средневековья она становится наследницей Второго Р-има – Византии, противостоящей отпадавшему от практик христианского средневековья Западу. В этом содержание военной интервенции Запада против Р-оссии в средневековую эпоху. А- в ХХ в. Р-оссия в форме СССР- станет «цивилизацией победившего труда».
В контексте культурно-исторического развития человечества Новое время выдвигает несколько социальных проектов. Первый – либерально-буржуазный. В нем – тотальное господство индивида, его частных интересов. Е-го символом станет стремление к прибыли, капитал станет выражением протестантского понимания святости. Итог – торжество финансового капитала. Р-еализация этого проекта спровоцирует войны по всему миру, колонизацию и неоколонизацию. Следует помнить, что фашизм как основной фактор и средство Второй мировой войны определялся как крайняя степень реакции мирового финансового капитала. Данное определение ныне не в почете. А- попытки по указанию Б-.Н. Е-льцина дать новое научное определение фашизму к позитивным результатам не привели. Отказ от определения фашизма создает предпосылки исторического оправдания главных организаторов Второй мировой войны, на совести которых миллионы жизней, и это, прежде всего, англо-саксонский мир и мировые финансовые группы.
Второй проект – националистический. Здесь абсолютизируется нация, род. Е-го символом является принцип крови. Наиболее ярким выражением националистического проекта явится национал-социализм Германии, известный всему миру как немецкий фашизм. Он формально станет реакцией на либерально-буржуазный проект, но по сути будет его непосредственным порождением и средством завоевания мирового господства финансовым капиталом2. Существенной особенностью его будет абсолютизация нации, возврат к древним языческим древнегерманским верованиям, к автохтонным культам и магическим практикам господства. В деятельности «А-нанэрбе» возрождается образ карлика Миме и символика выкованного им в преисподней меча Зигфрида3.
Третий проект – коммунистический. Он также будет реакцией на либерально-буржуазный проект. Коммунизм абсолютизировал класс пролетариата, человека труда. В большей степени этот проект воплотится в Р-оссии-СССР-. Е-го особенность – он станет русским по духу. Р-усский коммунизм в новых исторических условиях станет формой существования русского духа в ХХ в. Только поэтому, метя в коммунизм, можно было в годы перестройки4 попасть в Р-оссию (А-. Зиновьев).
Великая Отечественная война станет войной проектов истории. Е-е участники утверждали разные образы социального бытия и мироустройства. Один был нацелен на сотрудничество всех народов, другой – на собственное выживание за счет уничтожения всех остальных как неполноценных. Третий утверждал свободу индивида при тотальном забвении интересов и ценностей социальных организмов и общностей. Смысл и содержание Великой Отечественной войны в полной мере раскрывается только в контексте большого исторического времени.
Неспроста идеологи Запада утвержда- ют идею конца истории. В ХХ в. война станет формой взаимодействия этих проектов истории и мироустройства. А- разве в наши дни субъекты этих проектов исчезли? Формально – да. Нет фашистской Германии, пал Советский Союз. Торжествует либерально-демократический проект. В лице США- он победно шествует в форме либерально-капиталистического проекта глобализации.
Но поражение советского проекта еще не есть поражение того мегапроекта, частным проявлением которого он был в ХХ в. В этой связи следует отметить, что Р-оссия практически на всем протяжении истории являла собой определенную проективную альтернативу как Западу, так и Востоку1. Данная альтернативность – не исключение в эпоху современной глобализации.
Феномен победы в Великой Отечественной войне должен быть осмыслен в контексте противостояния больших проектов истории, действующих на всем ее протяжении. Мы должны заново переосмыслить свое историческое прошлое, против которого сейчас ведется невиданная по своим масштабам и интенсивности война. Не является исключением и дискредитация символа и образа Победы советского народа над фашистской Германией. Р-оль этой победы будет возрастать, потому что на уровне проективности борьба только усиливается, принимая новые формы и технологии противостояния и ведения войны. В условиях господства однополярного капиталистического проекта глобализации, когда фашизм может стать поистине мировым явлением, мир нуждается в спасении от новых форм геноцида, социал-дарвинизма, расизма и в альтернативах истории. В этом исторический шанс и призвание Р-оссии.
Победа – это не разовое историческое событие. Это – дух истории. И дается он тем, кто его достоин, на чьей стороне историческая правда и социальная справедливость.