Верхнеудинский городской народно-революционный комитет как преемник городской управы г. Верхнеудинска
Бесплатный доступ
В статье на основе анализа Закона о выборах в местные, сельские, волостные, городские и уездные органы Управления Дальне-Восточной Республики от 3 июня 1920 года рассматриваются основные механизмы и особенности новой избирательной системы, предложенной Советским правительством, на примере города Верхнеудинск. Анализ Закона о выборах дополняют материалы Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ), посвященные изучаемому периоду. При работе с фондом Ф.Р.-15. - «Верхнеудинский городской народнореволюционный комитет» появляется возможность воссоздать наиболее полную картину выборного процесса, необходимого для становления качественно нового аппарата городской власти.
Дальневосточная республика, верхнеудинск, городское самоуправление, городской народно-революционный комитет, выборы, избирательная система, советская власть
Короткий адрес: https://sciup.org/148315811
IDR: 148315811 | DOI: 10.18101/2305-753X-2018-1-57-61
Текст научной статьи Верхнеудинский городской народно-революционный комитет как преемник городской управы г. Верхнеудинска
Статья выполнена при поддержке гранта на проведение инициативных научных исследований Бурятского государственного университета 2018 г. «Основные направления деятельности Забайкальского областного аппарата в условиях трансграничья (вторая половина XVIII – начало XX вв.)» № 18-09-0502
В 1920–е гг. мощнейшую державу мира сотрясала гражданская война, и Дальний Восток не был исключением. Стоит отметить, что Гражданская война сопровождалась насильственным вмешательством во внутренние дела государства американо-англо-французских войск в западной части страны, и японских военных сил — на востоке. Иностранная интервенция, грубо нарушившая российский суверенитет, преследовала несколько конкретных целей: 1 — остановить распространение большевизма; 2 — возврат своей собственности в России; 3 — раздел территории на сферы влияния.
В сложившейся ситуации необходимо было в срочном порядке предпринимать активные действия против интервентов. Несмотря на то, что главной задачей большевиков было распространение власти Советов на всей территории бывшей Российской империи, в первую очередь необходимо было одержать победу над представителями белого движения, а также решить вопрос с иностранным вмешательством.
Исходя из такой обстановки, руководством Советской России были поставлены задачи, требовавшие незамедлительного решения. Это строительство партийно-советского аппарата и наведение порядка, преодоление разрухи в сфере промышленности, транспорта, борьба с эпидемиями, ликвидация топливного кризиса, а так же оказание помощи населению.
Все эти задачи и должны были решать народно–революционные комитеты. Большевики формировали в населенных пунктах, расположенных в прифронтовой зоне, не Советы, предусмотренные Конституцией РСФСР, а чрезвычайные неконституционные органы местного самоуправления, каковыми выступали революционные комитеты. Обычно в народе сокращенно их называли «ревкомы».
8 августа 1920 г. был образован Верхнеудинский городской народно– революционный комитет [1, л. 18]. Это был орган исполнительной власти и избирался городским собранием уполномоченных, составленным в ходе городских выборов, которые были проведены в г. Верхнеудинске 4 июля 1920 г. на основании закона о выборах в местные, сельские, волостные, городские и уездные органы управления Дальневосточной Республики от 3 июня 1920 г [8, с. 3].
Горнарревком принял дела бывшего городского общественного управления, которое состояло из трех отделов – административного, финансового и хозяйственного. Хотя и намечалась при Горнарревкоме более широкая структура (10 отделов), но, до образования Прибайкальского Областного управления все намеченные ранее отделы действовали при соответствующих министерствах ДВР до отъезда правительства в г. Читу, а затем при Прибайкальском Областном Нарревкоме. Таким образом, в ведении Горнарревкома по-прежнему оставались бывшие отделы Городской управы — административный, финансовый и хозяйственный. Одно время сюда относился и отдел соцобеспечения, но при слиянии с областным отделом, последний при Горнарревкоме был ликвидирован [3, л.15а-16об.]. Внутренняя структура вновь образованного советского органа городской власти ничем не отличалась от структуры городской управы, созданной еще в 1875 г.
Из числа городского собрания уполномоченных были выбраны члены Верхнеудинского городского народно-революционного комитета. В состав горнарревкома вошли: Савва Федорович Городков (председатель Горнарревкома), Михаил Васильевич Душин, Федор Прохорович Потапов, Андрей Федорович Гнилицкий (члены комитета), Сергей Иванович Ломов (секретарь) — всего 5 человек. Данный способ избрания в органы исполнительной власти уже существовал в имперский период и был полностью перенят Советами. Так, согласно «Городовому положению» от 12 июля 1870 г., во всех городах было введено городское общественное самоуправление, главными сторонами которого стали: во–первых, городское избирательное собрание, во–вторых, городская дума и в–третьих городская управа [7, c. 823]. Сутью городского избирательного собрания было избрание гласных городской думы, из числа которых, в свою очередь, избирались члены городской управы. Данная выборная система совершенно не изменилась, и, больше, была законодательно закреплена в нормативно-правовых актах Дальневосточной республики.
Кроме того, ярким примером служит выбор председателем горнарревкома С. Ф. Городкова, который ранее входил в состав Верхнеудинской Городской управы (1875–1920 гг.). Став председателем, он, несомненно, не только перенес, но и поделился накопленным опытом в управлении городом с остальными членами Верхнеудинского городского народно–революционного комитета. Тем более что проблемы и вопросы, стоявшие перед городским управлением в имперский период, были актуальны и для советского города, а, следовательно, применялись аналогичные методы и способы их решения. Горнарревком занимался административными, финансовыми и хозяйственными вопросами в городе и его окрестностях. В числе вопросов, постоянно находившихся на рассмотрении городской власти, было составление смет городских доходов и планирование бюджета.
На заседании комиссии, организованной горнарревкомом по вопросу об источниках городских доходов, проходившем 22 августа 1920 г., решался насущный вопрос о составлении сметы городских доходов. После обмена мнениями по вопросу, чем руководствоваться Верхнеудинскому народно-революционному комитету при составлении смет городских доходов, комиссия единогласно признала, что прежние законы о налогах, установленных в пользу городов Городовым положением, сохраняют свою силу. Горнарревком должен был ими руководствоваться при составлении доходных смет за исключением норм, отмененных позднейшими законами правительства ДВР и не применяемых из-за уничтожения самого объекта обложения, например, сбор с гильдейских свидетельств, с частных объявлений, реклам, витрин, квартирный налог [2, л. 1]. Не смотря на приход к власти большевиков, создание нового государственного образования — Дальневосточная республика – законы о налогах, принятые в 1870 г., продолжали действовать и использоваться на практике еще достаточно продолжительное время.
Помимо финансовых вопросов горнарревком занимался хозяйственными проблемами города, в частности, его санитарным состоянием и благоустройством, что было крайне необходимо в условиях войны, разрухи, постоянных болезней и общей неустойчивости жизни. Горнарревком регулярно издавал обязательные постановления, инструкции по содержанию и обеспечению здоровой санитарно–эпидемиологической ситуации. Например, в обязательном постановлении Верхнеудинский Горнарревком от 2 февраля 1921 г. констатируя, что город «находится в крайне антисанитарных условиях» и это «грозит появлением различных заболеваний, особенно при наступлении оттепели», обязывал «всех горожан принять срочные меры к отчистке дворов, улиц, выгребных ям, клозетов в течение 10 дней со дня опубликования настоящего постановления и в будущем производить чистку регулярно, не допуская массового скопления нечистот, которые должны свозиться на свалочные места за черту города» [4, л. 26]. В работе Городской думы и Городской управы также прослеживается явная озабоченность санитарным состоянием и внешним видом г. Верхнеудинска. Городская Дума и Управа заботились и о чистоте города. Горожане даже давали подписку об обязательстве содержать свои дворы, территорию возле дома «во всякой исправности и чистоте» [9, с. 29]. Кроме этого, Верхнеудинск был городом в основном деревянным, поэтому случались постоянные пожары. И горнарревком, и Городская управа издавали распоряжения с изложением противопожарных требований: бани, кузницы и т. п. крыть только железом, все колодцы (на случай пожара) дер- жать открытыми, каждый жилой дом иметь переносную лестницу, налагался запрет на сооружение черных бань на усадьбах и т. д.
Что касается вопросов благоустройства города, то они были актуальными как для советского периода, так и для имперского города. Не прекращалось строительство каменных мостовых, устройство «общественных садов» [9, c. 30], ремонт различных социальных объектов: городских бань, больниц, школ, сиротских приютов и др.
Косвенным примером использования Советами опыта предшествующих органов городского управления может служить городская символика. В частности, нагрудные знаки членов Верхнеудинской городской управы (рис. 1) и Верхнеудинского городского народно–революционного комитета (рис. 2). Городовое положение 1870 г. регламентировало ношение особых знаков и даже форму городских выборных. Например, в ст. 98 «Городового положения» 1870 г. указывается, что городской голова, члены городской управы, члены исполнительной, городской оценочной комиссий и др. в особо торжественных случаях носили особые знаки, установленные законом [10, c. 78], а Городской голова, помимо особых знаков, надевал еще и мундир специального образца, так же утвержденного законом. И хотя ношение каких-либо отличительных знаков членами Верхнеудинского городского народно-революционного комитета законодательно не закреплено, но данная традиция была поддержана и сохранена вновь образованным чрезвычайным органом власти города.

Рис. 1 [5]

Рис. 2 [6]
Сравнение нагрудных знаков дает возможность утверждать, что, отличительные нагрудные знаки как члена Верхнеудинской городской управы, так и члена Верхнеудинского городского народно–революционного комитета практически идентичны, за исключением наименования органа городской власти и символа государства (двуглавый орел, серп и молот).
Все вышеперечисленные факты доказывают наличие преемственности между вновь созданным Верхнеудинским народно-революционным городским комитетом и городской управой, городской думой г. Верхнеудинска.
Список литературы Верхнеудинский городской народно-революционный комитет как преемник городской управы г. Верхнеудинска
- Городовое положение, высочайше утвержденное 16 июня 1870 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 2. - Т. XIV. - Отд. 1. - Санкт-Петербург, 1874. - С.823 - 829.
- О выборах в местные, сельские, волостные, городские и уездные органы Управления Дальневосточной Республики: закон ДВР от 03.06.1920 г. / Дальневосточная республика. - Верхнеудинск, 1920. - №24. - 4 с.
- Евдокимова С. В. Верхнеудинская городская дума и вопросы благоустройства в конце XIX - начале XX века / С. В. Евдокимова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 26-31.
- История городского самоуправления. Верхнеудинск - Улан-Удэ / пред. ред. колл. А. М. Голков. - Улан-Удэ, 2015. - 160 с.