Верхнеудинский/улан-удэнский период в жизни монгольского ученого Базарын Ширендыба (1932-1937 гг.)
Автор: Шойдонова А.М.
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье осуществлена попытка изучить особенный период в жизни выдающегося монгольского ученого, историка, академика, создателя Монгольского университета и Монгольской академии наук - Базарын Ширендыба. С 1932 по 1937 г. он обучался на Монгольском рабочем факультете г. Верхнеудинска (с 1934 г. - г. Улан-Удэ) Бурят-Монгольской АССР. Данная проблематика затрагивается в специальных исследованиях эпизодически и недостаточно глубоко. Большее внимание, что вполне справедливо, уделяется иркутскому периоду жизни Б. Ширендыба. На основании источников архивного фонда «Монгольский рабочий факультет» представлены сведения, раскрывающие условия проживания и обучения монгольских студентов в этом учебном заведении.
Российско-монгольское сотрудничество, образование, подготовка кадров, верхнеудинск, монголрабфак, базарын ширендыб, биография
Короткий адрес: https://sciup.org/148327578
IDR: 148327578 | DOI: 10.18101/2305-753X-2023-3-25-30
Текст научной статьи Верхнеудинский/улан-удэнский период в жизни монгольского ученого Базарын Ширендыба (1932-1937 гг.)
Шойдонова А. М. Верхнеудинский/Улан-Удэнский период в жизни монгольского ученого Базарын Ширендыба (1932–1937 гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. Вып. 3. С. 25‒30.
Прошлое столетие стало временем воплощения амбициозных планов по превращению Монголии в светское государство с развитой социальноэкономической и культурной сферой, действенными институтами гражданского общества и научным потенциалом. За короткое время был осуществлен качественный рывок вперед, который был невозможен без содействия со стороны СССР. Синергия советско-монгольских взаимоотношений и сотрудничества позволила взрастить целые поколения: ученых и педагогов, врачей и инженеров, представителей искусства, государственных и общественных деятелей. Это наследие до сих пор влияет на динамику современных российско-монгольских отношений.
В этом отношении Базарын Ширендыб представляется монументальной и влиятельной фигурой, оказавшей значительное влияние на реализацию масштаб- ных проектов по трансформации Монголии. Он является одним из самых выдающихся государственных и общественных деятелей монгольского государства. С 1912 по 2001 г. «сын хангайских гор» являлся не просто очевидцем событий, но и непосредственным зачинателем важнейших этапов развития государства. Все восемьдесят восемь лет его жизни были наполнены неутомимой борьбой за благополучие и процветание монгольского народа.
Его биография представляется впечатляющей и значимой: основатель Монгольского государственного университета в 1942 г. и Монгольской академии наук в 1961 г., иностранный член Академии наук СССР в 1966 г. Заслуги Б. Ши-рендыба были отмечены национальными и международными наградами: заслуженный деятель наук Монголии, лауреат государственной премии, герой труда Монголии, Золотая медаль мира имени Ф. Жолио-Кюри.
При более внимательном рассмотрении жизненного пути Базарын Ширен-дыба можно проследить его неразрывную связь с историческим развитием монгольского государства. С 1919 по 1930 г. являлся хувараком и проходил обучение в буддийском монастыре. Такой выбор карьеры являлся типичным и закономерным в понимании монгольского общества. Советский историк Л. Эльм полагал, что на период 1918 г. доля буддийского духовенства составляла 38,44 % всего мужского населения страны [6, с. 24].
В 1930-е гг. приходит понимание необходимости масштабных перемен в рамках всей Монгольской Народной Республики. Перед молодым государством встала задача значительной перестройки и трансформации всех сфер жизнедеятельности. Показательно, что монгольское правительство старается разными способами вырвать молодых мужчин из лона буддийской церкви [1, с. 16–17]. В это время Ширендыб занимает должность председателя сельскохозяйственной комунны сомона Чулуут Архангайского аймака.
В короткие сроки деятельный и инициативный юноша привлекает внимание и одобрение партийных органов. Принимается решение командировать молодого человека для партийной учебы в г. Улан-Батор. В течение двух лет он демонстрирует исключительные способности к обучению и редкое усердие. Такие люди представляли значительную ценность в понимании монгольского правительства. Вскоре становится ясно, что юношу ждет большое будущее и карьерный взлет.
Тем временем объявляется набор студентов для обучения на Монгольском рабочем факультете в г. Верхнеудинске Бурят-Монгольской АССР. Решение о его создании было принято на самом высоком уровне и в соответствии с постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР1. Такая форма образовательной организации была распространена в период с 1919 до начала 1940-х гг. с целью подготовки крестьян и рабочих для поступления в высшие учебные заведения.
Монголрабфак был открыт еще 20 февраля 1930 г. и принял 75 учеников из Монгольской и Тувинской народных республик. Это была особая образовательная организация, на содержание которой выделялось значительное финансирование. Известно, что годовые расходы на пансион и обучение одного монгольского студента обошлись в 2,5 раза дороже содержания советских обучающихся1.
В организационном отношении учреждение подчинялось Иркутскому государственному университету (г. Иркутск) и Коммунистическому университету трудящихся Востока (г. Москва) — двум ведущим организациям высшего образования, осуществляющим подготовку монгольских кадров2.
Базарын Ширендыб вместе с группой монгольских юношей прибыл для обучения в конце лета 1932 г. Путешествие в Бурят-Монголию стало настоящим приключением, будущие студенты прибыли на небольшом пароходе по реке Селенге. Важно отметить, что прежде речное судоходство между Монголией и Бурятией было довольно оживленным. Речные суда регулярно развозили пассажиров и грузы. Такой способ передвижения был наиболее комфортабельным и быстрым.
Большой интерес представляют заметки об осеннем наборе студентов 1932 г., представленные директором Норбо Ринчиновичем Ринчино. Он отметил, что вся группа составила разновозрастную молодежь, самому младшему исполнилось 13, самому старшему уже 25 лет. Директор Ринчино сетовал на счет того, что младшие дети тяжелее адаптируются к новым условиям и скучают по родным и близким. Примечательно, что с 1935 г. было принято решение поднять возрастное ограничение с 16 лет.
Базарын Ширендыбу было полных 22 года, значительных проблем с адаптацией и социализацией не наблюдалось. Напротив, он отмечал, что юных рабфаковцев приняли с большой заботой и обеспечили всем необходимым. Ребята получили возможность жить в благоустроенном общежитии, им предоставили полное обмундирование и продовольственное довольствие. Студенты могли пользоваться необходимой учебной и художественной литературой.
Монголрабфак имел учебный корпус с 14 аудиториями и кабинетами естествознания, физики, химии, математики и библиотекой. Здесь Ширендыбу предстояло учиться полных шесть лет: два года на подготовительном отделении и четыре на основных курсах3 . С самых первых дней ученик Ширендыб проявил значительные успехи в учебной и общественно-значимой деятельности. Для удобства учеников было организовано преподавание учебных предметов на монгольском языке с первого года обучения, русский язык для преподавания общеобразовательных предметов вводился со второго курса4. Студенты изучали рус- ский и монгольский языки, арифметику, историю, биологию, обществоведение, географию и другие предметы.
Характерной чертой монголов было исключительно уважительное отношение к учителю (багше). Базарын Ширендыб на протяжении всей жизни сохранял уважение к педагогам Монголрабфака: «они сумели внушить своим ученикам любовь к науке и неутомимую жажду знаний». Возможно, именно здесь были созданы предпосылки для начала его будущей научной деятельности.
В разные годы педагогический коллектив Монголрабфака составляли выдающиеся организаторы просвещения Бурят-Монгольской АССР: Ринчино Норбо Ринчинович, Алексеев Артемий Иванович, Базарон Бато Базарович, Хамаганова Софья Александровна, Боннэр Яков Матвеевич и др. [4]. Это были образованные и инициативные учителя, готовые уделять большое внимание социализации и обучению монгольских студентов. Педагогический коллектив Монголрабфака в составе 14 человек окончательно оформился к 1935/36 учебному году.
Известно, что Ширендыб был отмечен как наиболее способный, активный и прилежный ученик, неоднократно поощрен руководством Монголрабфака. Так, 5 ноября 1934 г. он был премирован 10 рублями и обшей тетрадью в честь 17-ой годовщины Октябрьской революции1, также был награжден грамотой за хорошие показатели учебно-воспитательной работы и за активное участие в общественной работе среди студентов и коллектива Монголрабфака [5]. Самым значимым поощрением стали командировки в столичные города — Москву и Ленинград [5, с. 310]. Поездки оставили неизгладимое впечатление на молодого человека, а сами точки маршрута навсегда очаровали его.
Ширендыб принимал активное участие в общественной деятельности, тем более выбор был значительным: научный, литературный, музыкальный, театральный кружки. С 1934 г. студенты принимали участие в городских мероприятиях, в том числе в первомайских демонстрациях [3]. Довольно рано начал совмещать учебу и работу в качестве учителя на курсах по подготовке монгольских курсантов для обучения в СССР [2].
1 сентября 1937 г. он становится студентом исторического отделения Иркутского педагогического института, обучение в котором успешно завершает спустя четыре года. С 1941 г. он продолжает продвижение по карьерной лестнице на самом высоком уровне и становится референтом Хорлогийн Чойболсана, непосредственного лидера и руководителя Монголии.
Более сорока лет он занимал ведущие правительственные, научные и образовательные посты. С 1942 по 1954 г. назначен ректором Монгольского государственного университета и входит в историю как его основатель. Примечательно, что частично материально-техническая база высшего учебного заведения была представлена упраздненным Монгольским рабочим факультетом. Лабораторное оборудование и библиотечные фонды были преподнесены в качестве ценного подарка к 20-й годовщине Монгольской народной революции.
В разные годы он работал членом Политбюро ЦК МНРП (1953–1957 гг.), депутатом Великого Народного Хурала (с 1951 г.), заместителем председателя Совета Министров МНР (1954–1957 гг.), заместителем председателя Великого Народного Хурала (с 1966 г.). С 1961 по 1981 г. стал президентом Академии наук МНР, а также является ее основателем. В это время академик Базарын Ширен-дыб получил широкое признание как ученый-историк в Советском Союзе.
В Институте востоковедения Академии наук СССР он состоялся как ученый с мировым именем, в 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Народная революция в Монголии и образование МНР. 1921–1924» и в 1960 г. докторскую диссертацию по теме «Монголия на рубеже XIX–XX вв.: история социально-экономического развития». С 1966 г. являлся иностранным членом Академии наук СССР. В России получили широкую известность его работы: «Народная революция в Монголии и образование Монгольской Народной Республики», «История Монгольской народной революции 1921 года» и «Монголия на рубеже XIX–XX вв.».
Советских и российских ученых поражало его свободное владение русским языком, огромная трудоспособность, умение обрабатывать огромное количество различных источников и материалов. Можно утверждать, что основы этих качеств и интерес к исторической науке были заложены во время обучения в Бу-рят-Монголии.
В заключение важно отметить, что Базарын Ширендыб многое сделал для развития добрососедских отношений между Монголией и Россией. Его деятельность стала символом лучших традиций в истории отношений между народами и учеными двух стран в ХХ в. Сохранение исторической памяти о таком деятеле имеет конкретное значение в настоящее время. Важно отметить, что начало образовательному и профессиональному пути выдающейся личности было положено именно в Верхнеудинске (Улан-Удэ).
Список литературы Верхнеудинский/улан-удэнский период в жизни монгольского ученого Базарын Ширендыба (1932-1937 гг.)
- Бира Ш. Путь монгольского народа к социализму. Улан-Батор: Госиздат, МОН-ЦАМЭ, 1974. 29 с. Текст: непосредственный.
- Бузаева В. В. Жизнь Ширендыба Базара // Пятые востоковедные чтения: сборник научных трудов региональной научной конференции (Иркутск, 1-31 октября 2007 г.) / под редакцией Ю. В. Кузьмина, И. Е. Козырской. Иркутск: Изд-во Байк. гос. ун-та, 2007. С. 17-18. Текст: непосредственный. EDN: TCRSRQ
- Новгородова Э. А. Сын Хангайских гор / АН СССР, Институт востоковедения. Москва: Наука, 1976. 168 с. Текст: непосредственный.
- Номогоева В. В., Шойдонова А. М. Советские педагоги и обучение иностранных студентов: опыт Монгольского рабочего факультета // Genesis: исторические исследования. 2021. № 12. С. 260-267. Текст: непосредственный. EDN: UHGAXI
- Суходолов А. П., Кузьмин Ю. В., Куфтарева В. В. Иркутский период в жизни академика Базарын Ширендыба // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27, № 3. С. 309-319. Текст: непосредственный. EDN: ZHTPXP
- Эльм Л. Наш сосед Монголия. Москва: Гос. изд-во Отдела военной литературы, 1928. 72 с. Текст: непосредственный.