«Вертикальная» и «горизонтальная» исламизация Западной Европы в контексте миграционного кризиса
Автор: Олейник Владимир Игоревич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 5, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется процесс исламизации стран Западной Европы в контексте миграционного кризиса, вызванного войнами и вооруженными конфликтами в странах Ближнего Востока. Рассматриваются основные проблемы интеграции иммигрантов-мусульман. Автор выделяет два типа исламизации - «вертикальную» и «горизонтальную», направленные на усиление позиций мусульман в различных сферах государственной политики и общественной жизни. Делается вывод, что существовавшие до сих пор модели мультикультурализма в Западной Европе способствуют скорее не интеграции, а консолидации иммигрантов-мусульман, что проявляется в усилении процесса исламизации.
Исламизация, западная европа, мультикультурализм, вертикальная исламизация, горизонтальная исламизация, миграционный кризис, интеграция мусульман, иммигранты-мусульмане
Короткий адрес: https://sciup.org/170168405
IDR: 170168405
Текст научной статьи «Вертикальная» и «горизонтальная» исламизация Западной Европы в контексте миграционного кризиса
С огласно данным исследовательского центра Pew Research Center , при сохранении нынешних тенденций к 2050 г. численность мусульман примерно сравняется с числом христиан по всему миру. В Европе мусульмане составят около 10%, и их численность будет расти быстрее, чем приверженцев любой другой мировой религии. Прогнозируется, что к 2050 г. доля мусульман в населении Европы почти удвоится – с 5,9% до 10,2%. Важную роль играет иммиграция, т.к. около половины (53%) прогнозируемого роста мусульманского населения Европы происходит за счет новых мигрантов. Также среди основных факторов роста отмечается более высокий уровень рождаемости и рост численности молодежи среди европейских мусульман 1 . При этом в течение следующих 20 лет крупнейшими странами проживания мусульман в Европе будут преимущественно Великобритания, Франция, Италия, Германия, Бельгия и Нидерланды. Таким образом, Западная Европа будет лидировать по росту числа мусульманского населения.
Но в последнее время ситуация обострилась еще и миграционным кризи -сом, вызванным войнами и вооруженными конфликтами в странах Ближнего Востока, в частности гражданской войной в Сирии. Боевые действия привели к массовому потоку беженцев и нелегальных мигрантов, стремящихся покинуть территорию страны проживания в поисках безопасности, а также политической, экономической и социальной стабильности. В этой связи целью мигрантов являются страны Европы (особенно западной ее части), которые оказались не готовыми к их приему и распределению. Согласно статистике Международной организации по миграции (МОМ), за период с января 2015 г. по январь 2016 г. в общей сложности 1 103 496 нелегальных мигрантов и беженцев достигли Европы по суше или по морю. При этом подавляющее большинство прибыли через Грецию (910 663 чел.) и Италию (157 083 чел.)1. Миграционный кризис нарастал еще с начала Арабской весны и достиг разрушительных размеров в 2015 г., что привело к необходимости корректировки миграционной политики. На сегодняшний день Шенгенская зона включает в себя 26 государств, большинство из которых (кроме Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейна) являются членами ЕС. В 2015 г. Германия, Австрия, Франция, Швеция, Дания и Норвегия ввели временный пограничный контроль в Шенгенской зоне на 6 месяцев для того, чтобы снизить неуправляемость миграционных потоков в Европе, а 25 января 2016 г. после экстренной встречи в Гааге министры юстиции и внутренних дел стран ЕС обратились к Еврокомиссии с требованием увеличить этот период до 2 лет2.
В исламском толковом словаре термин «исламизация» определяется как введение предписаний ислама в качестве норм общественно-политической жизни, осуществляемое как «сверху» (в результате соответствующей политики правящего режима), так и «снизу» (под давлением фундаменталистских организаций и влиятельных религиозных деятелей) 3 . На сегодняшний день процесс исламизации в Западной Европе набирает обороты и способствует усилению позиций ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, что облегчает распространение исламистских идей.
Анализируя данный процесс, мы выделили два типа исламизации: «вертикальную» и «горизонтальную». Вертикальная исламизация – это исламизация институтов государственной власти, протекающая на трех уровнях: муниципальном, региональном и национальном. Она осуществляется в рамках уже существующих политических институтов и сопровождается постепенной исламизацией политической элиты страны. В свою очередь, горизонтальная исламизация представляет собой исламизацию относительно автономных и независимых от государства общественных институтов и отношений, направленную на создание в обществе необходимых условий для удовлетворения социальных, экономических, политических и культурных потребностей мусульманского сообщества. Для данного типа исламизации характерно развитие горизонтальных связей, создание собственных исламских общественных институтов и групп давления, оказывающих влияние на государство «снизу».
Вертикальная исламизация включает в себя рекрутирование исламской политической элиты в органы законодательной и исполнительной власти с использованием демократических рычагов и последующим лоббированием интересов мусульманского сообщества или его отдельных групп. При этом необходимо помнить, что далеко не все мусульмане, претендующие на занятие должностей в органах государственной власти, являются исламистами. Политическое участие иммигрантов-мусульман в странах Западной Европы становится все более весомым фактором во внутренней политике, а политические партии ведут борьбу за стремительно растущий мусульманский электорат. Мусульмане принимают участие в выборах всех уровней в качестве как избирателей, так и кандидатов. Как следствие, можно наблюдать процессы, связанные с созданием в Европе исламских политических партий. В качестве примеров можно привести партии «Ислам» (Бельгия), «Европейская арабская лига» (Бельгия, Нидерланды), «Союз за обновление и справедливость» (Германия), Партию исламских демократов (Нидерланды), Партию мусульман Франции, партию «Многонациональная Франция».
В целом, можно отметить общее увеличение численности выборных лиц из среды иммигрантов-мусульман в органах власти различного уровня. В ряде стран Западной Европы они входят в состав национальных парламентов и правительств, а с каждым новым избирательным циклом их число увеличивается. Так, в Великобритании в 2010 г. впервые в истории двое мусульман стали министрами от Консервативной партии, а в палате общин после выборов 2015 г. заседают 13 депутатов-мусульман [Хенкин, Кудряшова 2015: 147]. Во Франции мусульмане входят в состав правительства начиная c 2005 г. Тогда Азуз Бегаг стал первым мусульманином в кабинете министров, получив должность министра по вопросам равенства территорий. На сегодняшний день в кабинете министров Франсуа Олланда представлены в основном умеренные левые политики, трое из которых являются мусульманами, – Наджат Валло-Белькасем, Ямина Бенгигии, Кадер Ариф 1 .
Мусульмане проявляют большую активность и на выборах местного уровня. Так, в 2009 г. бургомистром Роттердама (Голландия) стал Ахмед Абуталиб, сын иммигранта марокканского происхождения. В 2012 г. в совет брюссельской коммуны Андерлехт (Бельгия) были избраны 2 представителя исламистской партии «Ислам». В целом стоит отметить, что успех мусульман носит по большей части фрагментарный характер и пока еще нельзя говорить о серьезных успехах вертикальной исламизации. Представительство мусульман в органах законодательной и исполнительной власти западноевропейских стран имеет по большей части символическое значение и является следствием политики мультикультурализма и интеграции иммигрантов-мусульман через политическое участие.
Иначе обстоит дело с горизонтальной исламизацией, при которой акторы связаны между собой не структурными отношениями, а принадлежностью к единой мусульманской умме. Сюда можно отнести деятельность исламских общественных институтов и организаций, отстаивающих и продвигающих социокультурные, политические, экономические интересы мусульман в Западной Европе. В этом смысле важную роль играют исламские организации, созданные при поддержке ведущих мусульманских стран, благотворительные фонды, исламские образовательные учреждения, мечети и молельные дома, шариатские суды, общеевропейские исламские организации (имеющие сеть представительств в Западной Европе), исламистские организации (экстремистского и террористического характера) и т.д. Сюда же можно отнести и деятельность исламистов, направленную на построение параллельных структур власти (горизонтальная исламизация, переходящая в вертикальную).
Усиление процесса горизонтальной исламизации приводит к углублению социальной, этнокультурной и религиозной неоднородности, что приводит к геттои-зации мусульман и построению параллельных структур власти. В этой связи в Великобритании исламисты выступали за проект создания «исламских эмиратов», направленный на трансформацию мусульманских общин в независимые исламские квазигосударства, основанные на законах шариата. В этом плане наибольшая геттоизация мусульман Великобритании наблюдается в районах таких городов, как Бирмингем, Брэдфорд, Дерби, Дьюсбери, Лейчестер, Ливерпуль, Манчестер, а также двух районах Лондона – Уолтхэм Форесте и Тауэр Хемлетсе и др. Похожая ситуация наблюдается и в других западноевропейских странах. Геттоизация во многом работает на исламистов, которые могут легче рекрути- ровать значительные человеческие ресурсы, используя обособленность и непод-контрольность мусульманских анклавов.
Помимо этого, характерным признаком горизонтальной исламизации является создание на территории Западной Европы шариатских судов. Данная тенденция является следствием активной деятельности исламистов и направлена на построение параллельных структур судебной власти в соответствии с законами шариата. Шариатские суды уже существуют и действуют в Великобритании, Бельгии, Германии, Голландии и других странах. Пока их круг вопросов ограничен, в основном это гражданские дела. Тем не менее создание и функционирование таких судов противоречит национальным конституциям и нуждается в соответствующих мерах со стороны государств.
Таким образом, в результате анализа вертикальной и горизонтальной исламизации становится понятно, что исламский фактор оказывает все большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Западной Европы. Усиление позиций исламских организаций и общественных институтов, рост влияния исламских политических партий способствуют рекрутированию исламской политической элиты. Тем не менее пока что мусульмане имеют малое представительство в органах законодательной и исполнительной власти различных уровней, что препятствует эффективному лоббированию их интересов. В свою очередь, горизонтальная исламизация оказывает гораздо более заметное влияние, формируя сети исламских общественных институтов и организаций, оказывающих влияние на государство «снизу», продвигая социокультурные, религиозные, политические, экономические интересы мусульман в Западной Европе. Таким образом, вертикальная и горизонтальная исламизация взаимодополняют друг друга. При сохранении нынешних тенденций это может способствовать размыванию национальной идентичности государств Западной Европы и усилению сепаратистских настроений мусульманских анклавов.
Список литературы «Вертикальная» и «горизонтальная» исламизация Западной Европы в контексте миграционного кризиса
- Хенкин С.М., Кудряшова И.В. 2015. Интеграция мусульман в Европе: политический аспект. -Полис. Политические исследования. № 2. С.137-155