Вещь как символ и транслятор коллективных ценностей в традиционной культуре кыргызов

Автор: Осмонова Нургул Исраиловна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 8, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе примеров из ритуально-обрядовой практики традиционной культуры кыргы-зов как способа включения вещи в символическое пространство культуры раскрывается сущность вещи как символа, хранителя и транслятора коллективных ценностей. Автор, основываясь на структурно-семиотическом подходе, выявляет функциональное и символическое бытие вещей традиционной культуры кыргызов, которые, обладая высоким «семиотическим статусом» (А.К. Байбурин) и собственным «языком», передают в концентрированной и символически насыщенной форме коллективные представления о высших ценностях кочевой культуры.

Вещь, вещь как символ, ритуальный символ, ритуально-обрядовая практика, семиотический статус вещи, функциональное бытие вещи, символическое бытие вещи, традиционная культура кыр-гызов, котел, эпос "манас"

Короткий адрес: https://sciup.org/14941012

IDR: 14941012

Список литературы Вещь как символ и транслятор коллективных ценностей в традиционной культуре кыргызов

  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир/Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. Новосибирск, 1988
  • Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры: сб. ст. Л., 1989. С. 63-89;
  • Его же. Семиотический статус вещей и мифология//Материальная культура и мифология: сб. ст. Л., 1981. С. 215-226;
  • Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М., 1999;
  • Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992). СПб., 2010;
  • Сегал Д.М. Мир вещей и семиотика//Декоративное искусство СССР. 1985. № 6. С. 38-41;
  • Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 89-101;
  • Топоров В.Н. Вещь в антропологической перспективе (апология Плюшкина)//Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: -Избранное. М., 1995;
  • Успенский Б.А. Избранные труды: в 3 т. М., 1994-1997; Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2009;
  • Эпштейн М.Н. Вещь и слово: К проекту «лирического музея»//Вещь в искусстве. М., 1986. С. 320-335.
  • Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984;
  • Антонова Е.В., Раевский Д.С. О знаковой сущности вещественных памятников и о способе их интерпретации//Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991. С. 207-232;
  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; Дашковский П.К., Карымова С.М. Вещь в традиционной культуре Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул, 2012;
  • Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988;
  • Ее же. «Подарок -отдарок» и его место в системе социальных ценностей монголов//Mongolica. М., 1986. С. 160-168;
  • Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н. э. М., 1985;
  • Его же. Очерки идеологии скифо-сакских племен: Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977; Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири..
  • Акишев К.А. Курган Иссык: Искусство саков Казахстана. М., 1978;
  • Его же. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984;
  • Акмолдоева Ш.Б. Древнекыргызская модель мира (на материалах эпоса «Манас»). Бишкек, 1996;
  • Галиев А.А. Традиционное мировоззрение казахов. Алматы, 1997;
  • Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX -начало XX в.). Алма-Ата, 1991;
  • Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (Этнографический очерк). Алматы, 1998.
  • Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры//Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992). СПб., 2010. С. 392-459.
  • Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М., 1987.
  • Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тянь-шанских киргизов)//Музей антропологии и этнографии. М.; Л., 1949. Т. 12. С. 78-138.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.. С. 139.
  • Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. М., 1982.
  • Киргизско-русский словарь: в 2 кн./сост. К.К. Юдахин. Фрунзе, 1985. Кн. 1.
  • Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. М., 2002.
  • Кочкунов А.С. Этнические традиции кыргызского народа (социокультурные аспекты и некоторые вопросы генезиса). Бишкек, 2013.
  • Киргизско-русский словарь. Кн. 2. С. 265.
  • Радклифф-Браун А.Р. Табу//Религия и общество: Xрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 424-425.
  • Катанов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней//Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1894. Т. XII, вып. 2. С. 109-142.
  • Шишло Б.П. Среднеазиатский тул и его сибирские параллели//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 248-260.
  • Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Горно-Алтайск, 2005.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.. С. 166-167.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.. С. 171.
  • Манас: Киргизский героический эпос (Вариант Сагымбая Орозбакова): в 4 кн. Кн. 2. М., 1988.
Еще
Статья научная