Виктимологический портрет: понятие, содержание, значение в условиях противодействия преступности

Автор: Винокурова М.А.

Журнал: Виктимология @victimologiy

Рубрика: Личность и преступность

Статья в выпуске: 3 (21), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрыты основные аспекты значимости изучения поведения потерпевшего и преступника в современных условиях противодействия преступности. Автором подчеркивается, что изучение поведение преступника и жертвы с помощью виктимологического портрета необходимо для восстановления хронологии ранее произошедших событий. Среди параметров профиля можно выделить физиологические, психические, социальные, образовательные, профессиональные. В зарубежной виктимологической литературе термин «виктимологический портрет» был определен норвежским криминологом Н. Кристи в 1986 г. Установление виктимологического портрета было связано с теорией об основных «параметрах идеальной жертвы». В доктрине отечественной криминологической науки термин «виктимологический портрет» тесно взаимосвязан с понятием «индивидуальная виктимность». В ходе исследования автором установлено, что составленный в полном объеме виктимологический портрет жертвы станет отправной точкой в разработке профилактических методов противодействия преступности.

Еще

Виктимология, виктимизация, жертва, преступник, виктимологический портрет, потерпевший, "идеальная жертва"

Короткий адрес: https://sciup.org/14118708

IDR: 14118708

Текст научной статьи Виктимологический портрет: понятие, содержание, значение в условиях противодействия преступности

В обстановке современной действительности противодействие преступности невозможно без исследования поведения потерпевшего1 н преступника. Понимание динамики преступного поведения позволяет разрабатывать профилактические меры противодействия с точки зрения пх результативности. Восстановление картины происходящих преступных действий необходимо для своевременного воздействия на источник опасности н для обеспечения безопасности и защищенности личности.

Жертвы это не абстрактные теоретические конструкции. Это люди. Они обладают определенными слабостями н несовершенствами как каждый из нас Проблема, отражающая отношения между преступником и жертвой, много лет является предметом изучения внктнмологин и криминологии [2, с. 24]. Иными словами, можно отметить, что в преступление вовлекаются два лица — жертва н виновное лицо-нарушитель. Постепенно данный подход уступает место «реалистичному» воззрению, когда жертва и виновное лицо рассматриваются как два человека, попавших в запутанную «паутину» отношений. Поэтому, исследование поведения потерпевших подлежит всестороннему анализу.

Методология исследования

Для исследования поставленного вопроса в статье использованы следующие методы научного познания: компаративный метод в области дифференциации подходов отечественной и зарубежной литературы относительно основных содержа тельных основ термина «виктп-мологический портрет»; номометическпй п идеографический метод в сфере установления основных характеристик «впк-тимологического портрета» жертвы.

Описание исследования

В изучении преступности, поведения преступника и жертвы существует два основных похода к развитию знаний. Первый — номотетическпй, акцентирует внимание на исследовании абстрактных универсальных законов. Основой второго — идеографического подхода, является анализ индивидуального (персонифицированного). Идеографическое исследование позволяет выявить уникальные черты функционирования поведения отдельных лиц [1, с. 15].

В целом, стоит отметить, что номо-тетический и идеографический методы исследования взаимосвязаны. Номо-тетический метод позволяет выявить типичные, усредненные характеристики портрета жертвы.

Результаты номотетпческого исследования применимы для выявления тенденций среднестатистического поведения группы лиц. Однако для разрешения конкретной проблемы о жертве отдельно взятой группы, номотетическпх знаний не хватает. Другими словами, исследования поведения групп людей могут быть использованы в частном порядке.

Идеографический метод позволяет исследовать черты отдельно взятой жертвы и особенности совершения пре-стушления. Поэтому, использование идеографического метода позволяет выявить и систематизировать характеристики портрета жертвы. Совокупность характеристик портрета жертвы позволит составить ее «bi этимологический портрет». Среди параметров «портрета» можно выделить физиологические, психические, социальные, образовательные, профессиональные характеристики.

Данный перечень носит открытый характер, так как в зависимости от инди-видуальных особенностей жертвы, «вик-тимологический портрет» жертвы может меняться.

Норвежский криминолог Нильс Кристи в 1986 г. высказал теорию об основных характеристиках (дескрипторах) «идеальной жертвы». Н. Кристи выделил основные черты («атрибуты») жертвы, которые позволят охарактеризовать ее статут с точки зрения полноты, законности и однозначности. Среди основных атрибутов «идеальной жертвы», Н. Кристи выделял следующие:

  • 1    По гендерному признаку «идеальной» жертвой может быть только женщина, которая в силу- своих физических особенностей слабее мужчины.

  • 2.    «Идеальная» жертва не виновата в том, что произошло.

  • 3.    В повседневной жизни жертва добродетельна.

  • 4.    «Идеальная» жертва и лицо, совершившее преступление, не знакомы. В данном случае, субъектом преступления выступает физическое лицо, которое ранее не совершало подобного рода преступлений.

  • 5.    Преступник («незнакомец») должен быть «сильнее и больше».

  • 6.    «Идеальная» жертва приобретает статут жертвы в независимости от политической ситуации в стране. Иными словами, если жертве причинен вред, то автоматически государство обязано защищать ее от любого посягательства извне.

Таким образом, можно заключить, что при характеристике виктимологпче-ского портрета стоит учитывать следующие обстоятельства:

  • а)    жертве во время совершения преступления всегда причиняется вред;

  • б)    невиновность жертвы является априорной характеристикой ее портрета.

В доктрине отечественной криминологической литератууты термин «впктимо-логический портрет» тесно взаимосвязан с понятием «индивидуальная виктимность». Так, по мнению В. И. Полубпнского, «.яичные качества индивида, предрасположенного в определенных условиях нести ущерб от преступных посягательств, позволяет понять хронологию произошедших преступных событий, тем самым в дальнейшем, определять для жертв преступления соответствующие меры защиты и возмещения вреда» [3, с. 59]. При этом, совокупность характеристик социального, биофизического и психологического качества составляют основу понятия «индивидуальная виктимность».

Т. В. Барчук и К. В Вишневецкий выделяют социально-психологпческий аспект поведения жертвы, который, по их мнению, очень воздействует на виктимность человека, [4, с. 71] тем самым влияет и на особенности построения виктимоло-гпческого портрета жертвы.

Результаты исследования

Представляется возможным, что предположения, основанные на данном стереотипном образе «идеальная жертва» и «виктимологпческий портрет жертвы» способствует формированию критериев, которые могут влиять на содержание реформ, разрабатываемых директивными органами в области уголовного правосудия.

Между тем, другой очевидный вопрос касается того, в какой степени стереотипный образ «идеальной жертвы», разработанный в зарубежной криминологической литературе, подтверждается эмпирическими данными?

Большая часть демографической информации о жертвах преступления получена пз анкетирования самих потерпевших, поэтому, к собранной информации следует относиться со значительной осторожностью, так как характер информации с точки зрения объективности слишком мал. Данные пакеты информации необходимы для дополнения или улучшения точности баз данных по уголовному правосудию. Однако в сборе подобного рода информации существует методологический недостаток—не учитывается риск виктимизации.

Например, в британских исследованиях преступности, основное внимание уделяется определенным видам преступлений, в частности, так называемые «бытовые» преступления, к которым относятся разбойные нападения, ограбления или кражи автомобилей. В тоже время в британских изысканиях исключаются многие другие виды преступлений. Так называемые «преступления без жертв» (например, в области охраны труда) и те, в которых потерпевшие являются соучастниками (например, занятие проституцией, злоупотребление должностными полномочиями п др.). Помимо этого, в базу данных об исследовании поведения потерпевших не учитываются жертвы, в возрасте до 16 лет, а также жертвы любого возраста, которые живут в социальных учреждениях1.

В целом, британские исследования позволяют объективно отразить информацию не только об отдельных категориях преступлений, но и выявить группы жертв, которые восприимчивы к отдельным видам преступлений. Согласно стереотипу «идеальной жертвы» Н. Кристи, наибольшему риску подвержены молодые люди в возрасте от 16 до 24 [5, с. 17] лет

Мужчины являются жертвами грабежей и разбойных нападений в 83% случаев. Женщины, в основном, становятся жертвами домашнего насилия 73% происшествий [5, с. 19] Статистические данные наглядно иллюстрируют гендерный характер большого числа случаев насилия в отношении личности. И наоборот, пожилые люди обоих полов относятся к числу потерпевших наименее склонных к насильственным нападениям любого рода, несмотря на тот факт, что они могут быть гораздо «ближе» к стереотипу «идеальной жертвы» в тех статистически редких случаях, когда это происходит. Результаты зарубежного исследования позволяет заключить, что статистическая информа-щтя о совершенных преступлениях, позволяет собрать определенную информацию о восприимчивости различных групп жертв к конкретным видам преступлений.

Как справедливо отмечено П. А. Кабановым, «виктимологическая информация, закрепленная в документах статистического характера как один из ее видов, позволяет отразить более полную виктпмологическую реальность» [6, с. 28].

Более того, стремление к изучению поведения пострадавшего остается важным научным изысканием криминологической науки. Именно поэтому', изучение поведение престу'пника и жертвы с помощью впктимологического портрета необходимо для восстановления хронологии ранее произошедших событии [7; 8; 9 и др.]. Впоследствии составленный в полном объеме впктимологпческий профиль станет отправной точкой в разработке профилактических методов противодействия преступности.

Виктпмо логический профиль позволяет:

  • 1    Уяснить объективную картину произошедшего преступления.

  • 2.    Восстановить хронологию событий.

  • 3.    Установить группу подозреваемых.

  • 4.    Сформулировать предложения по расследованию.

  • 5.    Разработать профилактические методы противодействия преступности.

  • 6.    Выявить мотивы совершения преступлений.

Для составления объективного вик-тпмологпческого профиля необходимо собрать информацию, ответив на следующую группу вопросов:

  • 1    Знала ли жертва преступника?

  • 2.    Подозревает ли пострадавшее лицо кого-нибудь?

  • 3.    Обращалась ли жертва до совершения преступления в правоохранительные органы?

  • 4.    Было ли у жертвы оружие?

  • 5.    Можно ли считать, что жертва пред-ставляет собой агрессивную личность?

  • 6.    Упоминалось ли имя жертвы в каких-либо полицейских отчетах ранее?

Сбор данной информации помимо исследования фактических улик на месте преступления является отправной точкой для восстановления хронологии произошедших событий.

Далее будут приведены комплексы характеристик, необходимых для составления по.таого в иктимологического профиля. Данные наборы параметров (блоков, модулей) позволяют избежать «черных дыр» в расследовании преступ-лений различной категории.

Содержание виктимологического профиля [1, с. 105]:

  • 1.    Персональные характеристики; рост, вес, цвет волос / длина, одежда / ювелирные изделия, личные вещи — содержимое кошелька, сумки, рюкзака, портфеля, чемодана; манера одеваться, хобби/навыки, повседневная деятельность, недавно запланированные мероприятия, предстоящие запланированные мероприятия.

  • 2.    «Цифровой пакет»: сотовый телефон — звонки, чаты, адресна я кн ига, GPS, фото, видео; ноутбук /настольный рабочий компьютер—электронная почта, skype, история браузера, соцпа.тьные сети, блоги, сайты знакомств и другие подписки, финансовые сайты/псторпи платежей, персональное gps-устройство — недавние поездки, пункты назначения, закладки.

  • 3.    Проживание: физический домашний адрес, расположение комнат, доказательства, подтверждающие музыкальные, литературные предпочтения, хобби, телефонные звонки — входящие и исходящие вызовы, недостающие элементы декора в комнатах.

  • 4.    Отношения: отношения с членами семьи, друзьями, сотрудниками, одноклассниками и др.

  • 5.    Занятость: образование, место работы, график работы, руководитель, сотрудники, трудовой стаж; рабочий телефон; звонки, чаты, адресная книга, GPS, фото, видео; ноутбук / настольный рабочий компьютер — электронна я почта, документы.

  • 6.    Финансы; кошелек, содержимое кошелька/карты, банковские счета, недвижимое имущество, акции, страховой полис и др.

  • 7.    Медицина; состояние интоксикации (уровень содержания в крови алкоголя и (или) наркотических веществ), текущее состояние здоровья (физическое и психическое), наличие серьезных заболеваний, лекарства (см. кошелек, рабочий стол, домашняя аптечка),

последние медицинские назначения, пристрастия (наркотики, алкоголь и др.).

Полученные данные позволяют:

  • 1    Составить список ежедневных дел, привычек н действий жертвы.

  • 2.    Составить по,таый список членов семьи жертвы с контактными данными.

  • 3.    Сформировать полный список друзей жертвы с контактными данными.

  • 4.    Уточнить полный список сотрудников /одноклассников

  • 5.    Составить временную хронологию событий с использованием свидетельских показаний, цифровых, вещественных доказательств.

Вывод

Составление внктнмологического портрета жертвы необходимо, во-первых, для установления полной н четкой картины происходящего, и, во-вторых, для своевременного воздействия на источник опасности. Среди параметров профиля можно выделить физиологические, психические, социальные, образовательные, профессиональные характеристики. Данный перечень носит открытый характер, так как в зависимости от индивидуальных особенностей жертвы, внктимологнческий профиль может меняться. Однако не стоит забыть, что в условиях современной действительности, исследование поведения жертвы невозможно без отрыва от поведенческих паттернов преступника. Виктимизация не формируется в вакууме или контролируемых лабораторных условиях. Она проистекает их комплекса обстоятельств, складывающихся в пределах нлн в результате взаимоотношения жертвы н преступника.

Список литературы Виктимологический портрет: понятие, содержание, значение в условиях противодействия преступности

  • Brent E. Turvey. Forensic Victimology. Elsevier Inc., 2014. P. 616.
  • Кернер, Х.-Ю. Криминология. Словарь: справочник / Х.-Ю Кернер. - отв. ред. перевода А. И. Долгова. - М.: НОРМА, 1998. - 400 с.
  • Полубинский, В. И. Правовые основы криминальной криминологии / В. И. Полубинский // Журнал российского права. - 2001. - № 4. - С. 56-63.
  • Варчук, Т. В. Виктимология: учебное пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. - 191 с.
  • Dignan, J.Understanding Victims and Restorative Justice (Crime
  • Кабанов, П. А. Виктимологическая терминология современного российского криминологического законодательства / П. А. Кабанов // Виктимология. - 2018. - № 4 (18). - С. 26-42.
  • Майоров, А. В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография / А. В. Майоров. - М.: Юрлитинформ, - 2014. - 224 с.
  • Майоров, А. В. О понятии «пострадавший» в уголовном праве / А. В. Майоров // Виктимология. - 2015. - № 3 (5). - С. 7-12.
  • Сабитов, Р. А. Соотношение понятий «потерпевший от преступления», «пострадавший от преступления» и «жертва преступления» / Р. А. Сабитов // Виктимология. - 2014. - № 1. - С. 17-25.
Статья научная