Вина и ответственность за преступление в философских взглядах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

Автор: Кирякин А.В.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.22, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется спор о природе преступления (вины) и наказания (ответственности) в творчестве великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Ставится задача определить разницу в подходах писателей к пониманию преступления и наказания. Данная задача решается на основе сравнительного исследования взглядов писателей. И Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой дают оригинальные суждения о том, где зарождается преступление: в душе человека или под влиянием социальной среды. Установлено, что герои Ф.М. Достоевского склонны искать ответ на поставленный вопрос в себе самих, доходя до глубинных основ человеческой души, тогда как у Л.Н. Толстого социальная среда, сами люди, как создатели этой среды, толкают других людей на преступления, за которые потом их наказывают. Определено, что Ф.М. Достоевский дает собственное понимание сущности вины и ответственности. Появление вины видится им следствием грехопадения (отпадения от Бога), и пока человек отделен от Бога, он обречен чувствовать вину за свой свободный выбор. Согласно писателям, сущность наказания состоит в следующем: человек наказывает преступлением сам себя, и тогда преступление выступает наказанием (Ф.М. Достоевский), либо его наказывают другие, сами при этом совершая преступление - нарушая божественную заповедь «не судите да не судимы будете» (Л.Н. Толстой). В конечном итоге преступление всегда следствие изменения души человека, как и раскаяние - все эти действия, как полагал Ф.М. Достоевский, требуют от человека изменения своей духовной природы. Л.Н. Толстой полагал, что ни преступление, ни наказание, ни раскаяние не могут происходить вне социальной среды. Данный вывод находит подтверждение в современной социальной практике. Таким образом, современное общество пошло путем смягчения наказания. Это показало закономерность того, что частично ограниченные права при позитивном влиянии социума эффективнее способствуют исправлению человека.

Еще

Ф.м. достоевский, л.н. толстой, деструктивность, сущность вины, социальная среда, ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/149143706

IDR: 149143706   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.6

Список литературы Вина и ответственность за преступление в философских взглядах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

  • Августин Блаженный 2013 - Августин Блаженный. Исповедь. СПб.: Наука, 2013.
  • Басинский 2018 - Басинский П.В. Святой против Льва: Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.
  • Гольденвейзер 1911 - Гольденвейзер А.С. Преступление - как наказание, а наказание - как преступление: (Мотивы Толстовского «Воскресения»). Киев: Изд. товарищей в ознаменование 35-летнего юбилея адвокат. деятельности авт., 1911.
  • Достоевский 1973 - Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 6. Преступление и наказание. М.: Наука, 1973.
  • Достоевский 2007 - Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Книга очерков. М.: Эксмо, 2007.
  • Достоевский 2012 - Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Мартин, 2012.
  • Евлампиев 2012 - Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф.М. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. акад., 2012.
  • Евлампиев, Матвеева 2020 - Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю. Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24, №> 2. С. 165-180.
  • Камю 1998а - Камю А. Размышления о гильотине // Сочинения. В 5 т. Т. 4. Харьков: Фолио, 1998. С. 121-170.
  • Камю 19986 - Камю А. Посторонний // Сочинения. В 5 т. Т. 1. Харьков: Фолио, 1998. С. 317-396.
  • Камю 1998в - Камю А. Человек бунтующий // Сочинения. В 5 т. Т. 3. Харьков: Фолио, 1998. С. 59-360.
  • Кафка 2007 - Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  • Ницше 2009 - Ницше Ф. Антихрист // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 6. М.: Культ. революция, 2009. C. 109-184.
  • Стайнер 2019 - СтайнерДж. Толстой и Достоевский: противостояние. М.: АСТ, 2019.
  • Степанян 2010 - Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010.
  • Толстой 1957а - Толстой Л.Н. Воскресенье // Собрание сочинений. В 12 т. Т. 10. М.: Правда, 1957. С. 5-468.
  • Толстой 1957б - Толстой Л.Н. В чем моя вера? Произведения 1879-1884 // Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 23. М.: Худож. лит., 1957. С. 304-468.
  • Толстой 1957в - Толстой Л.Н. Соединение и перевод четырех евангелий. Произведения 18801884 // Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 24. М.: Худож. лит., 1957. С. 7-800.
  • Уильямс 2013 - Уильямс Р. Достоевский: язык, вера, повествование. М.: РОССПЭН, 2013.
  • Фромм 2010 - Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ: Астрель, 2010.
  • Фуко 2016 - Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, cop. 2016.
  • Moulin 2008 - Moulin D. Leo Tolstoy the Spiritual Educator // International Journal of Childrens Spirituality. 2008. Vol. 13, №> 4. P. 345-353.
Еще
Статья научная