Вина матери при убийстве новорожденного ребенка
Автор: Шех М.О.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-4 (86), 2023 года.
Бесплатный доступ
Проблематика правильной квалификации отдельных видов убийств обусловлена соблюдением принципов законности, справедливости и равенства всех перед законом. Для правильной квалификации убийства матерью новорожденного ребенка в первую очередь требуется установление содержания вины убийства матерью новорожденного ребенка. Нами было указано, что вина выстраивается на наличии психических расстройств, психотравмирующей ситуации, не исключающей вменяемость; ее совершение в форме прямого либо косвенного умысла, а также внезапности его формирования.
Убийство, мать, новорожденный ребенок, умысел, вина
Короткий адрес: https://sciup.org/170201445
IDR: 170201445 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-11-4-266-268
Текст научной статьи Вина матери при убийстве новорожденного ребенка
Согласно судебной статистике, в России ежегодно совершается в среднем до 500 убийств матерями своих новорожденных детей. Данные показывают, что количество таких преступлений среди иных посягательств на жизнь человека, не занимает «лидирующего» места. Однако, общественно-опасные последствия, которые наступают от убийства матерью новорожденного ребенка, негативны в социуме. В тоже время расследование убийств, совершенных матерью новорожденного ребенка, по мнению И.Н. Улитина, предполагает наличие некоторых сложностей для правильной уголовно-правовой квалификации преступления [5, с. 33]. Автор считает, что одним из сложных с точки зрения исследования выступает субъективная сторона совершения убийства матерью новорожденного ребенка.
Соглашаясь с таким мнением, отметим, что именно от оценки отношения субъекта преступления – матери к ее преступному деянию, напрямую зависит возможность применения статьи 106 УК РФ. Все это также продиктовано отнесением данного состава преступления к смягчающему виду убийств. В этой связи следует указать на общие и особенные аспекты субъектов стороны убийства матерью новорожденного ребенка.
Исходя из диспозиции статьи 106 УК РФ убийство происходит в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исклю- чающего вменяемости. В обоих случаях все это отражается на содержании субъективной стороны преступления.
Беременность, роды и период сразу после них предполагают в большинстве случаев изменение в психике женщины, наличие изменений в функционировании организма, болезненных ощущениях, а также психической неподготовленности к новым условиям жизни. Все это априори предопределяет психическое состояние, отличное от обыденных условий матери в период родов и сразу после родов; отношение к ребенку в первую очередь как части своего организма, который доставляет ей физическую боль и эмоциональное потрясение.
Психотравмирующая ситуация, которая отмечается законодателя, заключается в перечислении ряда обстоятельств, которые формируют условия для совершения убийства. К таким ситуациям, исходя из правоприменительной практики, может относиться: продолжение болевых ощущений, невозможность полноценного функционирования; нехватка денежных средств; конфликты с близкими; заболевание ребенка; отсутствие достаточного времени на сон и помощь от близких и т.д. В рамках данной ситуации и при наличии статуса новорожденного ребенка (до 28 дней) убийство ребенка будет квалифицировано по ст. 106 УК РФ.
Именно в описанном аспекте происходит формирование субъективной стороны преступления. В этой связи для правиль- ной квалификации обратим внимание на вину, как обязательный и основной элемент субъективной стороны преступления. По общему правилу вина при убийстве матерью новорожденного ребенка может быть совершено исключительна в форме умысла, что исходит из логики совершения убийства. При этом в литературе зачастую присутствует дискуссия, согласно которой в одних случаях субъективная сторона рассматриваемого преступления может быть выражена исключительно в форме прямого умысла, а в других – в форме, как прямого, так и косвенного умыслов [2, с. 39-48].
Нами предполагается наличие достаточных оснований говорить о возможности совершения убийства матерью новорожденного ребенка в любой из двух форм умысла, что объясняется тем, что при совершении обозначенного вида убийства выражается как в предвидении субъектом преступления неизбежности или возможности последствий и желании их наступления, так и нежелании, но в сознательном допущении или безразличном отношении к её наступлению [3, с. 170]. Иными словами, мать новорожденного ребенка осознает опасность своего преступного деяния, видит возможность или неизбежность общественно опасных последствий желает их последствий либо относится к ним безразлично.
Судебная практика по приговорам судов по ст. 106 УК РФ свидетельствует, что в большинстве случаев органами следствия доказывается прямой умысел совершения убийствах [4, с. 263]. Однако, А.И. Рарог, исследуя данный состав преступления, приходит к выводу, что обеспечение полного доказывания прямого умысла на самом деле требует больших данных об отношении субъекта к совершаемому преступлению. Мать в таком случае не желает последствий в виде смерти своего новорожденного ребенка, но относится к ним, как одному из путей развития возникшей ситуации и ее деяний.
Для правильной квалификации вины в совершении убийства матерью новорожденного ребенка и определения прямого либо косвенного умысла следует, по нашему мнению, использовать не интеллектуальный, а волевой контекст. Обоснованность и объективность оценки матерью складывающейся ситуации крайне сложна, что обусловлено ее психическим состоянием. Однако, именно по волевому аспекту возможным будет выступать установление наличия желания наступления последствий в виде смерти ребенка либо лишь допустимости такого исхода.
Помимо этого, важной характеристикой вины, как признака субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, является определение границ формирования умысла на совершение убийства новорожденного ребенка своей матерью. В случае формирования заранее умысла на убийство новорожденного ребенка, возникает вопрос о допустимости считать наличие психотравмирующей ситуации либо психических расстройств. Убийство матерью новорожденного ребенка может быть связано и с иными обстоятельствами, которые не связаны с диспозицией статьи 106 УК РФ. В этой связи крайне важно определить именно момент формирования умысла на убийство. В таком случае сделаем вывод, что внезапность формирования умысла на убийство является критерием правильной квалификации убийства по ст. 106 УК РФ.
Помимо этого, особого внимания заслуживает и вопрос отделения случаев убийства новорожденного в состоянии невменяемости, что исключает возможность привлечения к уголовной ответственности вообще. В этой связи назначение и проведение судебнопсихиатрических экспертиз позволяет установить допустимость и объективность восприятия совершенного преступления. Все это особенно актуально в том разрезе, что именно по ст. 106 УК РФ наиболее часто принимается решение о прекращении уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления, а именно по причине невменяемости матери.
Таким образом, вина совершения убийства матерью новорожденного ребенка предполагает формирование на основании трех основных факторов: психическое расстройство; психотравмирующая ситуация и исключение невменяемости. Вина по ст. 106 УК РФ выражается в прямом либо косвенном умысле. Мать осознавала общественную опасность своих деяний, предвидела их последствия, желая их наступления либо допускала, как один из вариантов развития событий. Вина также предусматривает «стихийность» формирования, то есть отсутствие заблаговременного периода подготовки обоснований своих действий. В этой связи важно отличать нахождение матери в особом психическом состоянии либо ситуации, негативного отношения к ребенку, как следствия возникших жизненных обстоятельств и умысла на его убийство. Ситуация может присутствовать более длительное время, чем умысел у матери на убийство новорожденного ребенка.
Список литературы Вина матери при убийстве новорожденного ребенка
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
- Дядюн, К.В. Проблемные вопросы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка / К.В. Дядюн // Адвокат. - 2016. - № 5. - С. 39-48. EDN: VXOVQT
- Ефимиади, Е.А. Уголовно-правовые аспекты убийства матерью новорожденного ребенка / Е.А. Ефимиади, С.С. Медведев // Эпомен. - 2021. - № 57. - С. 164-172. EDN: ITWYMF
- Тулкуева, В.Т. О субъективных признаках убийства матерью новорожденного ребенка / В. Т. Тулкуева // Евразийское Научное Объединение. - 2021. - № 11-4(81). - С. 263-265. EDN: DOOHTI
- Улитин, И.Н. Некоторые вопросы субъективной стороны убийства матерью новорожденного ребенка / И.Н. Улитин // Znanstvena Misel. - 2019. - № 4-1 (29). - С. 33-36. EDN: DFFEFQ