Виртуализация предпринимательской культуры в постиндустриальном обществе XXI века
Автор: Шевченко Ольга Павловна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 9, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье отмечается, что различные локальные формы культуры общества, в том числе и предпринимательская культура, в XXI веке серьезным образом трансформируются. Одним из факторов глубоких изменений социокультурной среды является прогресс информационно-компьютерных технологий, а также усиление влияния Интернета в социуме, результатом чего становится виртуализация культуры. Вместе с тем процесс перевода различных культур (и предпринимательской в том числе) в цифровую плоскость характеризуется как общими типичными тенденциями, так и дифференциальными. Именно поэтому одной из задач социологического анализа предпринимательской культуры на современном этапе выступает изучение проблематики ее виртуализации. При этом предпринимательская культура подвергается как внешней трансформации за счет изменения облика, так и внутренней - в результате выбора инновационных средств ее трансляции. Делается вывод о том, что своевременные социологические исследования позволят составить долгосрочный прогноз динамики развития предпринимательской культуры в условиях общества XXI в., что может быть учтено предпринимателями при принятии управленческих решений с целью оптимизации деятельности.
Общество, социокультурные трансформации, интернет, информационно-компьютерные технологии, виртуализация, культура, предпринимательская деятельность, предпринимательская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/149138682
IDR: 149138682 | DOI: 10.24158/tipor.2021.9.2
Текст научной статьи Виртуализация предпринимательской культуры в постиндустриальном обществе XXI века
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia, ,
Начало XXI в. ознаменовалось глубокими трансформациями социальной системы как на макро-, так и на микроуровнях. Основными факторами, обусловившими происходящие динамические процессы, стали информационно-коммуникационные. Изменения в формах и способах общения не просто привели к опосредованию взаимодействия социальных акторов – произошли кардинальные трансформации реальности, связанные с виртуализацией социума. Эта проблема закономерно оказалась в центре внимания представителей науки.
Как справедливо отмечают исследователи, «XXI век характеризуется многими процессами, но одним из самых значимых принято считать глобализацию, которая повлияла на все сферы жизни общества, в том числе на духовную. Современный человек с раннего детства погружен в информационную среду, ведь он живет в эпоху бурного развития Интернета и современных компьютерных технологий» [1].
Вместе с тем глобальная компьютерная сеть диверсифицированно воздействует на жизнь общества. Это влияние проявляется в политической, экономической, социальной сферах общества. Однако одно из наиболее эффективных проявлений воздействия Интернета имеет место именно в духовной сфере социума. Сложившиеся условия социальной среды оказались весьма подходящими для влияния как на общество в целом (уровень проникновения информационнокомпьютерных технологий растет с каждым годом - это объективный факт), так и на систему культуры, на различные ее локальные формы.
Как отмечают В.И. Колношенко и О.В. Колношенко, «Интернет предоставляет индивиду возможность иметь доступ к массивам информации, которые в недавнем прошлом для него были закрыты: следить за событиями международной и культурной жизни, создавать вместе с другими пользователями культурные ценности, литературные и музыкальные произведения, устраивать выставки, проводить презентации, активно участвовать в социально-культурной деятельности» [2].
Демократизация коммуникационной среды общественной жизни, появление непрофессиональных коммуникативных акторов привели к существенным изменениям в процессах социализации, воспитания, приобщения молодежи к культуре - основополагающим процессам культурной динамики. Вследствие стихийной социализации все чаще стала наблюдаться «эрозия» социокультурного пространства, а также его энтропия. Основной проблемой современного информационного общества стала именно преемственность культуры, процесс ее трансмиссии от старших поколений к подрастающим.
Кроме того, по мнению исследователей, современные процессы в системе культуры характеризуются:
-
- «широким распространением принципиально новых художественно-творческих практик;
-
- изменениями в системе функций традиционных институтов культуры;
-
- расширением и углублением процесса коммуникативного взаимодействия людей;
-
- коренными переменами в духовном облике человека;
-
- изменением “конфигурации информационного поля”, окружающего современного человека» [3].
Характерной чертой информационного общества применительно к сфере культуры стала так называемая виртуализация. Различные проблемные аспекты данного процесса применительно к социальной реальности под воздействием прогресса информационно-компьютерных технологий были всесторонне рассмотрены в рамках группы теорий, которые можно условно объединить под наименованием «теории социальных изменений». По своей сути подобные теоретические построения близки к социологической парадигме социально-исторического детерминизма, родоначальником которой стал легендарный немецкий ученый К. Маркс [4] и группа его последователей. Представители данной парадигмы понимают социальную реальность как совокупность объективных отношений, возникающих в конкретных социально-экономических условиях. Таким образом, прогресс экономики, науки, техники, информационных технологий и т. д. в представлениях теоретиков парадигмы социально-исторического детерминизма выступает в качестве решающего фактора изменений в социуме на макро- и микроуровне реальности, в том числе и в сфере предпринимательской культуры, рассматриваемой как элемент духовной жизни. Именно такой позиции придерживались, в частности, М. Маклюэн [5] и Э. Тоффлер [6], доказывавшие факт наличия глубоких изменений в социокультурной среде под воздействием информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий (как результат, возникают «глобальная деревня» и «блип-культура»).
В рамках парадигмы социально-исторического детерминизма рассматривали виртуализацию социума такие зарубежные исследователи, как А. Крокер, М. Вейнстейн [7], А. Бюль [8] и др. Как полагают ученые, развитие Интернета, информационно-компьютерных технологий с неизбежностью способствует появлению новой виртуальной реальности, которая выступает объективным следствием происходящих технико-технологических модернизаций социума.
Центральным элементом данной теории выстукает понятие «виртуальный». Как отмечает В.М. Гордиевских, «виртуальный» - это такой, который может появиться при определенных условиях, либо существующий в воображении [9]. Различные словари определяют понятие «вирту- альный» во многом сходным образом: существующий в воображении, в изображениях (кино, тексты, рисунки и т. п.). При нарушении самовосприятия оно может отождествляться с действительным, существующим в реальности [10].
Как полагает Д.В. Иванов, «компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Общество в традиционном его понимании замещается киберпротезом – виртуальным магазином. Киберпротезирование институциональных форм является характерной особенностью и иных видов виртуального взаимодействия – виртуальных сообществ, виртуальных корпораций, виртуальных развлечений, виртуальных преступлений и т. д.» [11, с. 13–14].
В обществе XXI в. процессы виртуализации неизбежно оказывают влияние и на культуру. Как отмечает Т.Д. Лопатинская, «развитие культуры представляет собой динамичный процесс, в котором различимы прогрессивные преобразования. Под влиянием процесса информатизации культура стала погружаться в новое многомерное киберпространство, мир виртуальных феноменов. Следствием этого стал процесс виртуализации современной культуры» [12].
Суть проблемы виртуализации культуры видится исследователям не просто в техническом преобразовании физической реальности, создании «копий» феноменов, явлений духовной жизни. Следует учитывать и тот факт, что виртуальная компьютерная реальность обладает способностью генезиса собственных культурных форм. С точки зрения Е.Ю. Круговой, «создаваемая виртуальная реальность – не просто отражение окружающего мира, это в некоторой степени са-мовоспроизводящаяся система, придерживающаяся в процессе своего развития заданных закономерностей, но строящая свою “жизнь” в соответствии с получаемыми сведениями. Виртуальный мир порождает собственную культуру, основной ценностью которой являются теоретические знания и информационная деятельность. В ней теряют значимость традиционные социокультурные нормы и идеалы, взамен которых возникают новые культурные формы материальной и духовной предметности» [13].
Именно поэтому в современных условиях активно происходящего процесса виртуализации социума, в том числе и его социокультурного пространства, внимание исследователей сосредотачивается на различных локальных формах доминирующей культуры. Одной из них выступает предпринимательская культура. Эта форма культуры объединяет социокультурным содержанием различных участников бизнес-процессов, а также других акторов, с разной степенью интенсивности включенных в предпринимательскую деятельность.
С точки зрения зарубежных исследователей, предпринимательская культура – это «определенная социетальная культура, в рамках которой особо ценятся такие качества, как индивидуальная инициатива, энергичность и уверенность в собственных силах» [14].
Отечественные исследователи С.Г. Михнева и Е.В. Малышева в свою очередь полагают, что предпринимательская культура представляет собой «органическое целое: с одной стороны, она ориентирована на достижение определенных целей, а с другой стороны, нормы и ценности, заложенные в национальной культуре, позволяют определить цену, которую готово заплатить общество при достижении данных целей» [15].
В современном обществе Интернет и информационно-компьютерные технологии оказывают весьма серьезное влияние на предпринимательскую культуру. Это, по мнению исследователей, обусловлено тем, что «сбор, хранение и доступность информации намного упрощают жизнь современного человека, приравнивают его к другим пользователям Интернета. Это расширенная возможность общения с другими пользователями. Это возможность ведения бизнеса в интернет-сети, изучения любых языков мира без посторонней помощи» [16].
Кроме того, именно глобальная компьютерная сеть представляет собой уникальную бизнес-площадку, ранее не известную человечеству. В этой связи вполне закономерно, что постепенно часть бизнеса переходит к виртуальному предпринимательству. Как полагает А.И. Сметанина, «виртуальное предпринимательство – это тип предпринимательства, предполагающий осуществление предпринимательской деятельности в сети Интернет, использование виртуального капитала, предложение виртуальной продукции и ее оплату с помощью электронных платежных систем» [17]. Однако виртуальное предпринимательство – лишь один из эффектов проникновения информационно-компьютерных технологий в бизнес-среду. В целом исследователи обращают внимание на такую тенденцию общества XXI в., как изменение экономической культуры в эпоху виртуализации и доминирующей интернет-коммуникации.
В этой связи Е.Ю. Кругова указывает, что такая «культура выражает совокупность экономических, социально-политических и духовных отношений, состояний и изменений, сопровождающихся процессами опредмечивания и распредмечивания общественно-хозяйственной деятельности, посредством которых накапливается, передается и осваивается людьми опыт, знания, навыки» [18].
Глубокие изменения, связанные с предпринимательской культурой XXI в., обусловлены, таким образом, не только социотехническими, но и социально-экономическими факторами, которые тесно взаимодействуют между собой. Однако именно виртуализация социально-экономической реальности наиболее заметна и характеризуется рядом очевидных индикаторов проявления.
Важной тенденцией стало именно то, что в XXI в. с развитием сети Интернет многие явления, процессы, феномены общества меняют свой привычный, устоявшийся облик. Уникальность современной ситуации состоит в том, что информационно-компьютерные технологии, составляющие основу интернет-коммуникации, обладают способностью создавать так называемые «копии реальности». Аудиовизуальные возможности Интернета на сегодняшний день таковы, что глобальная сеть с высокой долей достоверности способна «копировать» феномены повседневной реальности, которые, вместе с тем, не могут считаться их полноправными аналогами (трансляции спектаклей, концертов, музейных экспозиций, общение между интернет-коммуникаторами, даже распространение слухов и сплетен в Сети и т. п.).
В этих условиях новой информационно-компьютерной реальности как культура общества в целом, так и ее элементы, разновидности, субкультуры (локальные культурные формы), в том числе и предпринимательская культура, испытывают серьезное влияние со стороны электроннокоммуникационной среды. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Следует отметить, что основу доминирующей культуры (как и локальных культурных форм) составляет опыт старших, наиболее авторитетных членов социокультурного образования, передаваемый младшим поколениям. В условиях опосредования коммуникативных процессов, переноса значительной их части в пространство Интернета передача такого опыта предполагает существенные изменения. В условиях российского общества собственно локальная проблема адаптации к новым коммуникативным условиям осложняется тем, что предпринимательская культура на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране не могла полноценно развиваться, советская командная экономика фактически исключала частный бизнес. В результате в обществе оказалось крайне мало носителей предпринимательской культуры, которые к тому же стали испытывать закономерные проблемы с осуществлением коммуникации. Именно в рамках культурной коммуникации происходит эффективная передача опыта носителей предпринимательской культуры, в целом всего социокультурного содержания (ценностей, норм, мировоззрения и т. п.) предпринимательской деятельности.
В новых условиях решающее значение приобретают именно опосредованные взаимодействия, что меняет в корне характер и направленность культуры, практически лишает ее возможностей «локального закрытия». Как следствие, российская предпринимательская культура в условиях открытого глобального информационного общества испытывает серьезное воздействие со стороны различных национально-этнических предпринимательских культур. Подобный процесс объективно «размывает» доктринальное ядро российской предпринимательской культуры, которое уже является неустойчивым и противоречивым в силу объективных социальноисторических обстоятельств.
Таким образом, рассмотрев тенденции виртуализации предпринимательской культуры в обществе XXI в., целесообразно подвести некоторые итоги. Процесс виртуализации социального пространства в современном обществе носит объективный характер и обусловлен высоким уровнем развития информационно-компьютерных технологий, вследствие чего глобальная сеть Интернет вышла за пределы собственно средства массовой информации и стала особой социотех-нической средой, способной создавать «копии» явлений, процессов, элементов общества и системы культуры. Подобное понимание социальной реальности в целом соответствует социологической парадигме социально-исторического детерминизма. В этой связи под влиянием информационно-компьютерных технологий, Интернета изменения в облике предпринимательской культуры становятся неизбежными, объективно обусловленными прогрессом общества. Возникновение виртуальной реальности также предопределено технико-технологическими изменениями, а основной задачей социологии на современном этапе выступает адекватное консультативное и прогностическое реагирование на виртуализацию социального пространства, в том числе и предпринимательской культуры.
В рамках парадигмы социально-исторического детерминизма процесс виртуализации предпринимательской культуры выглядит закономерным, а глубина и интенсивность происходящих изменений обусловлены спецификой предпринимательской деятельности, зачастую носящей инновационный характер, а потому активно использующей возможности интернет-коммуни-кации. Виртуализация оказывает воздействие как на облик предпринимательской культуры, так и на средства ее трансляции. В современных условиях значение имеет организация специальных социологических исследований, особенно на эмпирическом уровне, с целью получения первичной информации о характере и направленности процесса виртуализации предпринимательской культуры. Эффективно организованные социологические исследования позволят построить прогнозы динамики предпринимательской культуры в условиях общества XXI в., что особенно важно при принятии управленческих решений.
Список литературы Виртуализация предпринимательской культуры в постиндустриальном обществе XXI века
- Алексеева Е.А., Алексеев А.В. Интернет: аспекты влияния на традиционную и современную культуру // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3, № 13. С. 1058-1059.
- Колношенко В.И., Колношенко О.В. Интернет в культуре: значение и последствия влияния // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 3. С. 71-81. https://doi.Org/10.17805/trudy.2019.3.11.
- Там же.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М., 1986. 104 с.
- McLuhan M. Culture is Our Business. N.Y., 1970. 336 p.
- Toffler А. Revolutionary Wealth. Knopf, 2006. 490 р.
- Kroker A. Weinstein M. Data Trash: The Theory of Virtual Class. Montreal, 2001. 158 р.
- Bühl A. Die Virtuelle Gesellschaft des 21. Jahrhunderts: Sozialer Wandel im Digitalen Zeitalter. Wiesbaden, 2000. 541 р. https://doi.org/10.1007/978-3-322-89605-6.
- Гордиевских В.М. Сущность, структура и классификация современных технологий виртуализации // Вестник Шад-ринского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (25). С. 124-132.
- Там же.
- Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000. 96 с.
- Лопатинская Т.Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 34-38.
- Кругова Е.Ю. Виртуализация деятельности субъектов как переход к новой экономической культуре // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 9 (43). С. 69-75.
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2004. 620 с.
- Михнева С.Г., Малышева Е.В. Экономическая природа и сущность предпринимательской культуры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические наук. 2013. № 1. С. 50-56.
- Рябченок О.Н., Фастович Г.Г. Интернет и его воздействие на современное общество // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1. С. 143-145. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10639.
- Сметанина А.И. Гипотеза виртуализации предпринимательской деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 43-51.
- Кругова Е.Ю. Указ. соч.