Виртуально-симулятивное пространство культуры в контексте динамики масштабирования электронной экранности: социокультурная сфера актуализации

Автор: Берлева И.Н., Беляев Д.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 11, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена комплексному, философско-культурологическому рассмотрению феномена виртуальной культуры в контексте трансформации электронной экранности. Актуальность исследования обусловлена масштабом интеграции экранных технологий в современное социокультурное пространство, а также динамикой виртуализации культурных феноменов и практик. Методологически работа опирается на принципы нарративного исследования медиаартефактов, а также на методы компаративного культурфилософского анализа и историко-культурной реконструкции. Как наиболее актуальная и эвристически перспективная, аналитика экранной культуры выступает объектом исследования. В статье также рассматриваются вопросы когерентности экранности и виртуальности как модальностей электронной культуры. Отдельно рассматривается понятие «симуляции» (в трактовке Ж. Бодрийара) и его экспликации в фокусе экранной реальности. Особое внимание уделяется раскрытию сущности диалогового пространства между человеком, социумом и виртуальностью.

Еще

Экранность, экранная культура, виртуальная культура, виртуальная реальность, симуляции, компьютерные технологии, цифровизация, электронная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/149142022

IDR: 149142022   |   DOI: 10.24158/fik.2022.11.2

Список литературы Виртуально-симулятивное пространство культуры в контексте динамики масштабирования электронной экранности: социокультурная сфера актуализации

  • Беляева У.П. Видеоигры как технокультурный феномен: история становления и социокультурная значимость // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7. № 3. С. 93-95. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2021-7-3-0-10.
  • Беляева У.П., Фролова Е.С., Типунова А.С. Инфосфера публичной истории в современных экранных медиа: социально-философский анализ // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14. № 1 -2. C. 239-240.
  • Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., 2015. 240 с.
  • Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда: сб. ст. М., 2006. С. 36.
  • Кириллова Н.Б. Экранная культура в современном медиапространстве. Екатеринбург, 2006. С. 127.
  • Козьякова М.И. Экранная культура как умножение пространства: парадоксы новых миров [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2021. № 2. URL: http://cult-cult.ru/screen-culture-as-multiplication-of-space-paradoxes-of-new-worlds/ (дата обращения: 10.10.2022).
  • Крашенинникова М.А., Супиченко А.С. Виртуальная реальность в современной медиапрактике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 4. С. 104.
  • Разлогова К.Э. Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. ст. СПб., 2012. С. 13.
  • Qoltekin A., Oprean D., Wallgrun J.O., Klippel A. Where Are We Now? Re-visiting the Digital Earth through human-centered virtual and augmented reality geovisualization environments // International Journal Digit Earth. 2019. Vol. 12 (2). P. 119-122. https://doi.org/10.1080/17538947.2018.1560986.
  • Cunningham S., Craig D., Silver J. YouTube, Multichannel Networks and the Accelerated Evolution of the New Screen Ecology // Convergence. 2016. Vol. 22 (4). P. 378-379.
  • Grigoryev S.L. Screen Culture Ontology: Towards the Problem Statement // Communicology. 2022. Vol.10. № 2. P. 60-62. https://doi.org/10.21453/2311 -3065-2022-10-2-57-68.
  • Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. № 7. P. 32-35.
  • Kryshtaleva M.K. The Processes of Alienation in the Modern World and their Features in Visual Culture // AI & Soc. 2017. Vol. 32. P. 118.
  • Manovich L. Media after Software // Journal of Visual Culture. 2013. №. 12 (1). P. 34. References:
  • Baudrillard, J. (2015) Simulacra and simulations. Moscow, Izdatel'skiy dom "POSTUM". 240. (In Russian)
  • Belyaeva, U.P. (2021) Video Games as a Technical and Cultural Phenomenon: The History of Formation and Sociocultural Importance Research Result. Social Studies and Humanities. 7, 3. Available from: doi:10.18413/2408-932X-2021-7-3-0-10. (In Russian)
  • Belyaeva, U.P. Frolova, Ye.S. & Tipunova A.S. (2022) The Infosphere of Public History in Contemporary Screen Media: A Socio-philosophical Analysis. Modern Studies of Social Issues. 14, (1-2), 239-240. (In Russian)
  • Bychkov, V.V. & Man'kovskaya, N.B. (2006) Virtual'naya real'nost' kak fenomen sovremennogo iskusstva [Virtual Reality as a Phenomenon of Contemporary Art]. Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda. Digest of Articles. Moscow, IF RAN, 36. (In Russian)
  • Qoltekin, A., Oprean, D., Wallgrun, J.O. & Klippel A. (2019) Where Are We Now? Re-Visiting the Digital Earth through Hu-mancentered Virtual and Augmented Reality Geovisualization Environments. International Journal Digit Earth. 12 (2), 119-122. Available from: doi:10.1080/17538947.2018.1560986.
  • Cunningham, S., Craig, D. & Silver, J. (2016) YouTube, Multichannel Networks and the Accelerated Evolution of the New Screen Ecology. Convergence. 22 (4), 378-379.
  • Grigoryev, S.L. (2022) Screen Culture Ontology: Towards the Problem Statement. Communicology.10 (2), 60-62. Available from: doi: 10.21453/2311 -3065-2022-10-2-57-68.
  • Huhtamo, E. (2004) Elements of Screenology: Toward Archaeology of the Screen. ICONICS: International Studies of the Modern Image. (7), 32-35.
  • Kirillova, N.B. (2006) Ekrannaya kul'tura v sovremennom mediaprostranstve [Screen Culture in Modern Media Space]. Yekaterinburg, Ural'skiy rabochiy. 127. (In Russian).
  • Koz'yakova, M.I. (2021) Ekrannaya kul'tura kak umnozheniye prostranstva: paradoksy novykh mirov [Screen Culture as Multiplication of Space: Paradoxes of New Worlds] [Electronic resource]. Kul'tura kul'tury. (2) Available at: http://cult-cult.ru/screen-culture-as-multiplication-of-space-paradoxes-of-new-worlds/ (accessed 10.10.2022). (In Russian)
  • Krasheninnikova, M.A. & Supichenko, A.S. (2020) Virtual Reality in Modern Media Practice. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. (4), 104. (In Russian)
  • Kryshtaleva, M. K. (2017) The Processes of Alienation in the Modern World and Their Features in Visual Culture. AI & Soc. 32, 118.
  • Manovich, L. (2013) Media after Software. Journal of Visual Culture. (12), 34.
  • Razlogova, K.E. (2012) Ekrannaya kul'tura. Teoreticheskiye problemy [Screen Culture. Theoretical Issues]. Digest of Articles. St. Petersburgsb, Izdatel'stvo "Dmitriy Bulanin". 13. (In Russian)
Еще
Статья научная