Визуализация исторической памяти в сетевом обществе: методологические основания исследования
Автор: Аникин Даниил Александрович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются методологические подходы к изучению визуальных образов исторической памяти, раскрывается различие перформативной и репрезентационной парадигм в историческом познании. Специфика перформативной парадигмы, тесно пересекающейся в методологическом смысле с акторно-сетевым подходом, заключается в понимании самого акта представления как сложного взаимодействия исторической реальности с современными артефактами, выступающими способами передачи информации о прошлом. Вновь возникающий визуальный образ (памятник, символ или мем) является сочленением материальных и нематериальных структур, которые могут подвергаться культурному кодированию или декодированию, чем объясняется многозначность визуального исторического образа. По мнению автора, визуальные практики закрепления прошлого еще недостаточно изучены в социально-философском дискурсе, что делает необходимым выявление закономерностей трансформации визуальных образов в контексте общих закономерностей социальной динамики и становления сетевого общества. Актуальным является анализ взаимосвязи визуализации исторической памяти с современными тенденциями социального развития, прежде всего с превращением сетевых коммуникаций в господствующий тип социального взаимодействия. Этот процесс приводит к тому, что историческая память становится предметом конкурирующих стратегий со стороны политических акторов, а способом достижения заданных целей становится не только создание новых образов, но и придание новых смыслов уже имеющимся. Символическая конкуренция разворачивается на уровне интерпретации циркулирующих в обществе визуальных образов, приписывании или отрицании определенных значений. Основными тенденциями сетевого общества, способствующими актуализации визуальных образов в качестве неотъемлемых элементов коммеморативных практик, стоит считать плюрализацию, полиморфизацию и виртуализацию. Плюрализация определяется множественностью политических акторов, использующих визуальные образы в качестве средств присвоения символического капитала, циркулирующего в обществе. Полиморфизация заключается в принципиальной невозможности единственной стратегии интерпретации. Виртуализация напрямую связана с возникновением и развитием виртуальных коммуникаций, позволяющих перевести способ сетевого взаимодействия в базовый принцип обеспечения коллективной солидарности и исходную точку процессов самоидентификации.
Историческая память, визуализация, практики, сетевое общество, сеть
Короткий адрес: https://sciup.org/14974873
IDR: 14974873 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.5
Список литературы Визуализация исторической памяти в сетевом обществе: методологические основания исследования
- Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности/Я. Ассман. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -368 с.
- Беньямин, В. Краткая история фотографии/В. Беньямин. -М.: Ad Marginem, 2015. -143 c.
- Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения/В. Беньямин. -М.: РГГУ, 2012. -288 c.
- Визуальная антропология: городские карты памяти. -М.: Вариант, 2009. -312 c.
- Доманска, Э. Перформативный поворот в современном гуманитарном знании/Э. Доманска//Способы постижения прошлого: Методология и теория исторической науки. -М.: Канон +, 2011. -С. 226-236.
- Ле Гофф, Ж. История и память/Ж. Ле Гофф. -М.: РОССПЭН, 2013. -303 c.
- Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего/М. Маклюэн. -М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2013. -412 c.
- Франция-Память. -СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. -298 c.
- Шенк, Ф. Александр Невский в русской культурной памяти/Ф. Шенк. -М.: Новое литературное обозрение, 2007. -592 c.
- Штом пка, П. Визуальная социология/П. Штомпка. -М.: Логос, 2007. -168 c.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Взгляды и образы: методология, анализ, практика/Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов//Визуальная антропология: настройка оптики. -М.: Вариант, 2009. -С. 7-16.