Визуальный источник: перспективы, проблемы и ограничения использования информационного ресурса

Бесплатный доступ

Статья написана в русле актуального в современной социокультурной ситуации подхода, сформировавшегося в результате визуального поворота в исторической науке. В ней впервые анализируется специфика визуальных источников как информационного ресурса исследований российской истории. Автором использована методология когнитивной модели источниковедения, согласно которой изображение и письменный текст относятся к разным типам источников. Они отличаются не только материальными носителями, но и принципами кодировки информации. Цель статьи - показать перспективы и выявить объективные и субъективные ограничения в исследовании и декодировании историком различных изображений. Опыт работы с визуальными источниками различных эпох русской истории показывает, что продуктивные результаты возможны только при использовании специальных, строго продуманных методов и междисциплинарного подхода. При этом историка подстерегает целый комплекс проблем. Часть из них (отсутствие свободного доступа к изображениям, невозможность получить качественные копии и т. п.) не зависит от воли и профессионализма исследователя. Другие связаны с тем, что в изображениях, в отличие от привычных историку письменных источников, информация кодируется в виде образов, они требуют от ученого особой интеллектуальной подготовки, расширения его профессионального горизонта. Однако это не является поводом отказываться от такого важного информационного ресурса. Необходимо и дальше разрабатывать, совершенствовать и профессионально обсуждать методы источниковедческого анализа визуальных источников и их археографического описания.

Еще

Русская история, источниковедение, визуальный источник, кодировка информации, методы анализа

Короткий адрес: https://sciup.org/147240123

IDR: 147240123   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.875

Список литературы Визуальный источник: перспективы, проблемы и ограничения использования информационного ресурса

  • Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 216 с.
  • Епишин А. С. Революционные архетипы в произведениях русской живописи 1880-1910-х годов. Эволюция образов // Человек и культура. 2012. № 1. С. 188-205 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article_95.html (дата обращения 15.12.2022).
  • Мазур Л. Н. Визуальный поворот в исторической науке: от текста к образу // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: Сборник статей. М.: Нестор-История, 2019. С. 52-72.
  • Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008. 358 с.
  • Медушевская О. М. Эмпирическая реальность исторического мира // Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания: Материалы XX Междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. - 2 февр. 2008 г.: В 2 ч. М.: РГГУ, 2008. Ч. 1. С. 24-34.
  • Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб.: Александрия, 2019. 448 с.
  • Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. М.: МГУ, 1974. 160 с.
  • Сукина Л. Б. Визуальные источники русского Средневековья в историческом исследовании: некоторые методологические наблюдения // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4, №. 4. С. 113-132.
  • Сукина Л. Б. Лицевые рукописи в музейных собраниях: задачи и проблемы археографического описания // Археография музейного предмета: Материалы Междунар. науч. конф. Москва, 16-17 марта 2012 г.; Отв. ред. Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков, М. Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 2012. С. 167-170.
  • Черкасова М. С. Купец Г. М. Фетиев: исследование и архив. Вологда: Древности Севера, 2020. 256 с.
  • Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Л.: Наука, 1985. Т. 16. С. 3-24.
Еще
Статья научная