Владение в системе российского гражданского законодательства
Автор: Баширина Е.Н., Закарян А.Г., Фирсова Н.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1-1 (76), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается один из институтов вещного права Российской Федерации, институт владения и владельческой защиты. На сегодняшний день нормативного закрепления понятия права владения в российском законодательстве нет. Как нет и института владения в российском гражданском праве. Также установлено, что на сегодня в российском законодательстве, нет легального понятия «вещных прав» и четкой их систематизации.
Гражданское право, законодательство, владение, вещное право, право собственности
Короткий адрес: https://sciup.org/170198149
IDR: 170198149 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-1-75-78
Текст научной статьи Владение в системе российского гражданского законодательства
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) [1], право собственности рассматривается, через «триаду правомочий». Правомочие владения, пользования и распоряжения.
При более подробном исследовании элементов «триады правомочий», можно признать, что под владением понимается именно фактическое обладание вещью как своей собственной и в течение определенного законом срока. Владение должно осуществляться добросовестно, что отражается в бережном, ответственном владении ею (оплата расходов на содержание, проведение ремонта и прочее). Без владения вещью, осуществление прочих правомочий, например, извлечении из вещи выгоды, доходов, распоряжение вещью практически невозможно, владение составляет основу реализации правовых возможностей.
Под владением следует понимать законодательно закрепленную возможность фактического обладания вещью, имуществом и контроля над ним определенным лицом или лицами, в том числе собственниками добросовестно и законно. Само понятие владения интересно тем, что оно содержит в себе как объективный критерий (наличие вещи, фактическое обладание ею), так и субъективный (наличия же- лания обладать, владеть вещью, беречь её и относиться как к собственной). При этом, отсутствие одного из данных критериев не позволяет говорить о наличии у лица права владения.
Существуют два типа реализации права владения. Это пожизненное и временное. Так, пожизненное владение будет начинаться тогда, когда вещь начнет принадлежать обладателю, а прекращаться тогда, когда вещь будет отчуждена, либо когда обладатель умрет. Есть также и пожизненно наследуемое владение. В этом случае, все правомочия наследодателя-владельца вещи будут переходить к наследникам.
Временным владением является реализация правомочий без перехода права собственности и на определенный отрезок времени. Например, владение жилым или нежилым помещением, зданием, сооружением, земельным участком по договору аренды, субаренды.
Приобретательную давность стоит рассматривать, не только как способ возникновения права собственности, но и как средство защиты владения [2, с. 12].
Как отмечено в Консультативном заключении Суда Евразийского экономического союза от 10 июля 2020 года № СЕ-2-1/2-20-БК [3] и подтверждается статьей
606 ГК РФ [4], временным владением может быть и лизинг.
В соответствии с субъективной теорией владельцем считается тот, кто имеет цель обладать вещью для себя. К таким лицам относятся собственники имущества, а также незаконные владельцы - те, кто владеет чужим имуществом и добросовестно или недобросовестно демонстрирует себя его собственником.
Понятие пользования подразумевает собой «опирающуюся на дозволение закона возможность извлечения из вещи её полезных свойств и доходов» [5, с. 109]. Под пользованием подразумевается возможность эксплуатации вещи, извлечения из нее выгоды, а также доходов. Распоряжение вещью предоставляет собой возможность распоряжаться ее судьбой, например, продать, дарить, передать в аренду, в залог. Право распоряжения отличает собственника имущества от иного владельца и пользователя, распоряжение может осуществляться собственником путем воздействия на вещь.
Некоторые авторы считают, что право распоряжения вещью выделяется среди других правомочий собственника тем, что взятое в отдельности, оно является регулятивным правомочием, при этом более емким, юридически насыщенным. Однако будучи элементом триады, оно подчиняется ее логике [6, с. 156].
Другие авторы связывают владение с правом собственника обеспечивать разнообразными способами и средствами защиту своего имущества, его сохранность [7, с. 50]. Однако, правомочия собственника вещи не могут быть безграничными, они ограничены законом, правами других лиц. Нельзя злоупотреблять правом и обходить закон. На практике под действиями в обход закона понимаются в первую очередь сделки [8]. Нельзя использовать вещь для нанесения вреда другим лицам, нельзя злоупотреблять правом, использование вещи и защита прав собственности на вещь должны осуществляться в рамках закона. Именно поэтому законом установлены ограничения, запреты, ответственность, ведь собственник, в руках которого находится абсолютная власть над вещью, при реализации своих правомочий может злоупотребить пределами своих прав. Например, наиболее часто собственники земельных угодий склонны действовать недобросовестно, присваивая себе часть земельных участков соседних территорий, незаконно расширяя свои границы участков.
Анализ судебной практики показывает, что гражданам в признании приобретательной давности отказывают тогда, когда титульным владельцем являются субъект РФ, муниципальное образование, Российская Федерация [9, с. 242; 10, с. 188].
В пункте 2 статьи 10 ГК РФ закрепляются последствия нарушения пределов осуществления прав. Так, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применить иные меры, предусмотренные законом [11].
В Конституции РФ есть нормы и частного характера, так, в пункте 2 статьи 36 указано, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц[12].
Стоит согласиться с Н.В. Воронцовой, что «и правоприменительная практика, и цивилистическая наука признают двойственную юридическую природу владения. С одной стороны, это одно из правомочий собственника, позволяющее иметь непосредственный контроль за имуществом, содержать в своем реальном обладании. С другой стороны, владение представляет собой общий элемент, характерный для любого вещного права, поскольку выражается в обладании (фактическом) вещью. Соответственно, юридическая наука признает дуализм понятия владения, это одновременно и вещное право и одно из правомочий права собственности» [13, с. 107].
Как отмечает В.Д. Князев, «институт владения в классическом понимании не нашел отражения в Гражданском кодексе, но достаточно широко используется в судебной практике» [14, с. 204]. Согласимся с П.А. Перевозниковой «в судебной практике закрепилось понимание права владе- ния» [15, с. 161]. Так, в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 11 июня 2020 года по делу № А63-18047/2019
отмечается, что «право владения – это фактическое обладание вещью» [16].
В случаях, если собственник перестал обладать вещью не по своей воле, например, в случаях хищения вещи, либо мошеннических действий, то собственник не перестает оставаться законным собственником вещи. В данном случае, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, используя все законные методы, например, обраща- ясь в исполнительные органы власти, суд. При этом, следует учитывать трехлетний срок исковой давности по таким делам.
Также есть фактические владельцы, которые по тем или иным причинам не оформляют свое право владения. Напри- мер, собственник квартиры умер, а родственники не оформили вступление в наследство [17, с. 27], но продолжают жить в жилом помещении.
Таким образом, понятие владения в гражданском праве разграничивается. А законодатель не дает легального определения понятия владения. Фактическое владение предполагает также неправовое основание. Владение рассматривается и как «одно из правомочий прав собственника» [18, с. 37].
Исследование сущности владения позволяет утверждать о невозможности выде- ления владения как самостоятельного вещного права, владение обозначается как элемент другого правоотношения. Однако без правомочия владения не представляется возможным реализация права собственности вообще.
Список литературы Владение в системе российского гражданского законодательства
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 февраля 2022 г. № 20-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/.
- Баширина Е.Н., Фирсова Н.В. Некоторые практические аспекты приобретения права собственности по давности владения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 10-3 (49). - С. 12-15.
- Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 10 июля 2020 года № СЕ-2-1/2-20-БК // Правовой портал Евразийского экономического союза. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://courteurasian.org/upload/iblock/ca8/КЗ_10_июля.pdf.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 февраля 2022 г. № 20-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/.
- Феоктистов А.В., Лысенко И.М., Шишова М.Н. Актуальные проблемы института права собственности в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. - 2016. -№ 2 (14). - С. 109.
- Мазанаев М.Ш., Абдурахманова М.Г. Владение как правомочие собственника // Образование и право. - 2020. - № 8. - С. 156.
- Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография. - М.: Норма, 2018. - С. 50.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Верховного Суда РФ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.vsrf.ru/documents/own/8435/.
- Фирсова Н.В., Махъянова Г.Ш. К вопросу о приобретении права собственности по давности владения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 5-3. - С. 242-244.
- Махъянова Г.Ш., Фирсова Н.В. Некоторые правовые аспекты приобретательной давности по законодательству Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12-3. - С. 188-191.
- Информационное письмо Президиума Верховного Арбитражного суда РФ от 25 ноября 2008 г. № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Федеральных арбитражных судов РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arbitr.ru/arxiv/vas_info_letter/20412.html.
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/.
- Князев В.Д. Проблема природы владения // Вопросы российской юстиции. - 2021. -№ 14. - С. 204.
- Перевозникова П.А. Понятие владения в российском и зарубежном праве // Вестник науки. - 2022. - № 6 (51). - С. 161.
- Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11 июня 2020 года по делу № А63-18047/2019 // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/nGIpAmhJ7SmN/.
- Марьин Е.В. К вопросу о правовом режиме бесхозяйной недвижимости // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 3-2. - С. 27.