Влияние цифровых технологий на оптимизацию производств по делам о несостоятельности (банкротстве)

Автор: Лошкарев А.В., Божко А.П.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 10-3 (49), 2020 года.

Бесплатный доступ

Данная работа посвящена изучению влияния цифровых технологий на оптимизацию производств по делам о несостоятельности (банкротстве). Проведен анализ уже внедренных цифровых технологий в указанную процедуру. Указаны на недостатки существующего порядка. Несмотря на положительный опыт внедрения цифровых технологий, внесены предложения по усовершенствованию процедуры банкротства.

Несостоятельность (банкротство), цифровые технологии, система межведомственного электронного взаимодействия, арбитражный управляющий

Короткий адрес: https://sciup.org/170186863

IDR: 170186863   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11178

Текст научной статьи Влияние цифровых технологий на оптимизацию производств по делам о несостоятельности (банкротстве)

Анализ статистических данных о количестве и результатах процедур банкротства за период первого полугодия 2019 года позволяет сделать вывод о том, что эффективность банкротства юридических лиц находится на низком уровне, так как 63% дел были завершены «впустую». Таким образом, КПД банкротства составляет лишь 37% [4]. Показатели эффективности рассматриваемой процедуры, на наш взгляд, возможно повысить и укрепить, внедряя цифровые технологии.

Не вызывает сомнения тот факт, что коммуникация права и экономики представляет собой сложный структурный процесс, характеризуемый взаимовлиянием, реверсными воздействиями [3, с. 37]. Следовательно, развитие цифровых технологий, как одно из составляющих цифровой экономики, находит свое отражение в отдельных институтах права [5, с. 69]. Необходимо отметить, что проблема разумного потребления в работе раскрывается через призму оптимизации процедур несостоятельности посредством внедрения и применения цифровых технологий.

Разделяем позицию Т.П. Шишмаревой о том, что цифровые технологии используются в деле о несостоятельности (банкротстве) на всех стадиях [7, с. 50]. Рост значимости роли цифровых технологий для института несостоятельности подтверждается тем, что в рамках III Международного форума по банкротству обозначенная тема обсуждалась в качестве отдельной панельной дискуссии. Безусловно, следует перечислить основополагающие виды цифровых технологий, фигурирующих в производстве по делу о несостоятельности: возможность представить в арбитражный суд документы в электронной форме, формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве в электронной форме, ведение реестра требований кредиторов в электронной форме и реализация имущества должника посредством электронных торгов. Использование упомянутых цифровых технологий позволяет обеспечить прозрачность и открытость процедур, применяемых в деле о банкротстве, что в свою очередь, говорит о превалировании концепции «разумного потребления» и оптимизации процессов. Однако стоит отметить, что несмотря на использование цифровых технологий, бумажные носители по-прежнему не вышли из обихода в российской действительности. Так, к примеру, согласно п. 2 Правил ведения реестра арбитражный управляющий ведет реестр на бумажном и электронном носителях, в случае несоответствия записей приоритетом обладают записи на бумажном носителе. Также при подаче документов в суд, несмотря на то, что истец подает их в цифровом виде, помощники судьи распечатывают и подшивают к делу.

Подробнее анализируя возможность оптимизации процессов для лиц, участвующих в деле о банкротстве, или для лиц, участвующих в арбитражном процессе о банкротстве, надлежит упомянуть следующие информационные системы: «Помощник арбитражного управляющего», «СПАРК-Интерфакс», «Bankro.TECH». Каждая из означенных информационных систем обладает уникальным функционалом, призванным автоматизировать процессы (автоматическое составление реестра требований кредиторов, систематизация данных о собраниях кредиторов, выявление конечных бенефициаров), непосредственно связанные с институтом несостоятельности (банкротства).

Другим не менее важным и дискуссионным аспектом влияния цифровых технологий на институт несостоятельности (банкротства) является возможность включения цифровых активов должника в конкурсную массу. На данный момент действующее законодательство не предусматривает отдельного регулирования обозначенной проблемы. В связи с этим, надлежит обратится к материалам релевантной судебно-арбитражной практике.

Прежде всего, стоит обратиться к делу о банкротстве гражданина Ильи Царькова, которое во многом стало предопределяющим для формирования практики по данной категории дел. Девятый Арбитражный Апелляционный Суд Постановлением от 15.05.2018 отправил дело на новое рассмотрение, обязав должника передать финансовому управляющему пароль от криптокошелька с целью дальнейшего пополнения конкурсной массы. Таким образом, была допущена возможность включения криптовалюты в конкурсную массу должника. Развивает обозначенную позицию Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 15.09.2019, обязуя должника лично в присутствии нотариуса передать финансовому управляющему данные доступа к биткоин-кошельку в машиночитаемом виде на электронном носителе. Однако, следует отметить, что арбитражная практика находится лишь на ранней стадии формирования относительно означенных вопросов.

Главный ресурс, который призваны экономить цифровые технологии – это время. При предоставлении информации между кредитором и должником имеет место быть ситуация, когда в законодательстве закреплена обязанность любого государственного органа предоставить исчерпывающую имеющуюся информацию о должнике арбитражному управляющему, но поскольку арбитражный управляющий не имеет доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), в электронном виде получить не представляется возможным. Для упрощения взаимодействия необходимо кроме технического сервиса нормативноправовое регулирования рассмотренного процесса.

Кроме того, специалисты указывают на необходимость и обоснованность проведения собраний комитета кредиторов в электронном формате, аргументируя тем, что в 90% случаев на них ничего не решается. Такая возможность приобретает актуальность на сегодняшний день в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Введение указанного формата потребует внесение изменение в действующее законодательство.

Начальник управления принудительного взыскания и банкротства ПАО Сбербанк Евгений Акимов считает, что ко всему прочему публикация в электронном виде отчетов арбитражными управляющим или даже работа в системе мониторинга могли бы упростить жизнь всем участникам процесса несостоятельности (банкротства) [6].

Согласно информационному письму Банка России от 05.10.2020 № ИН-06-59/144 «Об осуществлении мониторинга информации по счетам клиентов – физических лиц, в отношении которых прекращено производство по делу о банкротстве/ завершена реструктуризация долгов гражданина/ завершена реализация имущества гражданина» [2] кредитным организациям рекомендовано рассмотреть возможность внедрения автоматизированной системы в целях своевременного получения информации о завершении процедуры банкротства граждан для того, что бы восстанав- ливать доступ клиентов к счетам без задержек. «…Банк России рекомендует кредитным организациям на регулярной основе в целях оперативного и своевремен- ного принятия мер в части снятия ограничений распоряжения денежными средствами осуществлять мониторинг информации о прекращении производства по делу о банкротстве/завершении реструктуризации долгов гражданина/завершении реализации имущества гражданина в отношении клиентов – физических лиц, в том числе рассмотреть возможность внедрения автоматизированной системы, обеспечивающей своевременное получение информации о публикации соответствующих сведений в ЕФРСБ», – указано в письме. Кроме того, Банк России напомнил о том, что в соответствии с п. 3 ст. 213.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [1] после опубликования сведений о завершении процедуры банкротства в едином федеральном реестре сведений о банкротстве кредиторы и третьи лица, включая кредитные организации, в которых открыты банковский счет и (или) банковский вклад гражданина-должника, считаются извещенными об опубликовании указанных сведений по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в ЕФРСБ, если не доказано иное.

Резюмируя вышесказанное, представля- ется логичным отметить положительную динамику влияния цифровых технологий на регулирование процедур банкротства. Доступность, прозрачность и эффективность производств по делам о несостоятельности является прямым следствием внедрения цифровых технологий, нацеленных на реализацию концепции оптимизации процесса – «разумного потребления». Однако считаем необходимым внедрить следующие изменения в процедуру банкротства:

– обеспечить возможность включения цифровых активов должника в конкурсную массу, разработав нормативноправовое регулирование;

– обеспечить доступ арбитражного управляющего к СМЭВ;

– перевести собрания комитета кредиторов в электронный формат;

– внедрить кредитным организациям автоматизированную систему в целях своевременного получения информации о завершении процедуры банкротства граждан.

Список литературы Влияние цифровых технологий на оптимизацию производств по делам о несостоятельности (банкротстве)

  • Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.10.2020).
  • Информационное письмо Банка России от 05.10.2020 № ИН-06-59/144 "Об осуществлении мониторинга информации по счетам клиентов-физических лиц, в отношении которых прекращено производство по делу о банкротстве/завершена реструктуризация долгов гражданина/завершена реализация имущества должника". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения: 06.10.2020).
  • Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология). - М., 2016. - 256 с.
  • Статистика по делам о банкротстве за первое полугодие 2019 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://долг.рф
  • Михайлов А.В. Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - №11 (96). - С. 68-73.
  • Цифровизация и закон: что действительно упростит процедуру банкротства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lfacademy.ru/sphere/post/cifrovizaciya-i-zakon-chto-deistvitelno-uprostit-proceduru-bankrotstva (дата обращения: 14.10.2020).
  • Шишмарева Т.П. Цифровые технологии в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) // Предпринимательское право. - 2019. - №3. - С. 5.
Еще
Статья научная