Влияние Данте на концепцию иконографии Страшного cуда
Автор: Томачинский Симеон
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 5 (76), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется история появления чистилища в иконографической концепции Страшного суда и рассматривается влияние «Божественной комедии» Данте на иконографию загробного мира. До XIII века в изображениях Страшного суда присутствовали только ад и рай, без чистилища. Со второй половины XIV в., после появления «Божественной комедии» Данте, некоторые элементы чистилища возникают, в частности, на фресках Нардо ди Чоне во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. В середине XV века в ряде изображений Страшного суда обнаруживается структурное выделение чистилища. Первым таким изображением стала «Коронация Марии» Ангеррара Шаронтона, которое датируется 1453 г. Практически все выдающиеся художники XV-XVI вв., писавшие Страшный суд: Фра Анджелико, Синьорелли, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, во многом следовали дантовской концепции загробного мира и изображали самого Данте среди праведников и учителей. Из этого можно сделать вывод о значительном влиянии «Божественной комедии» на формирование иконографической концепции Страшного суда.
Иконография, страшный суд, чистилище, "божественная комедия" данте, фрески, джотто, нардо ди чоне, фра анджелико, микеланджело, рафаэль, франциск ассизский
Короткий адрес: https://sciup.org/140223453
IDR: 140223453
Список литературы Влияние Данте на концепцию иконографии Страшного cуда
- Dante Alighieri. Divina Commedia/intr. di Italo Borzi; comm. a cura di Giovanni Fallani eSilvio Zennaro. Roma: Newton, 2012.
- Данте. Божественная комедия/пер. с итал. и прим. М. Лозинского. М.: Интерпракс,1992.
- Дажина В. Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения//Ита-льянский сборник. Вып. 3. М.: Памятники исторической мысли, 2003.
- Ле Гофф Ж. Рождение чистилища/пер. с франц. В. Бабинского, Т. Краевой. Екатерин-бург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011. С. 5-542.
- Майкапар А. Страшный суд // Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов. URL: htp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/VI.Po_Voznesenii/80.Strachnii_Sud/Strashnii_Sud.htm (дата обращения: 28.12.2015).
- Муратов П. П. Образы Италии. Исторический путеводитель. Т. I-III. М.: Издатель-ство В. Шевчук, 2016. С. 294.
- Норвич Д. История папства/пер. с англ. А. Короленкова и Е. Семеновой. М.: АСТ, 2014.
- Чистяков Г., свящ. Беседы о Данте. М.: Центр книги Рудомино, 2016.
- Archivo fotografico SCALA // URL: htp://scalarchives.it (дата обращения: 29.08.2017).
- Cappella Strozzi di Mantova// URL: htps://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Strozzi_di_Mantova (дата обращения: 29.08.2017).
- Fondo Federico Zeri // URL: htp://www.fondazionezeri.unibo.it (дата обращения: 29.08.2017).
- Giacomelli G. Il Guidizio universale di Vasari e Zuccari fra chiesa, corte e teatromusicale//Recercare. 2008. Vol. 20. № ½. P. 95-115.
- Lexikon für theologie und Kirche. Freiburg: Verlag Herder, 1986. P. 55.
- Pfeiffer H. La Sistina svelata. Iconografia di un capolavoro. Jaca Book, 2007.