Влияние генетики на преступное поведение личности
Автор: Родионова А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-1 (90), 2024 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена анализу влияния и связи генетической предрасположенности и наследственности на преступное поведение личности. С начала времен изучения криминологии как науки множатся теории о причинах преступности, о влиянии тех или иных факторов, подталкивающих человека на совершение преступного деяния. Особый интерес представляет теория генетической предрасположенности, согласно которой преступления совершаются при наличии специфического «гена преступности», а также признается генетическая предрасположенность некоторых лиц к совершению преступлений. Целью данной статьи является ответ на вопрос, действительно ли генетика влияет на формирование у личности мотива преступного поведения.
Криминология, преступность, преступное поведение, личность, генетика, факторы преступности, теория, наследственность
Короткий адрес: https://sciup.org/170203417
IDR: 170203417 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-1-136-138
Текст научной статьи Влияние генетики на преступное поведение личности
Связь биологической предрасположенности к преступному поведению личности является одной из дискуссионных тем в научной среде при изучении преступности. Еще древние философы считали, что механизм преступного поведения связан с наследованием биологических начал. Одним из первых, кто рассматривал связь преступного поведения и наследственности, стал Чезаре Ломброзо. В своих трудах он писал: «Тип развития организма неизменно передается по наследству. Сами дети принимают довольно значительное участие в проявлении наследственности благодаря тому обстоятельству, что они более или менее активно ассимилируют переданные им по наследству свойства и особенности. Наследственность не проявляется в известный только момент и один только раз во всю жизнь: она находится в скрытом состоянии в организме и обнаруживается в продолжение всего периода развития его... Дети развивают далее полученные по наследственности наклонности и особенности в духе, соответствующем родителям одного с ними пола» [1].
В 1909 году в научный обиход ввелось такое понятие как «ген» благодаря Вильгельму Людвигу Иогансену, который под данным термином понимал наследственный задаток определенного признака. Расследование и развитие генетики положило начало выдвижению различных гипотез о передаче генетическим путем предрасположенности к совершению преступлений. Считается, что первым, кто разработал такую теорию, является Иоганн Иоахим Ланге, сформировавший свои представления на основе исследования поведения однояйцевых близнецов. Исследование сопоставило поведение близнецов, разделяющих один генетический материал (однояйцевые), с близнецами, имеющими разный генетический материал (разнояйцевые). Результаты показали, что однояйцевые близнецы имели значительно более высокую вероятность совершения преступлений, если один из близнецов уже совершил преступление (76% против 11% у разнояйцевых близнецов). Эти выводы были подтверждены исследованиями Лэгра, что говорит о потенциальном генетическом влиянии на склонность к преступному поведению [2].
Развитие теории предрасположенности генетики к преступному поведению продолжалось и в последующих годах. Так в 1950-х годах известность обрела теория хромосомной предрасположенности к преступности или синдром «сверх-мужчины». Изучая генетические аномалии, ученые обнаружили, что у некоторых людей половые хромосомы могут быть не парные, а тройные: либо комбинации "XXY", либо
"XYY". Первыми, кто использовал эти особенности генотипа для идентификации преступников по их биологическим следам, стали криминалисты. Серийные убийства, раскрытые в США и Франции, совершенные лицами с хромосомами типа "XYY" вызвали предположение, что дублирование хромосомы "Y", определяющей мужской пол, может увеличить агрессивность, делая человека своего рода "сверхмужчиной" [3]. В 1960-х годах исследование генетика Патриции Джекобс показало, что среди преступников с хромосомной аномалией типа XYY было больше, чем среди непреступных лиц. Однако позднее проведенные исследования не подтвердили эту теорию. На международном симпозиуме в 1975 году Гюнтер Кайзер представил данные исследований, показавших, что процент лиц с хромосомными отклонениями среди преступников почти такой же, как у общего населения. В результате негативных результатов теории о хромосомной предрасположенности к преступлениям потеряла поддержку.
Под сомнение генетической предрасположенности к преступному поведению личности послужил опрос граждан Нью-Йорка в 1947 году, проведенный И. Валер-стайном и К. Вайлом, который показал, что 91% опрошенных признали, что они совершали какие-либо преступления, за которые не были привлечены к уголовной ответственности, так как о них так никто и не узнал. Данный опрос проводили и другие ученые, результаты которых были примерно такими же: от 90 до 100% опрошенных признавались, что совершали преступления. Результаты таких исследований заставили задуматься представителей научной среды о наличии гена преступности. Многие ученые стали склоняться к тому, что влечение к преступлению – это нормальное свойство личности.
Если говорить о современных исследованиях для ответа на вопрос о влиянии генетики на преступное поведение личности, то здесь представляет особый интерес исследование российских ученых в 2017 году, изучив VNTR-полиморфизмы генов DRD4 и DAT у русских и чеченских мужчин, осужденных за преступления, а также у контрольных групп, которые состояли из бойцов MMA без антиобщественного поведения, и представителей общества в целом. Результаты показали, что ген DRD4 чаще встречается среди осужденных за тяжкие преступления. Люди с генотипом 9/9 DAT чаще оказываются в среде обычных преступников. Количество генов DRD4 4/7 и DAT 10/10 заметно выше среди тех, кто совершает насильственные преступления и среди бойцов ММА. Бойцы ММА, вероятно, обладают "контролируемой агрессией" без склонности к патологическому насилию. Исследование подтверждает гипотезу о генетической предрасположенности к разнообразным формам экстремального поведения, обусловленной генетическими факторами [5]. Современный взгляд на связь между генами и преступностью подразумевает, что без влияния социальных условий генетические особенности могут лишь создать предпосылки для агрессивного поведения, а без социального воздействия преступное поведение не может проявиться.
Таким образом, изучая преступность и ее генетические аспекты, необходимо помнить, что преступное поведение является результатом социальных и генетических факторов. Много работ посвящено исследованию взаимосвязи генетических особенностей человека и его социального поведения, не фокусируясь на конкретных генах, а рассматривая биологические характеристики в целом. Есть теории, утверждающие, что генетические и экологические факторы взаимодействуют при формировании социальных установок личности. Другие точки зрения подчеркивают влияние врожденных свойств нервной системы на поведение. Но на данном этапе изучения преступности, которое является социальным явлением, что отрицать сложно, напрашивается следующий вывод: наследственное влияние является весьма важным фактором в возникновении преступности, но генетика не является единственным определяющим фактором, и другие социальные и окружающие условия также играют важную роль. Преступность изменчива в связи с изменением социальных условий. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, без- условно, предопределяют многое в его поведении. Предопределяют на уровне возможного, но не являются причиной.
Список литературы Влияние генетики на преступное поведение личности
- Криминология: учебник для вузов / О.С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О.С. Капинус. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 1132 с. - (Высшее образование). ISBN: 978-5-534-09795-5
- Башкова, П.В. Генетическая предрасположенность к преступности / П.В. Башкова // Государство и право во времени и пространстве: сборник тезисов докладов Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов, магистрантов, аспирантов, 3 декабря 2021 года / [под ред. Д. В. Петроченкова]; Белорусский государственный экономический университет. - Минск: БГЭУ, 2022. - С. 73-75.
- Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М., 1997. - 127 с. EDN: EKHZBR
- Elena V. Cherepkova, Vladimir N. Maksimov, Alexandr P. Kushnarev, Igor I. Shakhmatov & Lyubomir I. Aftanas (2019) The polymorphism of dopamine receptor D4 (DRD4) and dopamine transporter (DAT) genes in the men with antisocial behaviour and mixed martial arts fighters // The World Journal of Biological Psychiatry.
- Ларин В.Н. Рецепция наследственной теории преступности // Правопорядок: история, теория, практика. - 2019. - №2 (21). EDN: IBBHCR