Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры
Автор: Курьянова Любовь Николаевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 1 (51), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается значение мотивации в воспитании социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры, реализация цели влияния мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.
Мотивация, воспитание, социально значимые психологические установки, молодежь, учреждения культуры
Короткий адрес: https://sciup.org/14489387
IDR: 14489387
Текст научной статьи Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры
Первая научной концепцией, которая рассматривает в качестве интринсивно мотивированной всякую представляющуюся бесцельной активность, не постулируя присущих только этой активности влечений или мотивов, создает впечатление «само-цельности».
По мнению Л. Уайта, активности, направленные на получение индивидом наибольших эффектов при взаимодействии с окружением, принадлежат основному потоку поведения, лишь по необходимости прерываемому редуцирующими влечения действиями. Основополагающей для такого рода активности он считает «мотивацию действенностью» (effectance motivation). При этом мотивирующим является ощущение эффек- тивности (feeling of efficacy), а результатом активности — возрастание разного рода компетентности.
Из общей мотивации действенностью позднее выделяются более конкретные мотивы, такие как достижения или самоутверждения. Такому пониманию соответствует и классификация Мак-Рейнолдса, в которой инструментальность поведения еще более кардинально используется в качестве критерия для различения.
Согласно этой классификации интринсив-но мотивированными являются лишь такие формы поведения, которые осуществляются только ради протекания самой деятельности. Экстринсивно же мотивированным оказывается все, что направлено на достижение какого-либо конечного состояния или цели.
Тем самым почти все рассматриваемые виды действий, всякая деятельность, связанная с достижениями, властью, аффилиацией, оказанием помощи, агрессией или с какими-то целями, должны считаться внешне мотивированными. В качестве интринсивно мотивированных, несущих удовлетворение в самих себе, остаются лишь «развлекательные» виды активности типа игры и эстетического переживания.
Так была сформирована компиляция идей исследователей начала XX века, которые через призму философии и теологии рассматривали человека уже в научном, биопсихо-логическом аспекте, как существо, одаренное разумом и свободной волей.
Культурное поведение предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде оргкультуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека — образ жизни. Все названные проявления культурного поведения имеют место также в воспитании социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.
Мотивация рассматривается в культурнодосуговой деятельности многими учеными педагогами и психологами. Культурнодосуговая деятельность объясняется разумностью по легко усматриваемым причинам и законным основаниям, поскольку обладает разумом, а раз разум наделен свободной волей, то объяснять его действия возможно психологической установкой.
Как считает А.Д. Жарков, «поскольку у каждой личности свои мотивы посещения учреждения культуры, то и у последних должны быть свои принципы деятельности. Отсюда специфичен механизм действия так называемых прямых и обратных связей между посетителями и специалистами-профессионалами и активом. Но в условиях свободного выбора формы проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и творческом, и в коммерческом видах деятельности. Поэтому нельзя отказываться и от изучения методов педагогического взаимодействия специалистов и посетителей в культурно-досуговой деятельности» [2, с. 103].
Мотивационная основа самоорганизации личности молодого человека в процессе воспитания социально значимых психологических установок у молодежи выступает в качестве совершенствования деятельности учреждений культуры, создающих благоприятную внешнюю среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания молодежи.
В качестве приоритетной рассматриваются личностная структура мотивирования, определяющая эффективность востребования смыслотворческой основы самоорганизации культуры сознания [4; 5]. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.
В основе лежит управление педагогическим влиянием в учреждениях культуры на положительную мотивацию посредством создания социально значимых психологических установок, востребующих ее культурно-досуговую деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на сознание молодежи в целом.
Для рассмотрения особенностей воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в рамках названных моделей мы исходим из социальнопедагогической концепции А.В. Мудрика [4; 5]: социальное воспитание включает организацию социального опыта, образование, индивидуальную педагогическую помощь; параметрами, позволяющими обнаружить разницу в моделях социального воспитания.
Воспитание социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры можно представить как последовательную реализацию функций трех уровней:
-
• первый уровень — эмоциональная кон-
- венция, взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности молодежного объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени молодого человека, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);
-
• второй уровень — содержательная конвенция (организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника);
-
• третий уровень — смысложизненная конвенция (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организации опыта самоопределения и конструирования варианта жизни).
Воспитание социально значимых психологических установок у молодежи в учреждении культуры будет успешным, если социокультурному контексту соответствуют характеристики компонентов воспитательного процесса (субъект педагогической деятельности, содержание и организация жизнедеятельности воспитательных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).
На этом этапе исследования нами собирались общие диагностические данные, свидетельствующие о том, что значительная часть сегодняшних воспитанников учреждений культуры испытывает потребность прежде всего в педагогической поддержке влияния мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи.
Как отмечает доцент А.А. Жаркова, «сущ- ность этого процесса состояла в том, что педагогическое регулирование, опираясь на основные закономерности жизнедеятельности в условиях учреждения культуры, органично предлагает выбор мотивации посещения культурно-досуговых программ» [3, с. 79]. Так, группа с низким уровнем развитости культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим творческим способностям (недооценка, переоценка); к способности преодолевать сомнения, быть независимым; однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.
А вот низкий уровень (около 46%) волевой и ценностно-смысловой организации личности проявляется в ориентациях на авторитетные личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные.
Что касается группы с высоким уровнем культуры сознания, составила (около 14%), то она проявляется в осмысленном отношении к культурно-досуговым программам и занятиям в учреждениях культуры как к средству сохранения самоактуализации, и в желании это делать не по принуждению; данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но небезынтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, так и на уровне стратегического планирования сил.
В целом уровень культуры сознания молодежи проявляется в ориентациях не на базо- вые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни; в высокой ценностно-смысловой и волевой организации личности; готовности к реализации способностей, к принятию взвешенных решений, целеустремленности, умении планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.
В учреждениях культуры реализация социально-культурной деятельности участниками опирается на потребность молодежи в воспитании, на основе современных представлений о мотивации, жизненных ориенти-