Влияние пребиотика «Распол» на естественную резистентность организма поросят
Автор: Черникова М.И., Резниченко Л.В., Рябцева Е.Н., Наумова С.В.
Статья в выпуске: 3 т.251, 2022 года.
Бесплатный доступ
Ослабление естественной резистентности и иммунологической реактивности организма поросят является одной из главных причин распространения и неблагоприятного течения болезней различной этиологии. Интерес к иммуномодуляторам со стороны практикующих врачей обусловлен возрастающей неэффективностью традиционных методов лечения заболеваний и ростом устойчивости патогенов к традиционным лекарственным средствам. Поэтому, диагностика иммунодефицитных состояний животных, а также поиск и разработка препаратов, действующих на функциональную активность отдельных звеньев иммунной системы, является в настоящий момент одной из главных научных задач современной науки. В опытах на поросятах установлена оптимальная доза и высокая фармакологическая эффективность пребиотика «Распол». После его применения среднесуточные приросты поросят повысились на 4,1 % по сравнению с контролем. Бактерицидная активность сыворотки крови возросла на 16,7 %, фагоцитарная активность лейкоцитов повысилась на 12,9 %. На основании проведённых исследований рекомендуется вводить в рационы поросят «Распол» из расчёта 0,4 г/кг массы тела.
Поросята, распол, среднесуточные приросты, сохранность, естественная резистентность
Короткий адрес: https://sciup.org/142235459
IDR: 142235459 | DOI: 10.31588/2413_4201_1883_3_251_289
Текст научной статьи Влияние пребиотика «Распол» на естественную резистентность организма поросят
Очевидным является то, что в современных условиях интенсификации свиноводства при нарушенных механизмах взаимоотношения животных с окружающей средой, сложившихся в ходе тысячелетий, все они в процессе индивидуального развития, преимущественно после рождения, подвергаются воздействию климатических, экологических, технологических и прочих стресс-факторов. Данные факторы изменяют условия их обитания, что содействует ослаблению защитных функций организма и развитию иммунодефицитных состояний и как следствие – снижение стабильного здоровья в популяции. Прежде всего это относится к молодняку свиней.
Нарушения иммунологической реактивности у сельскохозяйственных животных, особенно у молодых животных, приобретает первоначальное значение при создании специализированных комплексов с повышенной концентрацией поголовья на небольшой территории и переводе производства на промышленную основу, что в дальнейшем приводит к ослаблению естественной резистентности организма и появлению разнообразных заболеваний [2].
В источниках научной литературы ведутся дискуссии о применении в свиноводстве препаратов, обладающих иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами. Однако многие учёные считают необходимым использовать в ветеринарии также препараты, стимулирующие приросты и сохранность, обладающих антиоксидантным и адаптогенным действием [1, 4].
Поэтому использование безопасных иммуностимуляторов, созданных на основе экологически чистого сырья, а также производство противовирусных средств на базе природных биологически активных веществ и других препаратов дают возможность проводить иммуннокоррекцию поголовья и повысить эффективность слабоиммуногенных вакцин, что благоприятствует возрастанию приростов и сохранности животных [1].
Общепризнано, что недостаточное количество пребиотиков в комбикормах свиней приводит к снижению естественной резистентности организма и, как следствие, нарушению обмена веществ [2, 9].
Пребиотики – это гетерополисахариды, основной функцией которых является стимуляция роста и (или) биологической активности нормальной микрофлоры кишечника, а также ее функциональной активности. Согласно современным исследованиям, в естественных условиях обитания нет ни одной функции живых организмов и ни одного метаболического процесса, которые бы осуществлялись без опосредованного или прямого участия в них симбиотических микроорганизмов [6].
Пребиотики не перерабатываются и не всасываются в тонком кишечнике, а избирательно ферментируются в толстом отделе кишечника. Они имеют решающее значение для факторов, определяющих активный рост значимых полезных микроорганизмов, в частности, бифидобактерий и лактобацилл [4, 10].
Пребиотики являются неперевариваемыми пищевыми ингредиентами, которые благотворно влияют на организм животного, избирательно стимулируя рост или активность одного, или ограниченного числа видов бактерий, уже обитающих в толстом отделе кишечника. Это, в первую очередь, источники пищевых волокон, такие как фруктоолигосахариды, пектины, инулины, устойчивые крахмалы, β-глюканы и различные другие.
Как и в случае с пробиотиками, желаемым результатом после приема пребиотиков является улучшение здоровья животного. Тем не менее, конкретная цель предоставления пребиотиков заключается в том, чтобы способствовать росту и функции полезных бактерий, уже присутствующих в кишечнике. Прием пребиотиков может значительно модулировать микробиоту толстой кишки, увеличивая количество специфических бактерий и, таким образом, изменяя состав микробиоты. Пребиотики метаболизируются резидентной микробиотой толстой кишки, которая, в зависимости от ферментируемости, приводит к производству короткоцепочечных жирных кислот бутирата, пропионата и ацетата. Эти метаболиты будут диффундировать через энтероциты кишечника и обеспечивать либо местные эффекты (например, усиливают кишечный эпителиальный барьер, уменьшают провоспалительные цитокины, регулируют перистальтику кишечника), либо системные эффекты (например, обеспечивают энергию для хозяина). Помимо прямых пребиотических эффектов, пищевые волокна могут иметь дополнительные функции в желудочнокишечном тракте, обладая водосвязывающими и желчными кислотосвязывающими свойствами, которые улучшают консистенцию фекалий, увеличивают слой кишечной слизи и оказывают благотворное влияние на пролиферацию клеток в кишечном тракте.
Исследования показали, что добавление пребиотиков на основе фруктозы в рацион оказывает в целом положительное влияние на микрофлору кишечника и здоровье хозяина, что оценивается нормализацией функции кишечника и его бактериальную колонизацию, а также на производительность животных, оцениваемую через пищеварение, увеличение массы тела и эффективность использования кормов.
Необходимо признать, в России рынок пребиотиков пока находится на начальном этапе развития, при отсутствии собственного крупного промышленного производства [5]. Следовательно, изучение влияния пребиотиков на организм поросят является актуальным и перспективным направлением современных исследований [7, 8].
Целью нашей работы было изучение возможности использования пребиотика «Распол» в рационах свиней.
Материал и методы исследования.
Экспериментальная часть работы проходила в условиях колхоза имени Горина Белгородского района. Группы животных отбирались на основе породы, возраста, массы тела и физиологического состояния.
Пребиотик «Распол» является полисахаридом из класса углеводов, аналог гуаровой камеди, состоит из остатков моносахаридов, связанных гликозидными связями, является гидроколлоидом с высокой молекулярной массой и поэтому при растворении образуется высоковязкий гель, вязкость которого зависит от температуры и концентрации. Главными действующими веществами являются галактоманнан и жирные кислоты.
Неспецифическую резистентность организма изучали определением лизоцимной активности сыворотки крови, фагоцитарной активности лейкоцитов, иммунитет-количеством иммуноглобулинов. Бактерицидную активность сыворотки крови (БАСК) определяли по И.М. Карпуть (1993), лизоцимную (ЛАСК) – по В.Г. Дорофейчуку [3].
Полученный во всех экспериментах цифровой материал подвергали статистической обработке на персональном компьютере, согласно общепринятым методам вариационной статистики с вычислением аргумента Стьюдента.
Результат исследований. Для проведения исследований по принципу аналогов было сформировано 4 группы поросят 28-суточного возраста по 40 голов в каждой. Первая группа – контрольная, вторая, третья и четвёртая – опытные. Поросятам опытных групп «Распол» добавляли в корм из расчёта 0,2, 0,4 и 0,6 г/кг массы тела в течение 50 суток. Схема опыта представлена.
Схема опыта на поросятах

Поросята-отъемыши 25-сут. возраста по 40 голов



1-я группа (контрольная)
2-я группа (опытная) распол 0,2 г/кг
3-я группа (опытная) распол 0,4 г/кг
4-я группа (опытная) распол 0,6 г/кг
На протяжении всех экспериментальных исследований не установлено отрицательного влияния на организм поросят всех изучаемых доз препарата. Распол оказал положительное влияние на организм, что видно из рисунка 1. Сохранность поросят во всех группах в течение всего периода составила 100 %.
Среднесуточный прирост, г

■ 1-контрольная ■ 2-опытная ■ 3-опытная ■ 4-опытная
Рисунок 1 – Среднесуточный прирост поросят
Из представленных на рисунке данных видно, что наиболее высокие среднесуточные приросты были у поросят третьей и четвёртой опытных групп, где применяли распол из расчёта 0,4 и 0,6 г/ кг массы тела (на 4,1 и 3,2 % выше контрольных показателей). В этих же группах были самые низкие затраты корма.
Проведённые исследования показали высокую эффективность распола. При этом, наибольший фармакологический эффект был получен от максимальных доз распола. Однако, оптимальной, как более эффективной, следует считать дозу 0,4 г/кг массы тела.
Естественную резистентность организма поросят оценивали по бактерицидной и лизоцимной активности сыворотки крови, фагоцитарной активности лейкоцитов и количеству иммуноглобулинов. Из представленных данных видно, что наиболее высокой эффективностью из всех изучаемых доз препарата обладает 0,4 и 0,6 г/кг массы тела.
В результате применения распола бактерицидная активность сыворотки крови в 3 и 4 опытных группах возросла на 16,7 и 14,9 %. Фагоцитарная активность лейкоцитов повысилась в этих группах на 12,9 и 12,2 %. Во всех случаях разница с контролем подтвердилась статистически (Р<0,05). После скармливания минимальной дозы препарата увеличение фагоцитарной активности составило 5,9 % по сравнению с контролем, однако эти изменения не подтвердились статистически (Р>0,05).

Рисунок 2 – Бактерицидная активность сыворотки крови

Рисунок 3 – Фагоцитарная активность сыворотки крови. Примечание: * – Р<0,05

Рисунок 4 – Лизоцимная активность сыворотки крови

Рисунок 5 – Количество иммуноглобулинов
По иммуноглобулинам разница с контролем была также существенной и статистически достоверной только в третьей и четвёртой опытных группах после применения максимальных доз препарата (на 15,7 и 13,9 % соответственно, выше контрольных показателей, при Р<0,05). Во второй опытной группе уровень иммуноглобулинов возрос на недостоверную по сравнению с контрольными показателями величину (на 4,9 %).
По лизоцимной активности во всех опытных группах расхождения с контрольной группой были незначительными и статистически недостоверными.
Заключение. Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод о том, что распол можно использоваться как средство, стимулирующие рост и развитие поросят, повышающее их жизнеспособность и естественную резистентность.
Резюме
Ослабление естественной резистентности и иммунологической реактивности организма поросят является одной из главных причин распространения и неблагоприятного течения болезней различной этиологии. Интерес к иммуномодуляторам со стороны практикующих врачей обусловлен возрастающей неэффективностью традиционных методов лечения заболеваний и ростом устойчивости патогенов к традиционным лекарственным средствам. Поэтому, диагностика иммунодефицитных состояний животных, а также поиск и разработка препаратов, действующих на функциональную активность отдельных звеньев иммунной системы, является в настоящий момент одной из главных научных задач современной науки. В опытах на поросятах установлена оптимальная доза и высокая фармакологическая эффективность пребиотика «Распол». После его применения среднесуточные приросты поросят повысились на 4,1 % по сравнению с контролем.
Бактерицидная активность сыворотки крови возросла на 16,7 %, фагоцитарная активность лейкоцитов повысилась на 12,9 %. На основании проведённых исследований рекомендуется вводить в рационы поросят «Распол» из расчёта 0,4 г/кг массы тела.
Список литературы Влияние пребиотика «Распол» на естественную резистентность организма поросят
- Асрутдинова, Р. А. Результаты применения некоторых иммуномодуляторов для повышения резистентности телят / Р. А. Асрутдинова // Материалы всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы научного и кадрового обеспечения инновационного развития АПК", Ученые записки Казанской государ. академии ветер. медицины имени Н.Э.Баумана. - Казань. - 2012. - Т. 211. - С. 214-218.
- Дорожкин, В. И. Перспективы применения пребиотиков в свиноводстве / В. И. Дорожкин, Д. Л. Никонков, М. И. Черникова, Я. П. Масалыкина // Ветеринария и кормление. - 2019. - № 3. - С. 13-15.
- Дорофейчук, В. Г. Определение активности лизоцима нефелометрическим методом / В. Г. Дорофейчук // Лабораторное дело. - 1968. - № 1. - С. 28-30.
- Каширская, Н. Ю. Значение пробиотиков и пребиотиков в регуляции кишечной микрофлоры / Н. Ю. Каширская // Русский медицинский журнал. - 2000. - № 5. - С. 13-17.
- Мурзин, И. И. Российский рынок пребиотиков: бизнес пищевых ингредиентов [Электронный ресурс] / И. И. Мурзин. - 2011. - URL: http://bfi-online.ru/aviews/index.html?msg.
- Binns, N. Probiotics, prebiotics and the gut microbiota / N. Binns // ILSI Europe Concise Monographs Series. Washington. - 2013. - P. 1-32.
- Blatchford, R. Preboitic mechanisms, functions and applications - a review / R. Blatchford, J. Ansell, M.R.C. Me Godoy [et al.] // Int. J. Probiotics Prebiotics. - 2013. - Vol. 8. - N 4. - P. 109-132.
- Hutkins, R. W. Prebiotics: why definitions matter / R. W. Hutkins, J. A. Krumbeck, L. B. Bindels [et al.] // Curr. Opin. Biotechnol. - 2016. - Vol. 37. - P. 1-7.
- Manderson, K. In vitro determination of prebiotic properties of oligosaccharides derived from an orange juice manufacturing by-product stream / Manderson K., Pinart M., Tuohy K.M. [et al.] // Appl. Environ. Microbiol. - 2005. - Vol. 71. - P. 8383-8389.
- Reznichenko, A. A. Efficacy Of Prеbiotics In The Pig / A. A. Reznichenko, L. V. Reznichenko, A. A. Manokhin [et al.] // Research journal of pharmaceutical biological and chemical sciences. - 2019. - №. 10 (2) - Р. 1349-1354.