Влияние западного искусства на художественную культуру Китая и Японии в ХVII-ХIХ веках

Бесплатный доступ

В статье прослеживаются этапы межкультурного диалога между Востоком и Западом. Автор подчеркивает, что, как правило, подчеркивают влияние Востока на западноевропейское искусство, но диалог всегда подразумевает двустороннюю связь, характеризующуюся разной степенью интенсивности и сменой ролей в паре «передающий - принимающий». Первые контакты западноевропейской и восточной культур относятся к рубежу ХVI - ХVII вв., однако диалог в этот период не случился из-за принципиальной разности социокультурных парадигм. Но коммуникация не прервалась, она была продолжена, что привело в конце ХVIII - начале ХIХ вв. к возникновению интереса к инокультурному опыту. Процессы его усвоения национальными художественными школами Китая и Японии во многом схожи: деление художников на традиционалистов, выступавших за сохранение формировавшего на протяжении длительного времени в рамках национального искусства канона, и сторонников западной живописи, пытавшихся ассимилировать в своем творчестве оба подхода. В заключении автор указывает, что к началу ХХ в. некоторая оторванность Китая и особенно Японии от общемировых культурных течений была преодолена, а творчество мастеров этих стран становится частью единого художественного пространства.

Еще

Запад, восток, традиция, канон, укиё-э, ё-га, «гохуа», «сиянхуа»

Короткий адрес: https://sciup.org/144162355

IDR: 144162355   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-6104-6-13

Список литературы Влияние западного искусства на художественную культуру Китая и Японии в ХVII-ХIХ веках

  • Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М.: "Искусство", 1975. - 440 с.
  • Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства / Пер. с англ. А.Г. Ракина. - М.: "Языки русской культуры", 1999. - 328 с.
  • Лан Шаоцзюнь. Консерватизм и движение вперед: сборник размышлений о китайской живописи ХХ века. - Ханчжоу: Издательство Всекитайского института изобразительных искусств, 2001. - 519 c.
  • Малявин В.В. Душа китайского художника // Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997. С. 172 - 211.
  • Николаева Н.С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. Середина ХVI - начало ХХ века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.
  • Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. - М.: Наука, 1987. - 210 с.
  • Роули Дж. Принципы китайской живописи // Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997. С. 212 - 325.
  • Синявина Н.В., Махович Е.В. Художественные процессы в социокультурном пространстве России и Китая начала ХХ века // Культура и образование. 2019, № 3 (34). С. 63 - 73.
  • Сэнсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры / Пер. с англ. Е.В. Кириллов. - СПб.: Издательство "Евразия", 1999. - 576 с.
  • Фицджеральд С.П. Китай. Каткая история культуры / Пер. с англ. Р.В. Котенко; Научн. ред. Е.А. Торчинов. - СПб.: Изд-во "Евразия", 1998. - 456 с.
Еще
Статья научная