Внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией

Автор: Цыбенов Б.Д., Дондокова Е.Б., Арьянова Д.А.

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент @vestnik-bsu-economics-management

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию внешнеэкономического сотрудничества в агропромышленной сфере предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией. Показана история развития внешнеэкономического сотрудничества региона с Китаем и Монголией. Выделены факторы, как стимулирующие, так и ограничивающие агропромышленное сотрудничество. Сделан вывод, что близость региона к Монголии и Китаю облегчает логистику по поставкам агропромышленной продукции. Большую роль в стимулировании внешнеэкономической деятельности играет негласный статус региона как «восточных ворот» России. Среди ограничивающих внешнеэкономическое сотрудничество выделены факторы экономические, нетарифные барьеры, законодательные (необходимость сертификации по китайским законам, регистрации через cистему импортеров и экспортеров продуктов и косметики и др.). Определены основные проблемы агропромышленного российско-монгольского сотрудничества, состоящие прежде всего в неблагополучной эпизоотической ситуации в Монголии. Проведен анализ товарной структуры российско-китайского сотрудничества. Сделан вывод об однородности товарной структуры и необходимости активизации деятельности в области агропромышленного сотрудничества.

Еще

Внешнеэкономическая деятельность, агропромышленное сотрудничество, сельскохозяйственные предприятия, продукция апк, животноводческая продукция

Короткий адрес: https://sciup.org/148328417

IDR: 148328417   |   DOI: 10.18101/2304-4446-2024-1-128-135

Текст научной статьи Внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией

Цыбенов Б. Д., Дондокова Е. Б., Арьянова Д. А. Внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 1. С. 128–135.

Как известно, большую роль во внешнеполитическом взаимодействии российских регионов играет выгодное географическое положение. Республика Бурятия, граничащая с Монголией и находящаяся в непосредственной близости от КНР, имеет негласный статус «восточных ворот» России. Привлекательность региона для потенциальных зарубежных партнеров усиливается наличием больших запасов полезных ископаемых и лесных ресурсов. Если к этому добавить развивающийся промышленный комплекс и железнодорожные, автомобильные магистрали [6, с. 82], то можно утверждать, что регион обладает многими факторами для успешного внешнеэкономического, в том числе агропромышленного сотрудничества. К тому же в 2005–2015 гг. наблюдалась позитивная динамика обобщающего показателя социально-экономического развития Республики Бурятия с 0,28 до 0,87, что в первую очередь было связано с ростом экономической составляющей [3, с.122–123].

По данным 2018 г., Республика Бурятия осуществляла внешнеэкономические операции с 60 странами мира. Из общего объема внешнеторгового оборота (1 037,3 млн долл.) на страны СНГ приходилось 1,7% (17,5 млн долл.), на государства дальнего зарубежья — 98,3%. Внешнеэкономические показатели взаимодействия Республики Бурятия по странам были следующими: Китай (37,4%), Япония (18,8%), Южная Корея (13,2%), Перу (6,3%), Монголия (4,3%), Индия (4,2%) [6, с.83].

Бурятско-монгольское внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество. Что касается Монголии, то данные 2005–2012 гг. свидетельствуют о незначительном улучшении внешнеторгового оборота Республики Бурятия с соседним государством: 41 млн долл. в 2005 г. и 45,2 млн долл. в 2012 г. Пик пришелся на 2008 г., когда оборот достиг 74 млн долл. В 2012 г. из-за высоких эпизоотических рисков произошло снижение оборота более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом [2, с. 36]. Здесь необходимо заметить, что животноводство в Республике Бурятия, как и в Монголии, занимает большую долю в валовой продукции сельского хозяйства республики. Более половины трудовых ресурсов заняты в животноводстве, а также более половины основных производственных фондов. Экономика республики во многом зависит от состояния животноводства [4, с. 47].

В товарной структуре экспорта предприятий Республики Бурятия в Монголию преобладают в том числе продовольственные товары, а импорта — мясо для дальнейшей переработки [2, с. 36].

В 2018–2019 гг. внешнеэкономическое сотрудничество Республики Бурятия и Монголии показало, что экономический коридор «Россия — Монголия — Китай» имеет высокий потенциал для реализации различных экономических и инвестиционных проектов [1, с. 30]. В товарной структуре экспорта в Монголию стали преобладать племенной крупный рогатый скот, пчелосемьи, семена районированных сортов пшеницы, картофеля, овощей, саженцы плодово-ягодных культур [1, с. 37]. Эти же годы, по мнению О. В. Хышиктуева, ознаменовались спадом объема внешнеторгового оборота Республики Бурятия с Монголией за 2018–2020 гг. почти на 24%. В то же время он приводит данные о резком росте показателей за январь — ноябрь 2021 г. — до 50 млн долл. [7, с. 85].

Современные внешнеэкономические отношения Республики Бурятия с Монголией характеризуются, на наш взгляд, устойчивым ростом. В интервью журналисту республиканской газеты «Номер один» министром сельского хозяйства и продовольствия Г. Е. Дареевым были определены основные точки агропромышленного сотрудничества предприятий Республики Бурятия и Монголии в 2022– 2023 гг. Так, по данным министра, поставки говядины из Монголии на «Бурят-мяспром» в 2022 г. составляли 900 тонн, в планах на 2023 г. была поставка 5000 тонн говядины. По словам Г. Е. Дареева, ряд мясоперерабатывающих предприятий республики, таких как «Пиката», «Хоол+», «Катюша», также заинтересован в поставках монгольского мяса. Поэтому республиканскими властями была запланирована закупка до 25 тыс. тонн мяса.

Другим перспективным направлением бурятско-монгольского сотрудничества, по мнению Г. Е. Дареева, является содействие республики национальному экологическому движению Монголии «Миллиард деревьев». В Монголии пользуются популярностью морозостойкие и жаровыносливые саженцы бурятской селекции. Как отметил министр, в мае 2023 г. в г. Сухэ-Батор прошла выставка-ярмарка, на которой бурятские власти смогли продать 10 тыс. саженцев декоративных культур. Помимо продажи саженцев ведется работа по созданию совместных бурятско-монгольских предприятий, работающих в этом направлении. Так, в 2022 г. было создано совместное предприятие «Баян Бурд Ногоон Тоогол» ХХК — ИП Данзанова В. В. по выращиванию саженцев. В Республике Бурятия в 2023 г. проводились работы по подготовке большого количества саженцев (90 тыс. шт.) декоративных культур. Осенью 2024 г. запланирована их продажа в Монголии.

В целом перспективы экспорта агропромышленной продукции республиканских предприятий в Монголию выглядят неплохими. В числе продуктов в первую очередь консервные и кондитерские изделия, свинина и субпродукты, куриные яйца, мясные деликатесы, продукция из дикоросов (облепиха, орехи) и др. Как мы отметили выше, большую роль в экспорте бурятских товаров играет племенной скот, лошади, зерно, семена и саженцы.

Большие надежды Республика Бурятия и Монголия возлагают на проект АО «Сибагро», предусматривающий инвестиции в размере 3,5 млрд р. и создание 400 новых рабочих мест. Суть проекта заключается в разведении и откорме свиней на российской (прежде всего, имеются в виду бурятские земли — авт. ) и монгольской территории. Затем свинину планируется экспортировать в Китай и другие страны АТР. По данным на 2023 г., в рамках проекта АО «Сибагро» в Монголии зарегистрировано дочернее предприятие ХХК «Төвгахайн ферм» и ведутся работы по строительству свинокомплекса на 50 тыс. голов свиней. Несмотря на перспективность проекта, на наш взгляд, все же необходимо дальнейшее моделирование ситуации, особенно это касается предполагаемого экспорта свинины в КНР и страны АТР. Не располагая статистическими и другими данными по производству свинины и в целом мяса и мясной продукции в КНР, достаточно сложно ответить на вопросы: Будет ли нуждаться Китай в свинине, производимой на территории Монголии и России? Существует ли аналогичный китайский проект с планами строительства мясоперерабатывающего предприятия на территории Монголии? Необходимо также заметить, что упор в проекте АО

«Сибагро» сделан на Монголию. Не совсем понятна роль Республики Бурятия в нем — что же она получает от участия в проекте? Когда и где в регионе будет построен свинокомплекс? По всей видимости, детали ее участия остаются не до конца проработанными.

Тем не менее, несмотря на очевидные барьеры (прежде всего, таможенные), стоящие на пути бурятско-монгольских отношений, министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Г. Е. Дареев настроен оптимистично, приглашая республиканских сельхозтоваропроизводителей к взаимодействию с монгольскими предприятиями и бизнес-кругами. По словам министра, особый интерес для республики представляют укрепление деловых связей и развитие двусторонней торговли1.

Тем временем республиканские власти достаточно плотно занимаются вопросами увеличения поголовья и улучшения генофонда бурятских (по-другому — аборигенных — авт .) пород крупного рогатого скота, овец. Ведь именно возрождение бурятских пород скота, как считают Е. Б. Дондокова и Б. Б. Лхасаранов, может решить насущную проблему невостребованности больших площадей пастбищных угодий в Республике Бурятия [4, с. 48].

Как мы отметили выше, основной проблемой бурятско-монгольского сотрудничества остаются высокие таможенные пошлины, усугубляющиеся достаточно жесткими нормативами и требованиями к экспортной продукции из Монголии [7, с. 86]. Конечно, здесь не все зависит от действий на региональном, приграничном уровне. Проблему необходимо решать на федеральном уровне, вносить изменения в различные ветеринарные нормативы, таможенные правила. Создается впечатление, что федеральные власти не совсем знают о ситуации, складывающейся в российско-монгольском приграничье. Поэтому представителям республиканских властей, работающим с федеральным центром, в первую очередь депутатам Государственной думы от Республики Бурятия, необходимо всеми путями стараться довести информацию о существующих барьерах в сфере внешнеэкономического агропромышленного сотрудничества Республики Бурятия и Монголии. Если не будет изменений в законодательстве, ветеринарных и таможенных нормативах на федеральном уровне, то и не будет никаких серьезных подвижек в данной сфере.

Взаимодействие Республики Бурятия с КНР. Одним из приоритетных региональных направлений новой Концепции внешней политики РФ, утвержденной президентом РФ 31 марта 2023 г., является упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с КНР. Обоюдовыгодное сотрудничество Российской Федерации с КНР является залогом стабильности и безопасности как в Евразии, так и в других сопредельных регионах2.

Как показывают статданные Министерства экономики Республики Бурятия, основным торговым партнером республики, традиционно занимающим первое место во внешнеторговом обороте, является КНР. Если взять весь объем внешней торговли, то на Китай приходится 41,4%1. Рассмотрим показатели внешнеэкономического сотрудничества двух сторон в начале XX в. В 2005–2012 гг. наблюдался значительный рост внешнеторгового оборота с 132 до 370,2 млн долл. Своего пика он достиг в 2011 г. [2, с. 34].

Как известно, Российская Федерация продолжает экспортировать в КНР большой объем энергоносителей, включая нефть, природный газ, минеральные продукты и др. [5, с.46]. Республика Бурятия также включена в эту товарную структуру экспорта, поставляя большое количество минеральных продуктов (43,4 % в 2018 г.) [6, с.85]. Необходимо заметить, что подобная однородная товарная структура двусторонних торгово-экономических отношений является насущной проблемой, в первую очередь России. В перспективе, чтобы переломить ситуацию, необходимо создание эффективных перерабатывающих предприятий; нужно развивать собственное конкурентоспособное производство, в первую очередь в легкой промышленности.

В последнее время активизировалась совместная деятельность в области агропромышленного сотрудничества предприятий Республики Бурятия и КНР. В июне 2023 г. в г. Улан-Удэ для установления деловых контактов прибыли представители 26 компаний из КНР. Примечательно, что среди них были представлены предприятия, занимающиеся сельскохозяйственной продукцией, ее производством и сбытом, а также работающие в индустрии здорового питания2. В августе 2023 г. визит в Республику Бурятия совершили представители 14 китайских компаний, в том числе и занятых в области производства и продажи сельскохозяйственного оборудования. Выяснено, что встреча китайских и бурятских предпринимателей прошла успешно, состоялись презентации продукций, обмен коммерческих предложений и в целом обсуждение возможных направлений сотрудничества. Как отметил заместитель генерального директора Фонда регионального развития Республики Бурятии Ж. Ч. Эрдыниева, «предприниматели могут найти много точек соприкосновения»3.

В сентябре 2023 г. зампред правительства Республики Бурятия и министр сельского хозяйства и продовольствия Г. Е. Дареев встретился с китайским бизнесменом Чен Фушином по поводу возможности его сотрудничества с ООО «Торговый дом: “Молоко Бурятии”» и другими предприятиями агропромышленного сектора4. По данным на ноябрь 2023 г., сотрудничество Республики Бурятия с КНР расширялось в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Известно, что были подписаны два соглашения о сотрудничестве: 1) с компанией FATAgroup; 2) с Комитетом содействия торговли г. Хайлар. Республиканские власти полагают, что бурятские компании, основываясь на этих соглашениях, начнут поставки своей продукции в КНР, в частности в г. Хайлар; будут реализовывать ее через торговую сеть компании FATAgroup. Ожидается, что новые договоренности с КНР будут стимулировать внешнеэкономическую, в том числе агропромышленную, деятельность региона и способствовать росту предпринимательской производительности1.

В декабре 2023 г. в рамках 28-й регулярной встречи глав правительств России и Китая обсуждалось расширение номенклатуры сельхозпродукции как одной из традиционной статей российского экспорта в Китай: с 2024 г. начнутся поставки российской свинины; согласуется допуск экспорта озимых пшеницы и ячменя, ржаной муки, манной крупы, кормов для животных и молочной продукции. По данным Минэкономики РФ, за 11 месяцев 2023 г. двусторонний товарооборот достиг 201 млрд долл., реализуется 83 инвестпроекта на сумму около 200 млрд долл. в разных отраслях, в том числе в АПК2.

Выводы

  • 1.    Анализ показал, что на внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Монголией и КНР воздействуют различные факторы, как стимулирующие данное сотрудничество, так и ограничивающие ее. Среди стимулирующих факторов мы выделили географический (близость региона как к Монголии, так и Китаю, соответственно, более короткая логистика), экономический (динамика показателей социально-экономического развития республики), внешнеполитический (современные приоритеты российской внешней политики и, соответственно, негласный статус региона как «восточных ворот» России). Среди ограничивающих — экономические (высокая стоимость монгольского мяса по сравнению с продукцией из других стран и др.), ветеринарные (высокие эпизоотические риски при ввозе мяса и скота из Монголии), нетарифные (санитарные и фитосанитарные барьеры для выхода продовольственной продукции на рынки Китая и др.), законодательные (необходимость сертификации по китайским законам, регистрации через Систему импортеров и экспортеров продуктов и косметики КНР и др.).

  • 2.    Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, в последние годы внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Монголией и КНР неплохо разворачивается. Предполагается расширение номенклатуры экспорта сельхозпродукции в агропромышленном сотрудни-

  • честве с Китаем. Идет активное обсуждение путей дальнейшего развития внешнеэкономического сотрудничества между агропромышленными предприятиями республики и бизнес-структурами Китая. В отношениях с монгольскими предприятиями из Бурятии экспортируются племенной скот, рыбная продукция, хлебные и кондитерские изделия, а импортируется преимущественно мясо говядины и конины для его дальнейшей переработки.

Список литературы Внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией

  • Батунаев Э. В., Григорьева Ю. Г. Приграничное сотрудничество России и Монголии (на примере Республики Бурятия) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. № 1. С. 30-45. Текст: непосредственный. DOI: 10.24866/1813-3274/2020-1/30-45 EDN: GBXCFQ
  • Башкуева Е. Ю., Атанов Н. И. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2014. № 2. С. 36. Текст: непосредственный.
  • Дондокова Е. Б., Базарова О. В. Обобщающая оценка социально-экономического развития региона // Вестник ВСГУТУ. 2017. № 3 (66). С.116-123. Текст: непосредственный.
  • Дондокова Е. Б., Лхасаранов Б. Б. Экономическая эффективность и приоритеты развития сельского хозяйства в Республике Бурятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 1. С. 47-50. Текст: непосредственный. EDN: JVYYBP
  • Дондокова Е. Б., Ли С. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020. № 1(9). С. 43-48. Текст: непосредственный. EDN: PTIYSP
  • Суходолов Я. А. Современное состояние внешнеторговой деятельности Республики Бурятия с Китаем // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 4. С. 81-88. Текст: непосредственный. EDN: BUVAGI
  • Хышиктуев О. В. Проблемы внешнеэкономических отношений Монголии и Республики Бурятия // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. Ч. 2. С. 84-87. Текст: непосредственный. EDN: RMOPVG
Еще
Статья научная