Вокальный дуэт в контексте отечественной духовной музыкальной культуры

Автор: Двинина Мирошниченко Наталья Евгеньевна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Художественная культура

Статья в выпуске: 1 (117), 2024 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи предпринимает попытку дать характеристику отечественной ансамблевой практике пения в культурном пространстве духовной музыки конца XX начала XXI века. Подчеркивая важную роль двухголосного пения в древнерусском духовном песнотворчестве, автор рассматривает осуществившийся на рубеже XX XXI вв. уникальный в своем роде поворот музыкального искусства к восстановлению этой традиции, практически полностью утраченной в конце XVII века. Особенностью процесса возрождения двухголосной практики пения стало также то, что интерес к вокальному дуэту возобновился в сфере академической духовной музыки в творчестве выдающихся композиторов современности В. Довганя, А. Пярта, А. Тертеряна, А. Микиты. Специфика интерпретации современной музыки для вокального ансамбля остается еще мало изученной и представляет собой интереснейшее поле для исследовательской деятельности. Примеры духовной музыки широкого спектра содержания от богослужебных образцов до различных жанров камерно вокальной и симфонической музыки демонстрируют значимость этого явления для отечественной культуры

Еще

Вокальный дуэт в современной музыке, двухголосное песнотворчество, возрождение ансамблевой практики пения, вокальная музыка конца XX – начала XXI века, академическое авторское творчество духовного содержания, современное богослужебное авторское творчество, специфика интерпретации современной музыки

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/144163000

IDR: 144163000   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-76-86

Список литературы Вокальный дуэт в контексте отечественной духовной музыкальной культуры

  • Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX – начала XX века: историко-стилевой аспект: дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2015. 479 с.
  • Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. Москва: Музгиз, 1956. 268 с.
  • Батагова Т. Э. О некоторых эстетических аспектах исполнения отечественной вокальной музыки Авангарда-II // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 97–105.
  • Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: исследование. Ленинград: Музыка, 1984. 304 с.
  • Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981. 92 с.
  • Грачев В. Н. Религиозная музыка А. Пярта и В. Мартынова: традиция, стиль. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. Саратов: СГК им. Л. В Собинова, 2013. 50 с.
  • Двинина-Мирошниченко Н. Е. Православная духовная музыка и ее иконозначимость в контексте культуры современной России: монография, Москва: «Альпен-Принт», 2022. 216 с.
  • Зеньковский Василий, протоиерей. Проблема творчества. По поводу книги Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Кн. 1. Санкт-Петербург: Издательство РХГИ, 1994. С. 284–305.
  • Керн Киприан, архимандрит. Литургика, гимнография и эортология. Москва: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. 152 с.
  • Кизин М. М. Русская певческая школа М. И. Глинки / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств № 4 (32), 2012. С. 105–108.
  • Конотоп А. В. Строчное многоголосие и фольклор: Параллели и пересечения // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сборник статей и исследований Вып. 2 / Сост. Ю. И. Паисов. Москва: Композитор, 2004. С. 3–68.
  • Коренев И. «Мусикия» Центральная научная библиотека Академии наук Украины. Соф. Собрание 127/381, л. 9.
  • Микита Андрей. Издательство «Композитор» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmpztr.ru/authors/s/mikita-andrey/
  • Медушевский В. В. От Средневековья к новому времени. Христианское трезвение и рационалистическое внимание // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. Москва: 1989. С. 9–18.
  • Мещерина Е. Г. Музыкальная культура средневековой Руси. Москва: Канон +, 2008. 318 с.
  • Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX–XX веков. Москва: Языки русской культуры, 1998. 192 с.
  • Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Ленинград: Academia, 1924. 124 с.
  • Птушко Л. А. Симфоническое творчество Авета Тертеряна в контексте отечественного музыкального постмодерна // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой № 1 (60), 2019. С. 229–244.
  • Руднева А. В. Русские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. Москва: Советский композитор, 1975. 309 с.
  • Смоленский С. В. Азбука Знаменного пения: Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца. Казань, 1888. 171 с.
  • Тертерян Р. Симфония великой тишины. [Электронный ресурс]. URL: https://www.philharmonia.spb.ru/articles/terteryan
  • Токун Е. А. Tintinnabuli – источник новизны // Арво Пярт: беседы, исследования, размышления–К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2014. С. 206–215.
  • Яковенко С. Б. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура // Южно-Российский музыкальный альманах № 1, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glinkai-otechestvennaya-vokalno-ispolnitelskaya-kultura
  • Bouteneff Peter C. Arvo Part. Out of Silence. Yonkers, New York: St Vladimir's seminary press. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data, 2015. 225 р.
Еще
Статья научная