Вопросы уголовной ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве Кыргызской Республики

Автор: Сманалиев К.М., Салыбекова Т.С.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Социальные и гуманитарные науки

Статья в выпуске: 10 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Рост правонарушений, совершаемых юридическими лицами или в их интересах, в настоящее время позволяет говорить о том, что во многих странах мира сформировался качественно новый вид преступности - преступность юридических лиц («преступность корпораций» или «корпоративная преступность»). В связи с этим заслуживающим внимания является опыт стран по борьбе с преступностью юридических лиц, сформированные стандарты и критерии, нашедшие отражение в международных нормативных правовых актах, а также опыт введения в уголовное законодательство Кыргызской Республики 2017 (действовавшее с 1 января 2019 года по 30 ноября 2021 года) года правовых норм регламентирующих уголовную ответственность юридических лиц, которые в дальнейшем были исключены действующим с 1 декабря 2021 года новыми УК И УПК. Анализ развития и теоретического оформления такого института уголовного законодательства Кыргызстана, как привлечение юридических лиц к уголовной ответственности, представляет огромный научный интерес. Поэтому весьма принципиальными являются вопросы о том, за какие конкретно общественно опасные деяния может нести уголовную ответственность юридическое лицо, является ли оно субъектом уголовной ответственности, основания уголовной ответственности юридических лиц и многие другие.

Еще

Уголовная ответственность, юридические лица, квазиуголовная ответственность, санкции, штраф, конфискация, ликвидация

Короткий адрес: https://sciup.org/14131395

IDR: 14131395   |   DOI: 10.33619/2414-2948/107/39

Текст научной статьи Вопросы уголовной ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве Кыргызской Республики

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 341.4:321.011.327                             

Актуальными вопросами юридической науки являются вопросы уголовной ответственности юридических лиц, в экономической жизни многих стран мира стали играть важную роль компании, корпорации и многие другие формы юридических лиц. Благодаря их деятельности происходят позитивные изменения в жизни людей планеты. Но наряду с этим их деятельность может быть противоправной, причиняя громадный вред обществу, несоизмеримый с тем вредом, что могут причинить физические лица. Поэтому вопросы уголовной ответственности юридических лиц прорабатываются как в международноправовой науке, так и в других отраслях права, особенно – в уголовном праве. Такими вопросами являются: юридическое лицо как субъект преступления, юридическое лицо как субъект уголовной ответственности, вина юридического лица, основания привлечения юридического лица к уголовной ответственности, а также виды наказания, применяемые к юридическому лицу и другие.

В кыргызской уголовно-правовой науке указанные вопросы были достаточно хорошо проработаны и нашли отражение в законодательстве Кыргызской Республики. В ходе проведения судебно-правовой реформы в Кыргызской Республике, в период 2012–2019 годов, в уголовно-правовой блок национального законодательства были введены нормативные положения, регламентирующие уголовную ответственность юридических лиц. В Уголовном Кодексе КР появилась гл. 20 под названием «Принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц», а в Уголовно-процессуальном Кодексе КР гл. 57 «Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу», которые вступили в силу с 1 января 2019 г. Однако, произошедшие в конце 2021 г изменения в уголовном законодательстве, в связи с принятием нового УК и УПК КР 2021 года, где были исключены указанные выше нормы, регламентирующие уголовную ответственность юридических лиц, вновь требуют их теоретического осмысления с позиции «за и против», так как одним из самых актуальных вопросов в рамках уголовной политики Кыргызской Республики является вопрос борьбы с преступностью, а общественная опасность преступности юридических лиц значительно превышает таковую физических лиц .

Как отмечает А. А. Айжигитов, развитие рыночной экономики, упрощение процедуры регистрации юридического лица и увеличение их количества порождает ситуацию, когда правоохранительные органы объективно не в состоянии противодействовать преступлениям, совершаемым с использованием юридического лица. Определенные виды деятельности (в том числе преступной) физическое лицо в принципе не в состоянии совершить без использования юридического лица. Это виды деятельности, требующие лицензирования, внешнеэкономическая, банковская деятельность, осуществление которой возможно только юридическим лицом и т.д. От имени фирмы открываются счета в банках, осуществляются финансовые операции, перевод денежных средств, а когда о преступной деятельности становится известно правоохранительным органам, то ответственность несет только физическое лицо, в то время как юридическое лицо продолжает свое существование и деятельность [1].

Согласно мнению российского исследователя А. А. Комоско, идея привлечения юридических лиц к уголовной ответственности возникает и укрепляется по мере экономического развития страны, то есть по мере возрастания числа юридических лиц, увеличения их размеров и возможностей, занятия ими доминирующего положения в разных областях общественной жизни, экономике [2]. как отметила Л. Ч. Сыдыкова, в этой связи возникает особый статус юридического лица как субъекта экономических отношений, обладающего, соответственно и ответственностью [3].

Таким образом, наиболее весомым аргументом установления в УПК КР 2017 года применения мер уголовно-правового воздействия по отношению к юридическим лицам являлось то, что в современный период развития человечества, общественно опасная деятельность организаций, как юридических лиц, приобрела значительные масштабы и наносит большой вред обществу (прежде всего экономической и экологической безопасности страны), превосходящий по своим размерам вред, причиняемый отдельными физическими лицами. Это вызвано тем, что в условиях глобализации формами организации бизнеса все больше становятся транснациональные корпорации, деятельность которых давно оставила пределы национальных государств, т.е. вышла из-под политического и юридического контроля страны пребывания, стала носить наднациональный характер, как например Кумтор Оперейтинг Компани, занимающаяся добычей золота в Кыргызстане. Как известно, в развитых странах Запада данная проблема нашла своё отражение в развитии доктрины ответственности юридических лиц, что значительно помогает обществу и государству решать целый ряд проблем указанной части. Сегодня уголовная ответственность юридических лиц установлена уже более чем в 70 государствах. Требования об установлении уголовной ответственности юридических лиц закреплены в различных международных договорах признанных государствами, и как замечено Н. Н. Сулаймановой, краткий обзор лишь некоторых международно-правовых актов позволяет сделать вывод, что уголовная ответственность юридических лиц получает все более широкую поддержку на международном уровне .

Проблема уголовной ответственности юридических лиц для науки и практики уголовного права не нова и в достаточной мере дискуссионная, что объясняется в довольно быстром развитии рыночных отношений, предполагающем многообразие форм собственности, возрождение предпринимательства. Так, уголовная ответственность юридических лиц как субъектов преступления наиболее полно проработана в США, Англии, Франции, Италии, Нидерландах и других странах. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса юридического лица как субъекта преступления в законодательстве Кыргызской Республики, рассмотрим прежде всего понятие юридического лица как субъекта права. Конституционное закрепление того, что в Кыргызской Республике в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», обуславливает то, что в настоящее время юридические лица, как организационно-правовые формы современных предприятий и организаций, имеют большое значение во всех сферах общественной жизни [4].

Какую бы сферу человеческой деятельности мы не взяли, она обязана своим существованием в той или иной мере функционированию юридических лиц, что ясно показывает нам, что современный характер социальных отношений значительно сложнее и многоаспектнее, чем в прошлом. Данная сложность сказывается на отдельных аспектах уголовно-правовых отношений, при которых юридическое лицо приобретает собственную волю, собственные цели, задачи. Соответственно юридические лица наряду с лицами физическими порой совершают деяния, которым свойственна большая общественная опасность. Как субъект права в целом, в процессе своей деятельности нередко совершают различные правонарушения (гражданские деликты, административные правонарушения и т.д. ) [4].

  • Н.    Т. Разгельдеев, пишет, что современные юридические лица не выдумка, не вымысел (не фикция - лат.), а расположенный на конкретной территории и организационно оформленный полноценный субъект права, с узаконенными характеристиками своих полномочий и прошедшие государственную регистрацию [5]. Согласно Русско-кыргызскому толковому словарю юридических терминов и понятий, «юридическое лицо — по гражданскому законодательству КР организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде… [6]. Исходя из изложенного выше, следует, как отмечает А. О Шаршембиев не отвергая гражданско-правовой сущности определения юридического лица как участника процесса, данного в Гражданском кодексе Кыргызской Республики и Гражданском кодексе Российской Федерации, необходимо выделить специфические черты (признаки) юридического лица, удовлетворяющие нужды именно уголовного судопроизводства [7]. Таковыми признаками являются: 1) регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц, а в исключительных случаях учреждение в установленном законом порядке (наличие решения государственных органов либо должностных лиц); 2) организационное единство; 3) имущественная обособленность; 4) самостоятельность (от своего имени) выступления в уголовном процессе (действие через органы (должностных лиц), орган (руководителя) или представителей); 5) способность нести имущественную (процессуальную) ответственность ( https://gog.su/WKhh ). Вышеизложенное обусловило то, что в Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 г. №19, введенного в действие Законом КР от 24 февраля 2017 г. №10 с 1 января 2019 г., появилась статья в отношении юридических лиц в уголовном праве. Так, в общей части (ч. 3, ст. 26 УК КР) говорится, что юридические лица не являются субъектом преступления, уголовной ответственности и наказания, но к ним могут применяться принудительные меры уголовноправового воздействия [8]. Таким образом, в Уголовном кодексе КР 2017 г была установлена «квазиуголовная» ответственность юридических лиц. Юридическое лицо не признается субъектом преступления, но к нему могут применяться определенные санкции, в УК КР они выступают как меры уголовно-правового воздействия.

Список литературы Вопросы уголовной ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве Кыргызской Республики

  • Айжигитов А. А. Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия по отношению к юридическому лицу. /Высшая школа правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики. Бишкек, 2019. С. 172.
  • Комоско А. А. Уголовная ответственность юридических лиц: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. 30 с. EDN: NJCOBZ
  • Сулайманова Н. Н. Принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц по новому уголовному кодексу Кыргызской Республики // Кыргызская Республика: концептуальные основы судебно-правовой реформы 2012-2019 годов. Бишкек, 2019. 115 с.
  • Ситковский И. В. Уголовная ответственность юридических лиц: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 30 с. EDN: NMEVRR
  • Разгельдеев Н. Т. Уголовно-правовая ответственность юридических лиц за экологические преступления: методология и перспективы развития уголовного законодательства России // Право и правоохранительная деятельность. 2016. С. 59-61. EDN: WGUOIT
  • Айдарбекова Ч. А., Бакиев М. С. Русско-кыргызский толковый словарь юридических терминов и понятий. Бишкек, 2006.
  • Шаршембиев А. О. Участие юридических лиц в уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики и Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Омск, 2013. EDN: SUSDXH
  • Садыкова Л. Ч. О реформе уголовного законодательства в Кыргызской Республике // Кыргызская Республика: концептуальные основы судебно- правовой реформы 2012-2019 годов. Бишкек, 2019. 115 с.
Еще
Статья научная