Воспоминания о Борисе Васильевиче Личмане

Бесплатный доступ

Статья посвящена воспоминаниям о профессоре Личмане Борисе Васильевиче, известном ученом-историке, который посвятил свою жизнь науке и истории. Представлена краткая биография известного ученого-историка Б.В. Личмана. Автор статьи делится впечатлениями о знакомстве с выдающимся историком и о том, как протекало их научное товарищество.

Ученый, историк, Личман Борис Васильевич, история, многоконцептуальность

Короткий адрес: https://sciup.org/142226995

IDR: 142226995

Текст научной статьи Воспоминания о Борисе Васильевиче Личмане

Борис Васильевич Личман приехал в Свердловск в 1973 г. после окончания исторического факультета Днепропетровского государственного университета. Местом его работы стал Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова (УПИ). После трех лет работы ассистентом кафедры истории КПСС УПИ в 1976 г. он был направлен в аспирантуру Уральского государственного университета им. А.М. Горького (УрГУ) на общеуниверситетскую кафедру истории КПСС. В 1979 г. в этом вузе он защитил кандидатскую диссертацию.

Мое знакомство с Борисом Васильевичем произошло на банкете по поводу защиты его диссертации, на который я был приглашен М.В. Поповым, моим однокурсником, который защищался вместе с Б.В. Личманом. Банкет проходил в ресторане «Старая крепость», что по советским временам было очень «круто». Мне рассказали, что банкет организовала Наталья Ивановна, супруга Бориса Васильевича, которая работала в администрации города. Первая наша встреча носила чисто формальный характер. Я работал в УрГУ, он в УПИ, научные интересы наши не пересекались.

В 1991 г. мне передали на рецензию учеб- ник Б.В. Личмана по истории России, который был им подан на грант РФФИ-Урал. Мне учебник не понравился, он был какой-то необычный, «заумный», и я написал на него отрицательный отзыв. Учебник так и не получил гранта.

В 1991 г. я выступил экспертом совета по защите диссертаций УрГУ по докторской диссертации Б.В. Личмана, которая была им блестяще защищена в 1992 г. После защиты диссертации произошла наша первая полноценная беседа с Борисом Васильевичем. Он пригласил меня на теоретический семинар кафедры истории России УПИ, которой он руководил с 1991 г. О работе этого семинара и результатах нашей деятельности по созданию учебника нового поколения по истории России можно прочитать в наших совместных воспоминаниях [1].

Борис Васильевич выступал в наших отношениях старшим товарищем. И это объяснялось не столько разницей в возрасте, сколько тем, что ему удалось совершить перелом в моем историческом сознании. Благодаря участию в написании учебника я, доктор исторических наук, впервые стал писать исторические сюжеты. Дело в том, что моя научная специальность - историография, источниковедение и методы исторического исследования - не была связана с историописанием.

Он буквально «заразил» меня идеей многоконцептуальности в преподавании истории. С 1991 по 2002 гг. я заведовал кафедрой гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) УрГУ, и мы с Б.В. Личманом превратили исторический класс этого учебного заведения в площадку по апробированию идеи многоконцептуальности. Лицеисты учились по «учебнику Б.В. Личмана», сам главный редактор этого учебника неоднократно выступал на теоретическом семинаре кафедры.

Борис Васильевич проявил себя в 1990-е гг. не только как реформатор исторического образования, крупный организатор учебного процесса в УГТУ-УПИ, но и как издатель учебной литературы по истории. Его деятельность на всех этих поприщах была высоко оценена государством. В 2001 г. ему было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». Он стал членом Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки России.

Однако издательская деятельность принесла Борису Васильевичу не только заслуженную славу, но и нанесла большой вред его здоровью. В середине 1990-х гг. он задумал создать учебник нового поколения по истории Урала. Надо сказать, что, в отличие от учебников по истории России, которые в 1990-е гг. «пеклись, как пирожки», учебников по истории Урала не издавалось с 1977 г., когда в Перми вышло второе издание единственного советского учебника по уральской истории. Поскольку я был единственным преподавателем, который читал в Екатеринбурге историю Урала ХХ в., то Б.В. Личман предложил мне собрать коллектив единомышленников и выступить с ним вместе редактором нового учебника. Было решено начать создание учебника с наиболее сложной части - истории ХХ в.

Собрать коллектив авторов оказалось несложно. Ураловедов в городе было достаточно. Б.В. Личман предложил положить в основу нового учебника две вещи: идею многоконцептуальности и попытаться максимально избавить уральскую историю от «белых пятен» и «фигур умолчания».

В процессе написания истории Урала возникли серьезные разногласия по поводу теоретической основы учебника. Большинство авторов согласились писать историю Урала ХХ в. с позиций становящегося в то время модным модернизационного подхода к истории. Часть авторов, разделявших либеральный подход к истории, настаивали на освещении советского периода истории с позиций советского тоталитаризма.

В связи с тем, что редакторы учебника настояли на модернизационном подходе к истории, несогласные с этим авторы развернули кампанию по дискредитации учеб- ника. После публикации нашего учебника в 1996 г. [2] либеральные историки поставили в вину его редакторам, что они осветили историю Урала через «большевистско-розовые очки». В небольшой по объему неподписанной заметке нашим критикам удалось изложить все, что они о нас думали. Оказывается, профессора Б.В. Личман и В.Д. Камынин замолчали «вещи, которые не вписываются в их теорию исторического становления Урала. Так в учебнике с долей эйфории говорится о тимуровских отрядах, но нет ни слова о жителе деревни Ге-расимовка Тавдинского района Свердловской области. А ведь феномен Морозова стал одним из существенных козырей той, правящей партии»1.

В полемику вокруг нашего учебника наши оппоненты подключили первого полномочного представителя президента РФ в Свердловской области В.В. Машкова. В публикации в областной газете были приведены его слова о том, что он «заметил ретушь в портретах исторических личностей». Например, при описании Георгия Жукова авторы «забыли» упомянуть, какой ценой он выигрывал сражения, что именно Жуков руководил подавлением антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 году...». Бедный Георгий Константинович! Только что произошла его реабилитация, ему начали ставить памятники, но его критики не унимались.

Явно заметка носила не только заказной, но и кляузнический характер. Она заканчивалась словами полномочного представителя, который «настаивает, чтобы учебник был переписан, а пока не рекомендует учителям областных школ использовать его при подготовке к занятиям».

Дело дошло до того, что ведущий всероссийской программы «Вести» Владислав Флярковский на всю страну показал вышедший в каком-то провинциальном Екатеринбурге учебник по региональной истории и сказал: «Вышел на Урале учебник. Краси- вый. Только одного в нем нет: правды!!!».

Б.В. Личману удалось организовать встречу редакторов учебника с В.В. Машковым, который прямо сказал, что он не мог такого сказать о Жукове, ибо принимал самое непосредственное участие в установке памятника Маршалу Победы в 1995 г. в Екатеринбурге.

Позиция редакторов учебника была поддержана академиком РАН В.В. Алексеевым, и второе его издание увидело свет в 1998 г. под грифом возглавляемого им Института истории и археологии Уральского отделения РАН. Это издание было рекомендовано к использованию в учебном процессе департаментами образования всех областей Урала за исключением Свердловской области.

В качестве одной из причин разноса учебника В.В. Алексеев, известный исследователь истории советского атомного проекта, указал на то, что критиков раздражала публикация в качестве приложения к школьному учебнику материала о трех экологических катастрофах, имевших место на Урале в 1940 - 1960-е гг., которые явились результатом производственной деятельности химкомбината «Маяк». Наши аргументы сводились к тому, что, во-первых, эти материалы уже были опубликованы к моменту выхода учебного пособия в открытой печати, во-вторых, запрет на публикацию материалов о ядерных катастрофах на Урале противоречил действующему законодательству.

Эта история с учебником нанесла удар по здоровью Бориса Васильевича. Он подумывал об окончании работы в вузе, но его буквально спас переход на работу в Уральский институт экономики, управления и права, где он проработал целых 12 лет, с 2005 по 2017 гг. Борис Васильевич чувствовал себя в нем абсолютно счастливым, много хорошего рассказывал о коллегах и студентах данного вуза. В нем высоко ценили деятельность Б.В. Личмана как реформатора образования. В 2010 г. за вклад в развитие образования он был награжден Министерством образования и науки Российской Федерации медалью К.Д. Ушинского. В 2011 г. Уральский институт экономики, управления и права отметил 65-летний юбилей Б.В. Личмана проведением международной научной конференции «Многоконцептуаль-ность в науке», в которой наряду с учеными различных специальностей из России приняли участие ученые из США, Германии, Украины [5].

Б.В. Личману нравилось заниматься новой для себя наукой - юриспруденцией. Он гордился тем, что закончил в Уральском институте экономики, управления и права магистратуру по юриспруденции. На преподавание и этой дисциплины он пытался перенести свою идею многоконцептуальности. Он попытался объяснить, почему представители современной российской юридической науки отрицают идею многоконцептуаль-ности. По его мнению, несмотря на закрепленный в «Конституции РФ 1993 г. принцип идеологического плюрализма “философский плюрализм юриспруденция отвергает” и де-факто (на практике) за основу берут привычную марксистскую концепцию» [3, с. 120].

В Уральском институте экономики, уп-равленияи права Б.В. Личман получил опыт редакторской работы в научном журнале. Он входил в редколлегию Всероссийского научно-аналитического журнала «Вестник Уральского института экономики, управления и права».

Этот опыт ему пригодился, когда в 2017 г. Б.В. Личман вернулся на работу Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина и до конца своей жизни проработал профессором кафедры теории и истории международных отношений Уральского гуманитарного института. Именно на этой кафедре у него зародилась идея создать собственный журнал «История и современное мировоззрение».

Б.В. Личман руководил этим журналом полтора года. Ему удавалось реализовать свою идею создать не просто очередной исторический или философский журнал, а периоди- ческое издание, целью которого должна стать реализация его желания «с помощью видения современным человеком мира разобраться в объяснении человеком прошлого. Объяснить в мировоззренческой концепции причинно-следственной связи жизнь человека во времени, с древнейших времен до наших дней» [6, с. 3]. Именно объяснительная функция исторического процесса проходила красной нитью через большую часть публикаций журнала. Он заботливо отбирал крупных российских и зарубежных ученых в редакционную коллегию, много труда положил в подбор авторов статей и их редактирование. Им велась огромная переписка с авторами и членами редколлегии. Много было передумано и по поводу подбора названия для журнала, в котором отражалось его «кредо» в понимании истории.

Учитывая большой интерес, который сложился в российском научном дискурсе по поводу применения идеи многоконцептуаль-ности, Б.В. Личман вынес обсуждение этой проблемы на страницы журнала «История и современное мировоззрение», создав в нем специальную рубрику «Многоконцептуальная история» (в 2020 г. она стала называться «Теории изучения прошлого: многоконцептуальная история в современном мире»).

Обращение к материалам, опубликованным в этой рубрике за полтора года нахождения Б.В. Личмана на посту главного редактора этого журнала, позволяет сделать вывод о том, что это была наиболее популярная рубрика, выступить в которой считали за честь многие ученые страны. Всего в 2019 - первой половине 2020 г. (6 номеров) в рубрике было опубликовано 28 статей.

Борис Васильевич мечтал и много делал для того, чтобы превратить журнал «История и современное мировоззрение» в издание, рекомендованное ВАК России. Его мечта сбылась уже после его ухода из жизни. В апреле 2021 г. журнал получил этот статус. Символично, но это произошло в момент, когда Б.В. Личману исполнилось 75 лет. Замечательный памятник получил этот очень хороший и светлый человек к своему юбилею.

Список литературы Воспоминания о Борисе Васильевиче Личмане

  • Запарий В.В., Камынин В.Д., Личман Б.В. «По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.) // QuaestioRossica. 2019. Т. 7. №1. С. 23-36.
  • История Урала: ХХ век / Под ред. В.Д. Камынина и Б.В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во «СВ», 1996. Кн. 2. 400 с.
  • Личман Б.В. Методологический плюрализм в российской юриспруденции // История науки и техники в современной системе знаний: Третья ежегодная конференция кафедры истории науки и техники 8 февраля 2013 г. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2013. С. 113 - 121.
  • Личман Б.В. Обращение от редакции // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. С. 3.
  • Многоконцептуальность в науке: Материалы международной научной конференции, посвященной 65-летию профессора Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во УМЦ-УПИ, 2011. 443 с.
Статья научная