Возделывание кипрея узколистного (Сhamaenerion angustifolium) в смеси с маральим корнем (Rhaponticum carthamoides) (Willd) Jlin

Автор: Старковский Борис Николаевич, Симонов Геннадий Александрович, Вахрушева Вера Викторовна

Журнал: Молочнохозяйственный вестник @vestnik-molochnoe

Рубрика: Сельскохозяйственные и ветеринарные науки

Статья в выпуске: 3 (39), 2020 года.

Бесплатный доступ

Авторы исследовали способность кипрея узколистного (иван-чая) произрастать совместно с рапонтикумом сафлоровидным (маральим корнем) в условиях Северной части Нечерноземной зоны РФ. Выявлено, что оба растения сразу после схода снега трогаются в рост. Фенологическая фаза цветения у маральего корня наступает раньше, чем у кипрея узколистного. В опыте установлено, что в составе травосмеси кипрей угнетается. На третий год жизни наблюдается изреживание стеблестоя иван-чая вследствие падения побегопроизводительной способности его корней. За период эксперимента продуктивность травосмеси была ниже контроля на 5 т/га. В контрольном варианте выход обменной энергии и сбор сырого протеина на 11,2 ГДж/га и 179,3 кг/га выше, чем в травосмеси. Маралий корень на третий год произрастания развивает мощную корневую систему и розетку листьев в результате чего кипрей узколистный оказывается в неблагоприятных условиях и становится очевидным его вытеснение маральим корнем из состава ценоза.

Еще

Кипрей узколистный, иван-чай, рапонтикум сафлоровидный, маралий корень, урожайность, сухое вещество, протеин, травосмесь, зеленая масса

Короткий адрес: https://sciup.org/149126884

IDR: 149126884

Текст научной статьи Возделывание кипрея узколистного (Сhamaenerion angustifolium) в смеси с маральим корнем (Rhaponticum carthamoides) (Willd) Jlin

В Северо-Западном федеральном округе РФ, располагающим 2978 тыс. га пашни и 1743 тыс. га кормовых угодий, ведущими и взаимосвязанными отраслями АПК являются молочно-мясное животноводство и кормопроизводство [1].

Обобщение результатов многолетних исследований показывает, что при решении задачи полного самообеспечения всеми видами концентрированных, грубых и сочных кормов усредненные оптимальные для региона параметры структуры посевных площадей, исходящие из молочной специализации животноводства, выглядят следующим образом: зерновые – 30–40 %; многолетние травы – 40–50 %; силосные (однолетние травы, кукуруза и др.) – 10‒15 %; картофель, овощи и технические – 10–15 %; кормовые корнеплоды и новые культуры – до 5 % [2].

Видовой состав многолетних трав, широко возделываемых в настоящее время в регионе, ограничен и представлен в основном тимофеевкой луговой, овсяницей луговой, райграсом пастбищным и клевером луговым [1].

Острый дефицит финансовых средств не позволяет хозяйствам широко использовать покупные корма для балансирования рационов животных с целью обеспечения роста их продуктивности [3].

Недостаток переваримого протеина в кормах отрицательно сказывается на жизнедеятельности животных, ведет к значительному перерасходу кормов (недостаток 1 г перерваримого протеина увеличивает на 2 % перерасход кормов) и, в конечном итоге, к удорожанию животноводческой продукции [4].

Повышение качества корма как выход из сложившейся ситуации является одной из важнейших задач отрасли растениеводства [5].

Кормовая ценность полученного растительного сырья зависит от состава агрофитоценоза (одновидовой или смешанный), срока проведения скашивания и укоса [6‒11].

Россия обладает одной из богатейших в мире коллекций по ботаническому разнообразию культивируемых растений и их диких сородичей. Только по каталогу ВИРа насчитывается более 320 000 образцов.

Еще в начале 60-х годов прошлого века, признали что в каждом хозяйстве европейского Нечерноземья и Севера для создания высокоэффективной кормовой базы животноводства целесообразно выращивать три-четыре интродуцированных вида многолетних растений [12].

Ученые из ФГБНУ «Северо-Западный Центр междисциплинарных исследований проблем продовольственного обеспечения» (г. Санкт-Петербург, Пушкин) предлагают базовые машинные технологии производства кормов из трав, предполагающие использование материально-технических ресурсов с различной степенью интенсивности – высокая (А), интенсивная (Б), традиционная (В).

Традиционная технология (В) – должна обеспечивать уборку зеленой массы в объеме 5‒10 т/га и производство силоса с энергетической питательностью 8,7‒9,3 МДж, сенажа – 8,6‒9,0 МДж, сена – 8,5‒8,8 МДж.

Интенсивная технология (Б) направлена на заготовку зеленой массы 10‒16 т/ га и производство силоса с энергетической питательностью 9,3‒10,0 МДж, сенажа – 9,0‒9,3 МДж, сена – 8,8‒9,0 МДж.

Высокая технология (А) – включает осуществление двух укосов с получением суммарного выхода зеленой массы 19‒30 т/га (1 укос 12‒18 т/га, 2 укос 7‒12 т/га) и производство силоса с энергетической питательностью 10,0‒10,6 МДж, сенажа – 9,3‒9,9 МДж, сена – 9,0‒9,2 МДж [13].

Освоение растительных ресурсов – комплексная задача для региона. Проблемы интродукции растений – введения их в культуру на основе всестороннего изучения – определены в фундаментальных работах Н.И. Вавилова.

Перспективными культурами для введения в культуру для нашего региона являются кипрей узколистный (Chamaenerion angustifolium) и рапонтикум сафлоровидный (маралий корень) (Rhaponticum carthamoides) (Willd) Jlin.

Естественные стации кипрея дают до 60 т/га высокопитательной зелёной массы, в то время как в искусственных посадках урожайность 35,0 т/га иван-чай узколистный может дать на третий год после высадки черенков без применения удобрений [14].

Маралий корень также ценная культура в кормовом отношении. Гарантированная урожайность культуры 20 т/га. В 100 кг зеленого корма 20,2 корм.ед., 2,4 кг переваримого протеина, 17 аминокислот, в 1 корм. ед. – 110–130 г переваримо-го протеина. Фитоэкстрагенные вещества растения являются стимуляторами воспроизводительной функции с.-х. животных [15].

Таким образом, данные культуры можно отнести к высокотехнологичным для производства кормов.

Известно, что травосмеси более устойчивы к вредителям и болезням, чем одновидовые посевы. Так на кипрее насчитывается 19 фитофагов, питающихся различными органами растения [16]. При этом потери зеленой массы могут достигать более 11% в зависимости от степени повреждения вредителями [17].

Актуальность исследования состоит в необходимости совершенствования структуры набора кормовых культур региона, ценных в кормовом отношении.

Новизна состоит в том, что впервые изучена возможность совместных посадок нетрадиционных кормовых растений кипрея узколистного (иван-чая) и рапонтика сафлоровидного.

Целью наших исследований являлось определить эффективность культивирования кипрея узколистного в смешанном посеве с маральим корнем; на основании полученных данных объективно оценить целесообразность их совместного выращивания.

Практическая значимость заключается в использовании полученных результатов в дальнейшей работе по совершенствованию технологии возделывания рассмотренных культур для включения их в структуру кормового клина региона.

Объект исследований: посадки кипрея узколистного в чистом виде и в смеси с рапонтикумом сафлоровидным (маральим корнем).

Вегетационно-полевые опыты проводились на опытном поле Вологодской ГМХА в период с 2015 по 2017 гг., предшественник – картофель. Система обработки почвы включала – зяблевую вспашку и весеннюю предпосевную культивацию. Опыт включал в себя 2 варианта. Закладка опыта велась способом систематического размещения, повторность четырехкратная. Площадь опытной делянки 1,5 м2 (1,5 х 1,0).

Посадочный материал ‒ отрезки корневых отпрысков кипрея узколистного заготавливали в местах его естественного произрастания. Семена маральего корня высевали на глубину 1,5‒2,0 см специальной ручной сеялкой. Качество использованного в опыте семенного материала маральего корня: чистота 95 %, всхожесть 87%, хозяйственная годность 82,6%. При норме высева при 100% хозяйственной годности 6 кг/га фактическая норма высева составила 7,3 кг/га.

Схема опыта:

Кипрей узколистный – в чистом виде (контроль)

Кипрей узколистный + маралий корень

При закладке опыта в варианте из кипрея и маральего корня – вначале высаживали кипрей, используя предварительно заготовленные корневые отпрыски, нарезанные длиной 10‒15 см. Отпрыски высаживали на глубину 8–10 см. Расстояния между рядами кипрея 70 см, а в междурядья высевали семена маральего корня. Учет продуктивности зеленой массы кипрея проводили в фазу цветения; в совместных посевах ‒ в фазу цветения доминирующего компонента. Метод учета урожая – сплошной с определением ботанического состава. Перед учетом удаляли защитные полосы и выключки. Учетная площадь 1 м2. Начиная с момента отрастания растений, каждые 10 дней замеряли силу роста и фазу развития растений.

В растительных сообществах корневая система кипрея распределялась в разных по глубине почвенных горизонтах. Это обеспечивало равномерное и рациональное использование питательных веществ почвы. В составе травосмеси виды растений лучше используют влагу и тепло.

Маралий корень Rhaponticum carthamoides ‒ многолетнее травянистое растение с мощным симподиально ветвящимся корневищем.

Оба растения требовательны к условиям вегетации, положительно реагируют на наличие азота в почве. Это обстоятельство, в том числе, послужило причиной изучения их совместного произрастания. Результаты изучения прохождения фаз развития компонентами травосмесей представлены в таблице 1.

Таблица 1 ‒ Прохождение фаз развития компонентов травосмеси

Годы исследования

Вариант

Календарная дата начала вегетации

Бутонизация

Цветение

начало

полное

1. Кипрей

15.06.

20.07.

01.08.

10.08.

1 г.

2 . Кипрей Маралий корень

15.06.

23.06.

20.07.

01.08. —

10.08.

1. Кипрей

24.04.

10.06.

05.07.

12.07.

2 г.

2. Кипрей Маралий корень

27.04.

15.06.

01.07.

10.07.

01.05.

05.06.

20.06.

24.06.

1. Кипрей

29.04.

15.06.

01.07.

08.07.

3 г.

2. Кипрей Маралий корень

28.04.

14.06.

27.06.

05.07.

30.04.

01.06.

18.06.

23.06.

Вегетационный период в год закладки опыта характеризовался неравномерным количеством осадков. Так, май месяц отличился двойной месячной нормой и температурой воздуха, на 7 0С превышающей средние многолетние показатели. Поэтому в год посадки всходы были дружные и появились у кипрея на 7–10 день после посадки корневищ. У маральего корня всходы были отмечены на 15‒20 день. Последующие месяцы вегетации отмечены значительно меньшим количеством осадков в сравнении с многолетними данными и температурами выше средних.

2016 год был самым засушливым и жарким за годы наблюдений. Температура за период вегетации превышала многолетние на 5–8 0С. Количество осадков вы- пало 70% от годовой нормы.

Погода, предшествовавшая началу вегетации в 2017 году, была благоприятной – дневные температуры доходили до +20 0С. Самым засушливым был июнь месяц, когда выпало менее половины нормы осадков.

В год закладки опыта вегетация растений пришлась на вторую половину июня. На второй и третий годы растения кипрея в агроценозе начинали вегетацию сразу после схода снега на 1‒3 дня раньше маральего корня. В анализируемые годы,кипрей узколистный в одновидовых посадках вступал в фазу цветения в первых числах июля (5 и 1 июля), что на 3 дня позже, чем в составе смеси. Данное обстоятельство, вероятно, связано с имеющим место фактором конкуренции между растениями в агроценозе.

В первый год опыта растения маральего корня после всходов развивались медленно и отставали в росте от растений кипрея (рисунок) . В составе травосмеси в соотношении компонентов доминировал кипрей 95,1 %. В год посадки учет урожая не проводился. На диаграмме видно, что в первый год развитие и рост растений травосмеси протекает медленно. Растения маральего корня к концу вегетации в опыте достигли высоты 15 см и имели хорошо развитую прикорневую розетку листьев. Стебли растения кипрея узколистного достигли 45 см.

Начиная со второго года жизни растений во всех вариантах опыта отмечено раннее отрастание. Совместное произрастание кипрея узколистного и маральего корня ведет к постепенному изреживанию стеблестоя кипрея и снижению его доли в травосмеси (табл. 2) .

Рапонтикум сафлоровидный (маралий корень) образует плотную розетку листьев и мощную корневую систему, подавляющую корневища кипрея узколистного.

При сравнении высоты стеблей кипрея (контроль) с высотой стеблей его в травосмеси (см. рисунок) видно существенное отставание в росте на 3 год стеблей кипрея узколистного, произрастающих в смеси с маральим корнем.

В агроценозе кипрей + маралий корень стебли кипрея узколистного (иван-чая) на 3 год совместного произрастания были выше рапонтика сафлоровидного в среднем на 10 см.

Урожайность изучаемых вариантов в опыте представлена в таблице 2 .

Данные таблицы подтверждают фенологические наблюдения ‒ кипрей узколистный в чистом виде продуктивнее совместных посадок с рапонтикумом сафлоровидным. Несмотря на высокую облиственность маральего корня, основная масса его листьев располагается в прикорневом ярусе и при уборке не учитывалась. Период от начала вегетации до уборки у тавосмеси был короче, чем в монопосад- ках кипрея, но урожайность смеси уступала контролю во второй и третий годы (среднее за два года 7,3 и 12,3 т/га соответственно).

В контрольном варианте сбор питательных веществ с единицы площади выше, чем в травосмеси (табл. 3) . Учет урожайности проводили за один укос. Таблица показывает, что кипрей узколистный (иван-чай) в составе травосмесей дает основное количество протеина и сахара.

При скашивании травосмеси, включающей кипрей + маралий корень, (в среднем за два года исследований) сбор сырого протеина 199,7 кг/га и 13,8 ГДж обменной энергии, в то время как в контрольном варианте (в чистом виде кипрей) эти показатели были выше и составили 379 кг/га и 25 ГДж/га соответственно по сравнению с травосмесью.

Таблица 2 ‒ Урожайность вариантов в опыте

Годы

исследования

Вариант

Календарная дата начала вегетации

Период от начала вегетации до уборки

Урожайность з/м, т/га

Соотношение компонентов в травосмеси, %

1 г.

1. Кипрей

15.06.

-

-

100

2. Кипрей Маралий корень

15.06.

23.06.

-

-

95,1 4,9

2 г.

1. Кипрей

24.04.

73

6,2

100

2. Кипрей Маралий корень

27.04.

01.05.

66

5,9

67,4

32,6

3 г.

1. Кипрей

29.04.

64

18,3

100

2. Кипрей Маралий корень

28.04.

30.04.

50

8,6

46,1

53,9

Таблица 3 ‒ Продуктивность агроценозов кипрея узколистного

Наименование компонентов

Зелёная масса, т/ га

Выход сухого вещества, т/га

Кормовых ед., ед./га

Обменная энергия, ГДж/га

Сырой протеин, кг/га

Сахар, кг/га

Жир, кг/га

1 г. пользования

Кипрей

6,2

1,2

928

12,2

192

105

51,5

Кипрей + Маралий корень

5,9

1,1

872

11,2

168,1 (123,6 +

44,5)

94,0 (67,6+ 26,4)

44,6

2 г. пользования

Кипрей

18,3

3,7

2740

37,7

565

309

152

Кипрей + Маралий корень

8,6

1,6

1260

16,3

231,2 (123,6 + 107,6)

131,5 (67,6+ 63,9)

61

Среднее за период исследований

Кипрей

12,3

2,5

1834

25,0

379

207

102

Кипрей + Маралий корень

7,3

1,4

1066

13,8

199,7 (123,6 +

76,1)

112,8 (67,6+

45,2)

52,8

Выводы

Эксперимент свидетельствует ‒ урожайность зеленой массы в варианте кипрей + маралий корень ниже, чем в контрольном варианте с показателем 7,3 т/ га, против 12,3 т/га (среднее за два года). Выход обменной энергии и сбор сырого протеина в монопосадках на 11,2 ГДж/га и 179,3 кг/га выше, чем в травосмеси. Маралий корень на третий год произрастания с кипреем узколистным образует плотные заросли, угнетающие кипрей. Побегопроизводительная способность корневищ иван-чая снижается, уменьшается количество стеблей, он раньше вступает в фазу цветения и таким образом следует признать вытеснение его рапонтикумом сафлоровидным из состава ценоза.

Список литературы Возделывание кипрея узколистного (Сhamaenerion angustifolium) в смеси с маральим корнем (Rhaponticum carthamoides) (Willd) Jlin

  • Основные направления интенсификации и модернизации кормопроизводства Северо-Западного федерального округа России / М.В. Архипов, Т.А. Данилова, Ю.А. Тюкалов [и др.] // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. - 2015. - № 4 (31). - С. 19-26.
  • Развитие кормопроизводства в Северо-Западном регионе РФ с учетом природно-климатических условий и инновационных технологий / В.Д. Попов, М.В. Архипов, Т.А. Данилова [и др.] // Материалы международного конгресса «АгроРусь». - СПб, 2014. - С. 41-42.
  • Капустин, Н.И. Иван-чай и его возделывание в культуре / Н.И Капустин, Б.Н. Старковский // Вопросы совершенствования полевого кормопроизводства и технология выращивания лесных культур: сб. матер. юбилейной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета агрономии и лесного хозяйства, 2003. - С. 27-29.
  • Старковский, Б.Н. К вопросу интродукции кипрея / Б.Н. Старковский, Н.И Капустин // Перспективные направления научных исследований молодых ученых Северо-Запада России, 2000. - С. 76-78.
  • Старковский, Б.Н. Изучение консервирующего действия зеленой массы кипрея / Б.Н. Старковский, Н.И Капустин // Перспективные направления научных исследований молодых ученых Северо-запада России. Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов, посвященный 75-летию аспирантуры ВГМХА имени Н.В. Верещагина. - Вологда ; Молочное, 2001. - С. 114-118.
  • Коновалова, Н.Ю., Урожайность и питательность бобово-злаковых агрофи-тоценозов с включением фестулолиума / Н.Ю. Коновалова, В.В. Вахрушева, С.С. Коновалова // Вестник АПК Верхневолжья. - 2019. - № 1 (45). - С. 9-15.
  • Энергосберегающая технология улучшения старосеяных пастбищ / И.В. Се-реброва [и др.] // Достижения науки и техники АПК. - 2011. - № 1. - С. 48 -50.
  • Подсев козлятника восточного на старосеяных пастбищах в условиях Европейского Севера России / И.В. Сереброва [и др.] // Пути совершенствования агротехнологий на Северо-Западе России. - 2010. - С. 189-194.
  • Пастбища и их роль в кормлении молочного скота в условиях Европейского Севера РФ / Е. Тяпугин [и др.] // Молочное и мясное скотоводство. - 2011. - № 5. - С. 23-24.
  • Возделывание люцерны изменчивой (MEDICAGO VARIA MART.) в смешанных посевах в условиях Северо-Запада России / Е.А. Тяпугин, Г.А. Симонов, Н.Ю. Коновалова,Т.Н. Соболева // Кормопроизводство. - 2016. -№10. - С. 22-25.
  • Эффективность выращивания нового сорта гороха полевого Вологодский усатый на зеленую массу / Е.А. Тяпугин, Г.А. Симонов, И.Л. Безгодова, Н.Ю. Коновалова // Кормопроизводство. - 2017. - №8. - С. 38-41.
  • Вавилов, П.П. Новые силосные растения и их значение в создании кормовой базы животноводства / П.П. Вавилов, К.А. Моисеев // Мат. Третьего Всесоюзн. симпозиума «Новые силосные растения». - Сыктывкар. - 1966. С. 15-26.
  • Состояние и пути повышения эффективности кормопроизводства на северо-западе России / В.Д. Попов, Т.А. Данилова, С.М. Синицына и др. // Научное обеспечение кормопроизводства и его роль в сельском хозяйстве, экономике, экологии и рациональном природопользовании России: сб. научных трудов ВИК им. В.Р. Вильямса. - М.: Угрешская типография, 2013. - С. 47-54.
  • Старковский, Б.Н. Проблема производства нетрадиционного растительного сырья / Б.Н. Старковский // Молочнохозяйственный вестник. - 2014. - № 4 (16). - С. 37-44.
  • Итоги полувекового изучения и практического использования маральего корня в России и в сопредельных государствах / Б.А. Постников // Аграрная Россия. - 2001. - № 6. - С. 3-18.
  • Вредители Иван-чая узколистного / Б.Н. Старковский, Д.П. Зорин // Защита и карантин растений. - 2010. - № 5. - С. 45-46.
  • Влияние основных вредителей на урожай зелёной массы и семян Иван-чая узколистного на Севере Европейской части России / Б.Н. Старковский, Д.П. Зорин // Кормопроизводство. - 2010. - № 2. - С. 30-33.
Еще
Статья научная