Возможна ли реалистичная культурология современности? (Статья вторая)

Автор: Мартынов Владимир Анатольевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Стратегия дискурса

Статья в выпуске: 3 (64), 2022 года.

Бесплатный доступ

Во второй статье о современности вначале дается краткий очерк теории «постбахтинской» культурологии, затем в оптике этой теории определяются границы и параметры модерна и экспериментально проверяются эвристические возможности этой теории. Прежде всего, оказывается допустимой строгая фиксация исторических границ современности: ее история начинает отчет с 70-80-х гг. XVIII в. Начиная с этого рубежа, время перестает быть всего лишь поводом для умозрений, фактор будущего становится основным вектором, структурирующим психику человека. Тогда в перспективе этого фактора можно попытаться посмотреть на некоторые важнейшие культурные практики, они оказываются стратегиями выживания в состоянии «футурошока». Так, например, пристальный взгляд сквозь оптику реалистичной культурологии позволяет увидеть в авангардистском искусстве поточное механическое производство симулякров оригинальности. А реалистичный взгляд на бесконечно длящиеся споры о «постмодерне», «супермодерне», «гипермодерне», «метамодерне», «постпостмодерне» и т.п. позволяет обрести твердую опору для точки зрения извне, сверху. Споры по содержанию тоже возможны, но они вторичны, вначале нужно видеть шестеренки и подшипники самого механизма производства «эпох», т. е. активный «творческий» процесс порождения концепций, предлагающих новые варианты пост-, мета-, гиперсовременности и т.д. оказываются тоже конвейером, простым поточным производством.

Еще

Авангард, с.с. аверинцев, время, историзм, конструктивизм, культурология, метамодерн, постмодерн, постпостмодерн, современность, э. тоффлер, футурошок, эпистемологический реализм

Короткий адрес: https://sciup.org/140296453

IDR: 140296453   |   DOI: 10.53115/19975996_2022_03_032-042

Список литературы Возможна ли реалистичная культурология современности? (Статья вторая)

  • Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. – М.: Наука, 1981. – С. 3–14.
  • Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – С. 115–145.
  • Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // Брентано К. Избранное [на нем. яз.]. – М.: Радуга, 1985. – С. 7–37.
  • Аверинцев С.С. «Мы – смысловики» // Аверинцев и Мандельштам: статьи и материалы / Под ред. Д.Н. Мамедовой. – М.: РГГУ, 2011. – С. 19–24.
  • Автономова Н.С. Познание и перевод: Опыты философии языка. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 736 с.
  • Альфонсов В.Н. Теоретические позиции русского футуризма // Литературные манифесты и декларации русского модернизма. – СПб.: Пушкинский Дом, 2017. – С. 679–708.
  • Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 484 с.
  • Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. – М.: НЛО. – 272 с.
  • Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
  • Беспалая О.П. После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, поспостмодерн… // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 1–5.
  • Гальцова Е.Д. Творчество А. Бретона как энциклопедия сюрреализма. – М.: ИМЛИ РАН, 2019. – 352 с.
  • Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 480 с.
  • Дюв Т. Де Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. – 368 с.
  • Зедльмайр Х. Утрата середины. – М.: Прогресс-Традиция; Изд-й дом «Территория Будущего», 2008. – 640 с.
  • Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1998. – 255 с.
  • Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996. – 256 с.
  • Козеллек Р. Образование современного понятия истории. История как одно из основополагающих понятий Новейшего времени // Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи: в 2 т. Т. 1. – М.: НЛО, 2014. С. 126–240.
  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
  • Липовецкий Ж. Империя эфемерного. – М.: НЛО, 2012. – 336 с.
  • Липовецкий М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. – М.: НЛО, 2008. – 840 с.
  • Мартынов В.А. Культурология «начерно, шепотом» // Идеи и идеалы. – 2022, № 3 [в печати].
  • Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодерна / Ред. Р. ванн ден Аккер, Э. Гиббонс, Т. Вермюлен. – М.: RUGRAM, 2020. – 342 c.
  • Михайлов А.В. Античность как идеал и как культурная реальность XVIII–XIX вв. // Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988. – С. 308–324.
  • Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. – М.: НЛО, 2017. – 136 с.
  • Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: автомодернизм // Философские науки. – 2018, № 10. – С. 97–113.
  • Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: диджимодернизм: рецензия на книгу А. Кирби // Философия. Журнал Высшей школы экономики. Т. II. – 2018, № 2. – С. 197–212.
  • Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: метамодернизм // Логос. Т. 28. – 2018, № 6. – С. 1–19.
  • Павлов А.В. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теория объясняют наше время. – М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 560 с.
  • Рид Г. Краткая история современной живописи. – М.: Искусство, 2006. – 320 с.
  • Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 2009. – 544 с.
  • Судьба европейского проекта времени. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 720 с.
  • Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2002. – 557 с.
  • Турчин В. Образ двадцатого… – М.: Прогресс, 2003. – 648 с.
  • Фостер Х., Краус Р., Буа И.-А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года. – М.: Ад Маргинем пресс, 2015. – 816 с.
  • Bowness A. Modern Art. – L.: Thames and Hudson, 1972. – 224 p.
Еще
Статья научная