Возможно ли производство судебной экспертизы после приостановления предварительного следствия (на примере налоговых преступлений)

Автор: Бобринв Руслан Викторович

Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd

Рубрика: Помощь ведущих специалистов

Статья в выпуске: 2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140195831

IDR: 140195831

Текст статьи Возможно ли производство судебной экспертизы после приостановления предварительного следствия (на примере налоговых преступлений)

В соответствии со ст.74 УПК РФ в качестве доказательств по уголовному делу наряду с показаниями подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, вещественными доказательствами, заключением и показаниями специалиста, протоколами следственных и судебных действий, иными документами допускается заключение эксперта. По налоговым преступлениям заключение эксперта, полученное по результатам проведения бухгалтерской или налоговой экспертизы, выступает одним из наиболее важных доказательств.

Экспертом, согласно ст.57 УПК РФ, является лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. При этом на стадии досудебного производства назначить судебную экспертизу вправе только один из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения – следователь.

Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление. Судебная экспертиза, как следует из ст.195 УПК РФ, производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Следователь вправе только присутствовать при ее производстве.

Как показывает практика, судебные экспертизы по налоговым преступлениям проводятся экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел, имеющими сотрудников, обладающих правом производства экспертиз по данной специальности. При этом в редких случаях назначение налоговой или бухгалтерской экспертизы происходит в первый, а иногда и во второй месяцы расследования. Обусловлено это главным образом тем, что бухгалтерские, налоговые и иные документы, сохранившие на себе следы преступления, весьма многочисленны и часто находятся в разрозненных местах (квартиры, дачи, офисы, гаражи, налоговые органы, суды и т.д.), что требует определенного времени для установления всех мест их нахождения в целях последующего изъятия. Длительность в получении указанных документов объясняется и тем, что многие из них содержат сведения, относящиеся к той или иной тайне (налоговой, коммерческой, телефонных переговоров и т.д.), выемка которых без судебного решения невозможна. Большой объем документов, изымаемых по данной категории дел, которые до назначения и производства экспертизы необходимо не только изъять, но и осмотреть, а в некоторых случаях и предъявить допрашиваемым лицам, также не способствует быстрому назначению экспертизы.

В конечном итоге это приводит к тому, что следователь, выполнив на определенном этапе расследования все возможные следственные действия и признав необходимым назначение экспертизы, выносит соответствующее постановление, после чего, в связи с истечением установленного законом срока расследования, а также принимая во внимание затяжной1 характер экспертизы и не желая необоснованного выхода за процессуальные сроки расследования2, приостанавливает своим постановлением предварительное следствие.

Таким образом, фактически временной перерыв в расследовании дел о налоговых преступлениях связан с необходимостью получения органом предварительного расследования заключения эксперта, имеющего чрезвычайно важное значение для всего последующего расследования и принятия по его результатам законного решения. Юридически же из-за отсутствия в законе возможности легально приостановить срок расследования в связи с возникшей у следствия необходимостью производства судебной экспертизы следователь вынужден приостанавливать расследование по делу совершенно по другому, не имеющему ничего общего с фактическими обстоятельствами дела и достигнутыми промежуточными результатами расследования, но зато закрепленному в законе основанию, а именно в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 1999г. №79 «О ходе выполнения поста — новления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993г. №7 "О сроках рассмотрения уго — ловных и гражданских дел судами РФ"»3, в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан уголовные и гражданские дела должны рассматриваться в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются уста- новленные законом сроки выполнения отдельных процессуальных действий.

Так, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Гражданские дела в соответствии со ст.154 ГПК РФ рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Согласно ст.152 АПК РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания (ст.134 АПК РФ). По смыслу ст.227 УПК РФ решение о назначении судебного заседания принимается судьей в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания (ст.233 УПК РФ).

Выездная налоговая проверка, в результате которой часто обнаруживаются данные, указывающие на признаки налогового преступления, также проводится в установленный законом срок, ограниченный двумя месяцами (п.6 ст.89 НК РФ).

Между тем, как показал анализ процессуальных норм, законодатель при наличии к тому соответствующих обстоятельств допускает приостановление судами сроков судопроизводства по гражданским и уголовным делам в случае назначения экспертизы. В частности, ст.216 ГПК РФ предоставляет суду право по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы; ст.144 АПК РФ разрешает арбитражному суду приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы своим определением. В связи с необходимостью истребования новых доказательств, в том числе посредством назначения экспертизы, в соответствии со ст.253 УПК РФ суд выносит определение или постановление об отложении судебного разбирательства уголовного дела на определенный срок, как правило, до получения заключения эксперта.

И, наконец, раз уж мы ведем речь о преступлениях, совершаемых в сфере налогообложения, нельзя не упомянуть о праве руководителя (заместителя руководителя) налогового органа согласно п.9 ст.89 НК РФ приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.

Таким образом, учитывая продолжительный характер экспертного исследования, а в некоторых случаях нецелесообразность дальнейшего ведения судопроизводства (выездной налоговой проверки) до получения экспертного заключения, законодатель предоставил возможность судебным органам (руководителям и заместителям руководителей налоговых органов) приостанавливать процессуальные сроки при назначении экспертизы.

Органы предварительного следствия, как мы уже отмечали, такого права не имеют. Более того, в уголовно-процессуальном законе содержится запрет на производство следственных действий4 после приостановления предварительного следствия, в связи с чем возникает закономерный вопрос: «Распространяется ли этот запрет на производство уже назначенной судебной экспертизы?», — тем более, что в ранее действовавшем законе в главе, посвященной приостановлению предварительного следствия, подобный запрет отсутствовал.

Для ответа на этот вопрос обратимся к понятию судебной экспертизы. Следует сказать, что ни ранее действовавший УПК РСФСР, введенный в действие 1 января

1961 г., ни УПК РФ, вступивший в силу 1 июля 2002 г., не содержат определения судебной экспертизы.

И.Ф.Герасимов и Л.Я.Драпкин определяют экспертизу как процессуальное действие, заключающееся в исследовании экспертом (обладателем специальных познаний) по поручению следователя (суда) вещественных доказательств, иных материальных объектов и материалов с целью установления фактических данных и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.5

А. Р. Шляхов и другие исследователи под судебной экспертизой понимают процессуальное действие, состоящее в исследовании обстоятельств дела, проводимого по поручению следователей и судов в предусмотренном порядке сведущими в науке, искусстве или ремесле лицами для установления фактических данных, служащих в форме заключения эксперта средством судебного доказывания, а в конечном итоге — установления объективной истины по уголовным и гражданским делам.6

А.П.Рыжаков полагает, что судебная экспертиза — это следственное действие, представляющее собой особую, установленную уголовно–процессуальным законом форму исследования доказательств, производимую по поручению следователя (суда, прокурора, органа дознания) предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложной информации лицами, сведущими в специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам.7 Подобной точки зрения придерживается и Г.Р.Хамидуллина.8

Точку в дебатах поставил Федеральный закон от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственно–судебной экспертной деятельности в РФ»9, который дал следующее определение судебной экспертизы — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

В пользу того, что судебная экспертиза относится к числу процессуальных действий, говорит и то обстоятельство, что в отличие от следственных действий, под которыми принято понимать регламентируемые уголовно-процессуальным законодательством действия, совершаемые обладающими соответствующими полномочиями органами дознания, дознавателями, следователями, начальниками следственных отделов и прокурорами в ходе предварительного расследования уголовных дел (допрос, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, очная ставка, обыск, выемка, осмотр и освидетельствование, контроль и запись переговоров), судебная экспертиза, то есть проведение исследований и дача заключения, не входит в компетенцию указанных участников уголовного судопроизводства.

Не может быть проведена судебная экспертиза и судом, которому так же, как и следователю, но уже на стадии судебного производства, предоставлено право по ходатайству сторон или собственной инициативе лишь назначить судебную экспертизу, которая производится в том же порядке, что и судебная экспертиза, назначенная следователем на стадии досудебного производства в порядке, установленном гл.27 УПК РФ.

Под процессуальным действием согласно ст.5 УПК РФ понимается следственное, судебное или иное действие, предусмотренное Уголовно–процессуальным кодексом. Судебная экспертиза, по нашему мнению, может быть причислена к иным действиям, предусмотренным УПК РФ, проводимым иным участником уголовного судопроизводства (экспертом), назначенным органом дознания, следователем или судьей и оформляемым письменным заключением эксперта.

С учетом изложенного можно заключить, что производство после приостановления предварительного следствия по уголовному делу такого процессуального действия, как судебная экспертиза, не относящегося к числу следственных, нельзя признать незаконным.

В заключение представляется важным отметить, что п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении уголовного обвинения на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок. С учетом требований этой нормы, а также п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах судопроизводство по уголовным и гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право граждан на судебную экспертизу.

В связи с этим ситуацию, когда в уголовно–процессуальном законе отсутствует норма, позволяющая органу предварительного расследования в случае назначения судебной экспертизы приостанавливать предварительное расследование до получения заключения эксперта, нельзя признать в полной мере отвечающей правам граждан на судебную защиту. Наоборот, по нашему мнению, следует констатировать существенное нарушение их прав, когда следователь, ограниченный процессуальным сроком расследования и не имеющий возможности в отличие от суда приостановить его в связи с назначением экспертизы, сознательно искажает, нередко с подачи руководителей следственных подразделений, а иногда и надзирающих прокуроров, обстоятельства дела и собранные в ходе расследования доказательства с целью приостановить предварительное следствие, фактически не имея к тому законных оснований.

Для избежания подобного рода ситуаций, а также принимая во внимание, что судебная экспертиза, по мнению автора, является процессуальным действием, производство которого возможно после приостановления расследования, представляется целесообразным дополнить ст.208 УПК РФ дополнительным основанием, дающим право следователю приостанавливать предварительное следствие в случае назначения экспертизы.

  • 3    См.: Российская газета. - 1999. - 30 ноября.

  • 4    По смыслу ст.209 УПК РФ в случае приостановления предварительного следствия по п.п.1,2 ч.2 данной статьи следователь принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, устанавливает его местонахождение, а если он скрылся, принимает меры к его розыску, что предполагает производство им различных действий, в том числе процессуальных (поручения органам дознания; запросы в другие правоохранительные органы, в места лишения свободы; обмен информацией с оперативно-розыскными подразделениями; отдельные поручения органам дознания других районов и городов и т.п.)

  • 5    Криминалистика / под ред. И.Ф.Герасимова, Л.Я.Драпкина. – М., 1994. – С.314.

  • 6    Шляхов, А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение / А.Р.Шляхов. – М., 1979. – С.7.

  • 7    Рыжаков, А.П. Комментарий к Уголовно– процессуальному кодексу РФ / А.П.Рыжаков. – М., 2002. – С.499

  • 8    Хамидуллина, Г.Р. Судебно-бухгалтерская экспертиза / Г.Р.Хамидуллина. – М., 2004. – С.6.

  • 9    Собрание законодательства РФ. – 2001. – 23. - Ст.2291.

Список литературы Возможно ли производство судебной экспертизы после приостановления предварительного следствия (на примере налоговых преступлений)

  • Российская газета. -1999. -30 ноября.
  • Криминалистика/под ред. И.Ф.Герасимова, Л.Я.Драпкина. -М., 1994. -С.314.
  • Шляхов, А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение/А.Р.Шляхов. -М., 1979. -С.7.
  • Рыжаков, А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ/А.П.Рыжаков. -М., 2002. -С.499
  • Хамидуллина, Г.Р. Судебно-бухгалтерская экспертиза/Г.Р.Хамидуллина. -М., 2004. -С.6.
  • Собрание законодательства РФ. -2001. -№23. -Ст.2291.
Статья