Возможности использования следов рук для идентификации личности по ДНК
Автор: Кайгородова О. С., Соснина А. И.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 5, вып. 10, 2023 года.
Бесплатный доступ
Далеко не все ассоциируют следы рук человека с биологическими следами. Вместе с тем, след руки – это не только папиллярный узор, но и потожировой след, который содержит ДНК. Обработка объектов, обнаруженных на месте происшествия, парами цианокрилата позволяет не только выявить след папиллярного узора, но исследовать ДНК с целью его дальнейшей идентификации и решения различных вопросов расследования преступлений.
Потожировой след рук, папиллярный узор, ДНК, цианокрилат, идентификация
Короткий адрес: https://sciup.org/14128609
IDR: 14128609
Текст статьи Возможности использования следов рук для идентификации личности по ДНК
Наука не стоит на месте и шагает вперед «семимильными» шагами. Криминалистика в полной мере старается использовать современные научные достижения в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. К одному из таких направлений относится использование данных о ДНК человека, в том числе, изъятое с места совершения преступления. В понимании большинства — это кровь, сперма и т. д. А если речь идет о человеке, то, чаще всего, возникает ассоциация с буккальным эпителием.
Но речь пойдет о потожировых следах рук человека. Другими словами, следах рук, обнаруженных на местах происшествий. Классически — это след папиллярного узора руки. Однако, этот папиллярный узор — ни что иное, как потожировой след, содержащий ДНК. И если данных дактилоскопического исследования недостаточно для идентификации личности, то можно обратиться к ДНК следа и, возможно, решить поставленную задачу. В этом плане сведения на основе анализа ДНК возможно будут более информативны, причем не только для решения диагностических, но и прогностических задач.
Основная часть
Система, сформированная на основе применения метода анализа ДНК, занимает особое место среди информационных данных экспертно-криминалистического учёта1. В настоящее время этот метод представляется криминалистам наиболее эффективным и перспективным для изучения следов биологического происхождения. Он используется для установления происхождения биологического следа от конкретного человека, родства и идентификации неопознанных трупов. Этот метод позволяет практически со стопроцентной вероятностью идентифицировать человека при сравнении данных ДНК, полученных из следов биологического происхождения, изъятых на месте происшествия, и данных ДНК биологических образцов подозреваемых и обвиняемых.
Как же это «сработает» в правоприменительной деятельности?
Процесс формирования потожирового следа человека — это перенос потожирового вещества с кожи человека на следовоспринимающую поверхность. Этот перенос осуществляется путем отделения потожирового вещества от поверхности кожи и нанесения его на следовоспринимающую поверхность путем прямого контакта или путем контакта уже сформированного следа с новой следовоспринимающей поверхностью.
Рассматриваемые следы относятся к поверхностным следам, в процессе образования которых основную роль играет свойство адгезии.
Основной закономерностью образования потожирового следа является необходимость контактного взаимодействия кожи человека (следообразующего объекта) с поверхностью материальных тел (следопринимающей поверхности), обладающих определенными свойствами. Остальные закономерности — это выражение свойств кожи и объекта и их взаимодействия.
Как правило, первая ассоциация, приходящая на ум, когда речь идет о следах человека на месте преступления — это традиционный папиллярный узор. Данный папиллярный узор направляется на дактилоскопическое исследование, в ходе которого, на основании исследования определенного количества общих и частных признаков устанавливается (или опровергается)
тождество. Для установления тождества может банально не хватить общих и частных признаков. Обусловлено это и особенностью следообразования папиллярного узора на поверхности с одной стороны, и особенностью дактилоскопирования лиц с другой стороны. Так, дактилоскопированию подлежат основная, средняя и ногтевая фаланги. Тогда как след на месте происшествия (например, при взятии какого-либо предмета) оставляется верхней частью подушечки пальца и верхней частью ногтевой фаланги, то есть часто не теми зонами, которые подлежат дактилоскопированию. Этот нюанс образования следов пальцев рук на месте происшествия следует учитывать при дактилоскопировании лица. Что же делать, если для установления тождества не хватило общих и частных признаков? Можно ли дальше исследовать изъятый с места происшествия след руки? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, как именно, при помощи каких средств и методов был изъят след руки с места происшествия.
Наиболее часто используемое техникокриминалистическое средство, используемое для обнаружения и фиксации папиллярного узора — это различные дактилоскопические порошки. Однако, их применение исключает дальнейшее исследование обнаруженного следа на предмет обнаружения и идентификации по ДНК.
В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения Н. Н. Шевко и Е. В. Куленковой, согласно которой очередность применения методов определяется минимизацией ущерба в отношении самого следа, а также объектов, на которых могут быть обнаружены эти следы (объекты-носители) [1, с. 35].
В связи с этим, для обнаружения и дальнейшего исследования первоочередно предлагается использовать пары цианокрилата, при помощи которых могут исследоваться следы рук. Данный метод абсолютно заслуженно является объектом исследования многих ученых [2; 3; 4]. При использовании этого метода пары цианоакрилата испаряются, оседают на поверхности близлежащих предметов и окрашивают их поверхность, а также следы рук в различные оттенки серого цвета, что увеличивает контраст невидимых или едва заметных следов рук и позволяет зафиксировать их фотосъёмкой.
Но не только традиционного вида следы рук в виде папиллярного узора могут быть оставлены преступниками на месте преступления. В настоящее время представители криминального мира, благодаря широкому распространению специальной литературы, публикациям в средствах массовой информации, художественным и документальным фильмам и сериалам, достоверно знают, по каким следам их могут идентифицировать. Поэтому применяют нехитрые, но, вместе с тем, эффективные способы противодействия: маски и перчатки. Но, как показала практика, латексные перчатки не скрывают потожировые следы рук, так как не препятствуют оставлению потожировых выделений.
В этом случае поиску и обнаружению подлежат предметы — носители биологических следов, находившиеся в контакте с руками преступников: дверные ручки, выключатели, орудия преступления, те же перчатки, брошенные преступниками на месте происшествия и т. д. Обнаружение объектов биологического происхождения начинается с визуального осмотра предметов. Осмотр необходимо проводить как при естественном, так и при искусственном косо падающем освещении. Осмотр при искусственном косо падающем освещении позволяет обнаружить старые потожировые наслоения. Здесь большую роль сыграет моделирование, то есть восприятие следователем обстановки места происшествия, его «прочтения» для понимания картины произошедшего, выдвижения версий, и соответственно, предположения, где, на каких предметах, поверхностях могли остаться следы преступников.
При выборе метода изъятия обнаруженного предмета необходимо помнить, что чем меньше он повреждает след, тем больше информации будет сохранено для дальнейшей работы. Необходимо всегда стараться изыскать возможность изъятия объектов в нативном (натуральном, неизменном) виде. В том случае, если изъятие предмета-следоносителя невозможно, изымается смыв этого следа по правилам работы с биологическими следами.
Универсальной упаковкой для большинства биологических объектов является чистая плотная бумага. Упаковка объектов биологического происхождения в полиэтиленовые пакеты недопустима. Это может привести к утрате биологического следа. Соответственно, дальнейшая работа с ним будет невозможна.
При этом, для проведения судебной экспертизы ДНК не требуется большого количества исследуемого объекта. Так, теоретически минимальным размером объекта, подходящего для анализа ДНК, может быть только одна клетка, но на практике объект должен состоять как минимум из десятков или сотен нетронутых клеток. Это значение соответствует настолько маленькому размеру, что часто тестируемые объекты остаются незамеченными. Например, 1 мкл цельной крови (1/30 самой маленькой капли) содержит около 50 нг ядерной ДНК, что в 50 раз превышает количество ДНК, необходимое для проведения генетического теста. Кроме того, анализ ДНК позволяет исследовать следы, загрязненные микрофлорой, или следы, содержащие ДНК двух и более человек [5] (например, потожировой след преступника и потерпевшего на ручке двери или выключателе).
Заключение
Таким образом, используя развивающиеся возможности криминалистики следует рассмотреть возможность выявления следов рук в виде традиционных папиллярных узоров при помощи паров цианокрилата с возможностью дальнейшего исследования ДНК, а также следы-выделения при использовании преступниками латексных перчаток с помощью именного исследования ДНК, которое предоставляет гораздо большие возможности для идентификации личности лица, совершившего преступление.